ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3315/20 от 23.11.2020 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело а-3315/2020

УИД 68RS0-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО10

при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании ФИО1 избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу »,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании ФИО1 избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ».

В обоснование административных исковых требований указано, что постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах выборов депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » в части признания ФИО1 избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу . Основанием для принятия вышеуказанного постановления явился тот факт, он, являясь адвокатом, не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования и в связи с данным обстоятельством был обязан в пятидневный срок после его извещения ДД.ММ.ГГГГ об избрании депутатом представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, а именно о приостановлении статуса адвоката. Полагает, что постановление окружной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением положений действующего законодательства. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» устанавливается порядок приостановления статуса адвоката, в соответствии со ст. 16 - статус адвоката приостанавливается по основанию – избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления, при этом, речь идет об избрании адвоката на должность, занимаемую на постоянной основе в органе местного самоуправления, но не о том, что адвокат избран депутатом. Данная позиция подтверждается постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО3, в котором указано, что только для депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе установлен ряд ограничений, а именно в случае избрания адвоката депутатом представительного органа муниципального образования, при осуществлении полномочий на постоянной основе, установленный п.1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» запрет для адвоката на замещение муниципальной должности реализуется путем приостановления его адвокатского статуса на период осуществления полномочий на постоянной основе, при этом, если такие полномочия осуществляются на непостоянной основе, то приостановление статуса адвоката на период осуществления полномочий не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и Уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации» регламентирует деятельность адвокатуры, к его компетенции не относится регулирование норм избирательного права, в связи с чем ограничения, установленные указанным Федеральным законом, могут касаться исключительно адвокатской деятельности.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям, дополнив, что административным ответчиком допущены грубые процессуальные нарушения: постановление окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено не по месту нахождения территориального округа (<адрес>, МАОУ СОШ ), а по другому адресу, в связи с чем он был лишен возможности задать интересующие вопросы избирательной комиссии и получить соответствующие разъяснения. Кроме того, указал, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит депутата представительного органа местного самоуправления к числу должностных лиц местного самоуправления.

Представитель административного истца по устному ходатайству ФИО4 в судебном заседании от 20.11.2020г. административные исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, указал, что правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П подлежит обязательному применению и после внесения изменений ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», поскольку иное толкование приводит к нарушению установленных Конституцией Российской Федерации принципов равноправия сторон в части депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной и непостоянной основе, права на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, несении обязанностей перед государством по уплате налогов, так как адвокат, избранный депутатом и исполняющий свои обязанности на непостоянной основе лишается возможности заработка и сохранения заработной платы по месту работы. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на осуществление полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе при совмещении с адвокатской деятельностью.

В судебном заседании административный ответчик - председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва ФИО5 административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений, указав, что постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. По поводу доводов ФИО1 о том, что оспариваемое постановление было вынесено окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа не по месту выделенного окружной избирательной комиссии помещения (<адрес>, МАОУ СОШ , корпус 3), а по другому адресу: <адрес> В, пояснил, что это было связано с тем в школе начался учебный процесс. У административного истца имелся его телефон, в связи с чем он не был лишен возможности получить любую информацию о деятельности окружной избирательной комиссии, также ФИО1 сдавал отчетную документацию по новому месту нахождения избирательной комиссии.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - председатель избирательной комиссии <адрес>ФИО6 административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений, указав, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку из положений абз. 20 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 1 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования, т.е. занимать муниципальную должность в органе местного самоуправления, независимо от того, осуществляет ли он свои полномочия депутата представительного органа муниципального образования на постоянной или непостоянной основе. До принятия ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ адвокаты должны были приостанавливать свой статус только при избрании в орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе. После принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации -П законодатель принял Федеральный закон № 400-ФЗ, который с ДД.ММ.ГГГГ устанавливает запрет адвокату осуществлять без приостановления своего статуса полномочия как депутата на постоянной основе, так и депутата на непостоянной основе.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии <адрес>ФИО7 административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении на основании представленных письменных возражений.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес>ФИО8 просил удовлетворить исковые требования ФИО1, считая их полностью законными и обоснованными.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица адвокатской палаты <адрес> надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не явился, в письменном заявлении председатель ФИО9 просила рассмотреть дело без участия представителя палаты, в ранее представленном письменном отзыве просила удовлетворить исковые требования, поскольку постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П подтвердило право адвокатов быть депутатами представительного органа муниципального образования на непостоянной основе. Депутат представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления не относится, требование пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 63-ФЗ не распространяется на адвокатов, избранных в качестве депутатов представительного органа местного самоуправления.

Старший помощник прокурора <адрес>ФИО10 в своем заключении указал, что административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию <адрес>ФИО1 было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу от Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в <адрес>. В вышеуказанном заявлении им было указано, что он обязуется в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Тамбовской городской <адрес>.

В установочных данных ФИО1 сообщил, что его основное место работы и занимаемая должность – Коллегия адвокатов <адрес>, председатель Коллегии адвокатов <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются копией удостоверения , выданного Управлением Министерства юстиции по <адрес> от 18.10.2002г, регистрационный номер в реестре адвокатов <адрес> и справкой председателя Коллегии адвокатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Тамбовской городской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва на единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ» назначены выборы депутатов Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва на единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах выборов депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » определено, что выборы депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу признаны состоявшимися и действительными, по результатам выборов, голосование на которых состоялось ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 избран депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу .

ДД.ММ.ГГГГ окружная избирательная комиссия <адрес> посредством мессенджера «WhatsApp» известила ФИО1 о его избрании депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , направив постановление от ДД.ММ.ГГГГ, данный факт административный истец не оспаривал.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа было представлено заявление, в котором он сообщил о принятии мандата депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу , а также о том, что ограничений, предусмотренных для получения депутатского мандата и осуществления полномочий депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва, он не имеет.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании ФИО1 избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу » в связи с непредставлением административным истцом в пятидневный срок в избирательную комиссию <адрес> документов, подтверждающих приостановление статуса адвоката.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

Как следует из абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и действующей с ДД.ММ.ГГГГ) статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В абз.16 и 20 ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" дано определение «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы», при этом согласно положениям указанных Федеральных законов депутат представительного органа муниципального образования признается лицом, замещающим муниципальную должность.

Как усматривается из абз. 20 ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с одновременным осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования, независимо от того осуществляет ли он полномочия депутата на постоянной или непостоянной основе.

Согласно п. 6 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Как следует из п. 6.1 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.

Поскольку ФИО1 не представлен в окружную избирательную комиссию в пятидневный срок после его извещения ДД.ММ.ГГГГ об избрании депутатом, документ об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата или документ, удостоверяющий подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства, основания для признания его незаконным и отмене отсутствуют.

Что касается ссылки административного истца и его представителя на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО3", то суд приходит к следующим выводам.

Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П изложена правовая позиция о том, что законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с п. 1 ст. 2 и п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», позволяют полгать, что в случае избрания адвоката депутатом представительного органа муниципального образования, если соответствующие полномочия осуществляются на постоянной основе, установленный п. 1 ст. 2 данного Федерального закона запрет для адвоката на замещение муниципальной должности реализуется путем приостановления его адвокатского статуса на период осуществления полномочий на постоянной основе, а если такие полномочия осуществляются на непостоянной основе, то приостановления статуса адвоката на период осуществления полномочий не предусмотрено. Таким образом, действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Вышеуказанная правовая позиция была выражена в отношении положений п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и изложения его в новой редакции.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ установлено основание приостановления статуса адвоката - в случае избрания, назначения адвоката на должность в соответствующий орган публичной власти, вне зависимости от осуществления полномочий на постоянной или непостоянной основе.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с учетом изменений, вынесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ четко установлена невозможность осуществления адвокатом деятельности при избрании его депутатом представительного органа муниципального образования вне зависимости на какой основе - постоянной или непостоянной он осуществляет полномочия депутата.

Ссылка административного истца на то, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа не по месту выделенного окружной избирательной комиссии помещения (<адрес>, МАОУ СОШ, корпус 3), а по другому адресу: <адрес> В, не влечет признания оспариваемого постановления незаконным и его отмену, поскольку административным истцом не приведено доказательств того, каким образом данное обстоятельство повлекло за собой нарушения его прав и законных интересов. Административным истцом не оспаривался тот факт, что у него имелся телефон председателя окружной избирательной комиссии , в связи с чем он не был лишен возможности получить любую информацию о деятельности окружной избирательной комиссии .

На основании совокупности исследованных выше доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва о признании ФИО1 избранным депутатом Тамбовской городской <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2020г.

Судья Заболотникова О.А.