ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3323/20 от 18.11.2021 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Копия

Дело а-3323/2020

УИД:26RS0-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края

в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом, заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании решения органа местного самоуправления незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом, о признании решения органа местного самоуправления незаконным, в котором просила признать постановление Администрации <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» с от ДД.ММ.ГГГГ незаконными полностью; Обязать Администрацию <адрес> края и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> признать семью ФИО7, 1987 года рождения, в составе 7 человек: она, муж - ФИО1, 1987 года рождения, дочь - ФИО2, 2008 года рождения, сын - ФИО3, 2014 года рождения, сын - ФИО4, 2016 года рождения, дочь - ФИО6, 2018 года рождения, сын - ФИО5, 2018 года рождения, нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» и поставить на учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГФИО7 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> для получения услуги «Признания граждан нуждающимися в жилых по помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», что подтверждается распиской в получении документов (Приложение ).

Заявителями в предоставлении данной услуги является семья Административного истца, состоящая из семи человек, а именно сам Административный истец и;

Дочь - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> край Россия (Свидетельство о рождении I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ);

Сын - ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Россия (Свидетельство о рождении II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ);

Сын - ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Россия (Свидетельство о рождении Ш-ДН от ДД.ММ.ГГГГ);

Сын - ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Российская Федерация, <адрес> (Свидетельство о рождении Ш-ДН от ДД.ММ.ГГГГ);

Дочь - ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Российская Федерация, <адрес> (Свидетельство о рождении Ш-ДН от ДД.ММ.ГГГГ);

Супруг - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> (Свидетельство о заключении брака II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно постановлению Администрации <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение ) постановлено отказать семье ФИО7, 1987 года рождения, в составе 7 человек, в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом: <адрес> края об отказе признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программа «Обеспечение жильем населения <адрес>» с от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение ), в силу пп. 2 п. 19 административного регламента администрации город: Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися: жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденного постановлением Администрации город. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении заявления о признании семьи Административного истца нуждающейся в жилом помещении и прилагаемых к нему документов было выявлено отсутствие решения суда с указанием сведений об определении места жительства ФИО2 или нотариально заверенного соглашения родителей об определении места жительства ФИО2.

Административный истец считает вышеуказанные постановление Администрации <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» от 17,05.2021 года и уведомление Администрации <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» с от 20,05.2021 г, незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям.

Семья Административного истца зарегистрирована в квартире с кадастровым номером 26:12:012101:3572, расположенной по адресу: <адрес>, д, 3/1, <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации по месту жительства (Приложение ) и копиями паспортов (Приложение ). Указанная квартира, общей площадью 64,2 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности Административному истцу (3/4 доли в праве), и ее детям: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 по 1/20 доли в праве, что подтверждается выписками из ЕГРН (Приложение ).

Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м, общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека.

Семья Административного истца, состоящая из семи человек, проживает в квартире общей площадью 64,2 кв.м., следовательно, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, составляет 9,17 кв.м,, что существенно меньше, чем установленная решением Ставропольской городской думы норма площади жилого помещения в городе Ставрополе.

Основные требования к заявителям и порядок предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" установлены административным регламентом Администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Административный регламент).

В соответствии с п, 2 Административного регламента заявителями являются один из совершеннолетних членов молодой семьи, возраст каждого из супругов в которой на день принятия Администрацией решения о признании либо об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" не превышает 35 лет, в том числе молодой семьи, имеющей одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, постоянно проживающая на территории <адрес> (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации).

От имени заявителей с заявлением о предоставлении услуги и документами, предусмотренными пунктом 14 Административного регламента, могут обратиться представители заявителей, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Административного регламента в целях получения услуги заявителем подается заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" по форме, являющейся приложением 2 к Порядку формирования органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по муниципальному образованию <адрес>", утвержденному приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 55-о/д (далее - Порядок), с приложением следующих документов: Документ, удостоверяющий личность заявителя и всех членов его семьи, а также личность представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении услуги обращается представитель заявителя; Доверенность, подтверждающая наличие полномочий на совершение действий, связанных с решением вопроса о признании молодой семьи заявителя нуждающейся в жилом помещении, в случае если е заявлением о предоставлении услуги обращается представитель заявителя; Свидетельство о заключении брака заявителя (при наличии); Свидетельство о расторжении брака заявителя (при наличии); Свидетельство о смерти членов семьи заявителя (при наличии); Свидетельство о рождении детей заявителя (при наличии); Свидетельство об усыновлении (удочерении) заявителем (при наличии); Решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка заявителя или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка заявителя (при раздельном проживании родителей) (при наличии); Правоустанавливающие документы на жилое(ые) помещение(я), которое(ые) принадлежит(ат) заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности (в случае если права на него (них) не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости); Домовая книга или выписка из похозяйственной книги по месту(ам) постоянного проживания заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении услуги (при наличии), или справка, выданная Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ставрополю, с указанием периодов регистрации заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае если собственником(ами) является(ются) заявитель и (или) члены его семьи, которые им(и) вселены в качестве членов семьи).

Административным истцом к поданному заявлению для предоставления муниципальной услуги были приложены документы,- перечисленные в расписке в получении документов, а именно выписки из ЕГРН, решение суда, разрешение, удостоверение, технический паспорт, договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации права, свидетельства о регистрации по месту жительства, дополнительное соглашение к договору, свидетельства о рождении детей, свидетельство о расторжении брака, домовая книга, паспорт гражданина РФ Административного истца, свидетельство о заключении брака, свидетельство об установлении отцовства, паспорт гражданина РФ ФИО1

Таким образом, Административным истцом к заявлению приложены все документы, предусмотренные исчерпывающем перечнем документов, закрепленным в п. 14 Административного регламента, в том числе к заявлению было приложено решение Мирового судьи судебного участка № <адрес> от 12.05,2009 г. по делу , которым исковые требования ФИО8 к ФИО7 удовлетворены в полном объеме. Согласно указанному решению, Мировой судья установил, что от заключенного брака ФИО8 и ФИО7 имеют несовершеннолетнего ребенка: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того, Мировым судьей установлено, что ФИО8 не возражает, чтобы несовершеннолетний ребенок проживал с матерью ФИО7.

В письменных возражениях относительно заявленных исковых требований, поступивших от представителя администрации <адрес>ФИО11 указано, что из поступивших в адрес комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> из МКУ «МФЦ в г Ставрополе» ДД.ММ.ГГГГ поступили заявление и документы от ФИО7 о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>».

На момент обращения семьи ФИО14 в орган местного самоуправления предоставление муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», осуществлялось в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 4 указанного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем, порядок их предоставления, где пп. 8 перечня указано решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка заявителя или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка заявителя (при раздельном проживании родителей).

В соответствии с пп. 2 п. 19 Регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является непредставление документов, предусмотренных п. 14.

При рассмотрении заявления ФИО7 о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении и прилагаемых к нему документов было выявлено отсутствие решения суда с указанием сведений об определении места жительства ФИО2 или нотариально заверенного соглашения родителей об определении места ее жительства.

Отсутствие указанного документа не позволило органу местного самоуправления установить являлась ли семья ФИО7 нуждающейся в жилом помещении, а также определить уровень нуждаемости членов семьи административного истца общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

В судебное заседании административный истец ФИО7, действующая в своих интересах, а также в интересах заинтересованных лиц несовершеннолетних ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО5, ФИО12, а также представитель истца ФИО13 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, действующая на основании доверенностей ФИО11, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание не явился заинтересованное лицо ФИО1, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившего заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. ст. 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Реализация на территории <адрес> мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, государственной программой<адрес>«Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ(далее - Программа).

Улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Программы осуществляется путем предоставления безвозмездных субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья.

Социальные выплаты молодым семьям предоставляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ«О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Данные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат (п.1).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, постоянно проживающая на территории <адрес> (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации) соответствующая следующим требованиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации;

наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под молодыми семьями, нуждающимися в жилых помещениях, понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях послеДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Указанными правилами предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы,

Часть 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер плошали жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно п. 1.2 Решения Ставропольской городской Думы отДД.ММ.ГГГГ«Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения»учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО7 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> для получения услуги «Признания граждан нуждающимися в жилых по помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», что подтверждается распиской в получении документов (Приложение ).

Заявителями в предоставлении данной услуги является семья Административного истца, состоящая из семи человек, а именно сам Административный истец и: Дочь - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> край Россия (Свидетельство о рождении I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ); Сын - ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Россия (Свидетельство о рождении II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ); Сын - ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, Россия (Свидетельство о рождении Ш-ДН от ДД.ММ.ГГГГ); Сын - ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Российская Федерация, <адрес> (Свидетельство о рождении Ш-ДН от ДД.ММ.ГГГГ); Дочь - ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Российская Федерация, <адрес> (Свидетельство о рождении Ш-ДН от ДД.ММ.ГГГГ); Супруг - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> (Свидетельство о заключении брака II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно постановлению Администрации <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение ) постановлено отказать семье ФИО7, 1987 года рождения, в составе 7 человек, в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом: <адрес> края об отказе признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программа «Обеспечение жильем населения <адрес>» с от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение ), в силу пп. 2 п. 19 административного регламента администрации город: Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися: жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденного постановлением Администрации город. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении заявления о признании семьи Административного истца нуждающейся в жилом помещении и прилагаемых к нему документов было выявлено отсутствие решения суда с указанием сведений об определении места жительства ФИО2 или нотариально заверенного соглашения родителей об определении места жительства ФИО2.

Основные требования к заявителям и порядок предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" установлены административным регламентом Администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 Административного регламента заявителями являются один из совершеннолетних членов молодой семьи, возраст каждого из супругов в которой на день принятия Администрацией решения о признании либо об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" не превышает 35 лет, в том числе молодой семьи, имеющей одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, постоянно проживающая на территории <адрес> (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации).

От имени заявителей с заявлением о предоставлении услуги и документами, предусмотренными пунктом 14 Административного регламента, могут обратиться представители заявителей, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Административного регламента в целях получения услуги заявителем подается заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" по форме, являющейся приложением 2 к Порядку формирования органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по муниципальному образованию <адрес>", утвержденному приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 55-о/д (далее - Порядок), с приложением следующих документов: Документ, удостоверяющий личность заявителя и всех членов его семьи, а также личность представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении услуги обращается представитель заявителя; Доверенность, подтверждающая наличие полномочий на совершение действий, связанных с решением вопроса о признании молодой семьи заявителя нуждающейся в жилом помещении, в случае если е заявлением о предоставлении услуги обращается представитель заявителя; Свидетельство о заключении брака заявителя (при наличии); Свидетельство о расторжении брака заявителя (при наличии); Свидетельство о смерти членов семьи заявителя (при наличии); Свидетельство о рождении детей заявителя (при наличии); Свидетельство об усыновлении (удочерении) заявителем (при наличии); Решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка заявителя или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка заявителя (при раздельном проживании родителей) (при наличии); Правоустанавливающие документы на жилое(ые) помещение(я), которое(ые) принадлежит(ат) заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности (в случае если права на него (них) не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости); Домовая книга или выписка из похозяйственной книги по месту(ам) постоянного проживания заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении услуги (при наличии), или справка, выданная Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ставрополю, с указанием периодов регистрации заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае если собственником(ами) является(ются) заявитель и (или) члены его семьи, которые им(и) вселены в качестве членов семьи).

Основанием для вынесения оспариваемого постановления, послужило, то, что при рассмотрении заявления ФИО7 о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении и прилагаемых к нему документов было выявлено отсутствие решения суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка – ФИО2 или нотариально заверенного соглашения родителей об определении места жительства детей (при раздельном проживании родителей).

Отсутствие указанного документа не позволило органу местного самоуправления установить являлась ли семья ФИО2 нуждающейся в жилом помещении, а также определить уровень обеспеченности членов семьи ФИО2 общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Вместе с тем, как следует из пункта 14 административного регламента администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги "признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" следует, что решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка заявителя или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка заявителя (при раздельном проживании родителей) предоставляется заявителем услуги при его наличии, т.е. предоставление данного документа не носит обязательного характера его предоставления, а может быть представлен в случае достигнутого соглашения между сторонами или постановленного судом решения.

Несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от первого брака истца, проживают с матерью (административным истцом) ФИО7, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства.

Кроме того, согласно представленной копии решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2ФИО8 не возражал, чтобы она проживала с матерью ФИО7

Применение статьи 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит в защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.

Объективных оснований и обстоятельств, при наличии которых истцы действовали недобросовестно, органом местного самоуправления не приведено. Тогда как, при разрешении спора, именно на орган, принявший оспариваемое решение возложена обязанность доказать законность и обоснованность его принятия, а на истцов, привести основания нарушение их законных прав.

По существу отказ семье ФИО14 в реализации права участия в подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» обусловлен отсутствием документа (решения суда, соглашения между родителями детей), который не относится к перечню документов, необходимых для предоставления в обязательном порядке, а лишь предусматривает возможность его предоставления при наличии.

Поскольку иных объективных оснований для отказа не приведено органом местного самоуправления, то суд приходит к выводу о принятии органом местного самоуправления незаконного и необоснованного решения, которое препятствует истцам реализовать своё право на жилище по действующей муниципальной программе «Обеспечение жильем население <адрес>».

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ«Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» не соответствует нормам действующего законодательства.

Принятие незаконного и необоснованного постановления администрации <адрес> об отказе в признании молодой семьи ФИО7 нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» не позволяет им реализовать свое право на получение социальной выплаты в рамках действующей Программы.

Поскольку указанная совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом установлена, требования административных истцов в части признания незаконным обжалуемого постановления органа местного самоуправления и признании данной семьи нуждающейся подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца в части возложения обязанности на административных ответчиков о признании семьи ФИО7 нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» и постановке на учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.

Права административных истцов на обеспечение жилым помещением подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права.

Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 19 Правил.

Суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято компетентным органом, в связи с чем, на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и на администрацию <адрес> подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГФИО7 о признании ее семьи составом из семи человек нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175– 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО7 к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом, заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 – удовлетворить частично.

Признать незаконным, подлежащим отмене постановление администрации <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> края об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» с от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить обязанность на администрацию <адрес>, комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГФИО7 о признании ее семьи составом из из семи человек нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>».

В удовлетворении исковых требований ФИО7 в части возложения обязанности на администрацию <адрес> края и комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> признать семью ФИО7, 1987 года рождения, в составе 7 человек: она, муж - ФИО1, 1987 года рождения, дочь - ФИО2, 2008 года рождения, сын - ФИО3, 2014 года рождения, сын - ФИО4, 2016 года рождения, дочь - ФИО6, 2018 года рождения, сын - ФИО5, 2018 года рождения, нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» и поставить на учет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья подпись Т.А. Шелудченко

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.А. Шелудченко

Дело а-3323/2020

УИД:26RS0-66