ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3326/2023 от 18.10.2023 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0-91

Дело а-3326/23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Первомайский районный суд в составе:

председательствующего судьи Сахно С.Я.

при секретаре Якимовской М.А.

с участием:

помощника прокурора Первомайского

района <адрес> Хилько Н.В.

представителя

административных ответчиков ФИО1,

по доверенностям

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес>, Управлению дорог и благоустройства администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с данным административным иском, указывая, что администрация <адрес>, как собственник муниципального имущества, управление дорог и благоустройства администрации <адрес> (далее по тексту – УДиБ) как лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог, обязаны принимать меры, направленные на сохранность автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа. При проведении прокуратурой района выездной проверки с участием специалиста установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположена проезжая часть в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно имеются многочисленные дефекты в виде больших выбоин, просадок, ям (ширина, длина которых превышает 15 см, глубина - 5 см, площадью повреждения 0,06 кв.м.), размером 70*75 см, глубиной более 0,5 м, движение по полосам автомобильной дороги без выезда на встречную полосу (в целях объезда данного препятствия) невозможно. Кроме того, в нарушении п. п. 6.5.1, 6.5.2. ГОСТ Р 50597-2017 бортовой камень вдоль проезжей части на указанном участке дороги имеет дефекты, местами отсутствует. В целях устранения нарушений требований действующего законодательства в адрес главы администрации <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ/Прдп, однако действенных мер к устранению всех допущенных нарушений и выполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения, о муниципальной собственности на предмет содержания дорог общего пользования не принято. Просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, УДиБ, выразившееся в непринятии мер по нормативному содержанию участка дороги в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес>, возложить на администрацию <адрес>, УДиБ обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 целостность асфальтового покрытия (устранить дефекты, выбоины, ямы, колеи) а также бортового камня на участке дороги в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что администрация <адрес> вправе распоряжаться бюджетными средствами только в рамках статей и сумм, предусмотренных бюджетом Владивостокского городского округа, тогда как ремонт указанного прокурором участка дороги в настоящее время не запланирован, денежные средства не него не выделены. Кроме того, пояснил, что спорный участок дороги расположен на придомовой территории многоквартирных домов. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Статьями 3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено право граждан на безопасность дорожного движения и ответственность государства в лице его органов за обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районовРоссий

, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 5, ст. 30 Устава <адрес>, принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, отнесены к вопросам местного значения <адрес>. Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом <адрес>, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 1 ст. 17 названного Федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об управлении дорог и благоустройства администрации <адрес>, согласно которому УДиБ является отраслевым органом администрации <адрес>, в своей деятельности подчиняется главе <адрес>, заместителю главы администрации <адрес>, курирующему вопросы дорожного хозяйства на территории <адрес>.

Как указано в п.п. 2.1, 2.2 Положения, основными целями работы УДиБ является дорожная деятельность и благоустройство в отношении дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа.

Основными задачами УДиБ является содержание дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа и искусственных сооружений на них; капитальный ремонт, аварийно-восстановительный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения Владивостокского городского округа.

Таким образом, в силу Устава <адрес>, Положения об управлении дорог и благоустройства администрации <адрес> администрация <адрес>, УДиБ являются ответственными за обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что земельный участок, на котором расположена проезжая часть в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно имеются многочисленные дефекты в виде больших выбоин, просадок, ям (ширина, длина которых превышает 15 см, глубина - 5см, площадью повреждения 0,06 кв.м.), размером 70*75 см, глубиной более 0,5 м, движение по полосам автомобильной дороги без выезда на встречную полосу (в целях объезда данного препятствия) невозможно. Кроме того, в нарушении п. п. 6.5.1, 6.5.2. ГОСТ Р 50597-2017 бортовой камень вдоль проезжей части на указанном участке дороги имеет дефекты, местами отсутствует.

Доказательств обратного представителем административных ответчиков суду не представлено, как не представлено и доказательств утверждения о том, что проезжая часть дороги расположена на придомовой территории, и не относится к дорогам общего пользования местного значения.

Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по ремонту спорного участка дороги.

В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с настоящим иском, суд возлагает на административных ответчиков обязанность привести дорогу общего пользования местного значения, расположенную в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», установив в силу ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок для исполнения решения суда - в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, Управления дорог и благоустройства администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по нормативному содержанию участка дороги в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес>.

Возложить на администрацию <адрес>, Управление дорог и благоустройства администрации <адрес> обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу восстановить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 целостность асфальтового покрытия (устранить дефекты, выбоины, ямы, колеи) а также бортового камня на участке дороги в районе домов №, 27 «а», 29 по <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: