Дело №а-3350/2021
Р Е Ш Е Н И Е СУДА
Именем Российской Федерации
30 апреля 2021 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бесчастной С.А.,
с участием прокурора ФИО4
при помощнике судьи ФИО5,
с участием представителя административного истца ФИО6, представителя ответчика ФИО7, заинтересованного лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации г.о. <адрес> о признании незаконным в части порядка проведения процедуры распределения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с требованием о признании несоответствующими Земельному кодексу РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям <адрес>" и не действующими с момента принятия пункт 2.5 и пункт 2.7 порядка проведения процедуры распределения земельных участков, состоящих на чете в г.о. Балашиха в целях предоставления в долевую собственность бесплатно земельных участков, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Балашиха т ДД.ММ.ГГГГ№-ПА.
Административный истец в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя, которая доводы искового заявления поддержала, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Балашиха в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица КУИ Администрации г.о. Балашиха, в судебное заседание явилась, поддержала доводы административного ответчика.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении иска отказать, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентированы особенности рассмотрения административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 данного кодекса, с особенностями, определенными названной статьей (часть 1). При рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц; соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (часть 3).
В силу пункта 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.
Исходя из положений КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу положений КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Аналогичное указание содержится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вместе с тем указанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или ответственность.
В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит, в частности, выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Разбирательством по административному делу установлено, что семья истца состояла на учете в списках многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Балашиха вынесено установление «О предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Кривандинское вблизи пос. ФИО1., многодетной семье в составе: ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11ФИО12»
Согласно оспариваемому Постановлению №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> Балашиха, рассмотрев заявление ФИО13 "постановила: Предоставить бесплатно в общую долевую собственность в равных долях по 5 доле каждому члену многодетной семьи - земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли вселенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Кривандинское вблизи пос. ФИО1.
Комитету по управлению имуществом поручено снять многодетную семью с чета многодетных семей, состоящих на учете целях бесплатного предоставления земельного участка, в связи с предоставлением земельного участка; направить в реестр Постановление с целью регистрации права собственности.
Согласно п.п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, сходящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в МО», земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований МО, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях (пункты 1,2,5,6)
В силу ст. 6 названного Закона, ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> в порядке очередности, определяемой ментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.
В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, помещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов <адрес> на их официальных сайтах в информационно- -телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 1,8).
ДД.ММ.ГГГГ состоялась процедура по распределению (жеребьевка) между многодетными семьями земельных участков, в результате которой в порядке очередности многодетным семьям <адрес> Балашиха распределены земельный участки, расположенные по адресу: <адрес>, вблизи п. ФИО1.
Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории <адрес> определены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>".
На территории <адрес> Балашиха порядок проведения процедуры распределения земельных участков многодетным семьях, состоящим на учете в <адрес> Балашиха в целях предоставления в долевую собственность бесплатно земельных участков, утвержден постановлением <адрес> Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ№-ПА.
Согласно Порядку проведения процедуры распределения земельных участков многодетным семьям, состоящим на учете в городском округе Балашиха в целях предоставления в долевую собственность бесплатно земельных участков, утвержденному Постановлением администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГг. №-ПА распределение земельных участков, включенных в Перечень, между многодетными семьями осуществляется методом случайной выборки (жеребьевки) комиссией по распределению земельных участков многодетным семьям (далее - комиссия), состав которой утверждается постановлением администрации городского округа Балашиха. Уведомленные в установленном порядке члены многодетных семей вправе присутствовать при проведении процедуры распределения земельных участков.
Число членов комиссии не может быть меньше трех человек. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии (п. 2.1.)
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха (далее - Комитет) публикует Перечень земельных участков, предлагаемых к распределению, а также уведомляет о дате, времени и месте проведения жеребьевки, путем размещения информации в печатных средствах массовой информации и на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа Балашиха в сети Интернет не позднее чем за 21 календарный день до даты проведения жеребьевки (п. 2.2.)
Проведение жеребьевки начинается с избрания секретаря комиссии, оглашения секретарем комиссии списка многодетных семей, выразивших согласие на участие в жеребьевке, а также многодетных семей, от которых не поступило в установленный срок заявления об отказе, Перечня земельных участков, участвующих в процедуре жеребьевки, и демонстрации графических материалов земельных участков ситуационный план, схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории. Секретарь комиссии: демонстрирует билеты, на которых указаны номера земельных участков в соответствии с порядковыми номерами земельных участков в Перечне; скрепляет их таким образом, чтобы номера земельных участков не были видны в процессе жеребьевки; помещает билеты в специальный контейнер, перемешивает их в контейнере. Председатель комиссии, а при его отсутствии - заместитель председателя комиссии в последовательности, соответствующей хронологическому порядку постановки на учет многодетной семьи, выразившей согласие на участие в жеребьевке, а также многодетных семей, от которых не поступило в установленный срок заявления об отказе, оглашает фамилию и порядковый номер семьи в Реестре многодетных семей, для которой распределяется земельный участок, извлекает из контейнера билет, вскрывает его, оглашает номер, находящийся внутри, и демонстрирует номер членам комиссии и всем присутствующим лицам. Номер извлеченного билета соответствует номеру земельного участка в Перечне. Результаты распределения земельных участков заносятся секретарем комиссии в протокол, который подписывается председателем комиссии, секретарем и присутствующими на заседании членами комиссии (п.2.3.)
В течение 15 рабочих дней после проведения жеребьевки сведения о порядковых номерах многодетных семей в Реестре и номера распределенных земельных участков в соответствии с Перечнем размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа Балашиха (п.2.4.)
По окончании жеребьевки администрация городского округа Балашиха принимает решение о его предоставлении многодетной семье в собственность бесплатно в течение 90 календарных дней с даты подписания протокола о результатах распределения земельных участков (п.2.5.)
Оставшиеся после процедуры жеребьевки земельные участки распределяются на следующей процедуре распределения земельных участков. При наличии в перечне только одного сформированного земельного участка процедура проведения распределения земельных участков не проводится (п.2.6.)
Комитет готовит проект постановления администрации городского округа Балашиха о предоставлении земельного участка многодетной семье в долевую собственность бесплатно и снятии многодетной семьи с учета, (п.2.7.)
Согласно п. 2.2., ДД.ММ.ГГГГ в газете «Факт» и на официальном сайте органов местного самоуправления в сети «Интернет» была размещена информация о распределении ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации 302 земельных участков, расположенных в близи пос. ФИО1<адрес>.
В последующем, процедура распределения, назначенная на ДД.ММ.ГГГГ была признана несостоявшейся в связи с допущенной технической ошибкой в документации, результаты были отменены, назначена дата новой процедуры на ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ из соответствующей публикации в газете «Факт» и официальном сайте органом местного самоуправления, заинтересованные лица были уведомлены. Т.е. о предстоящей процедуре распределения участков было известно с ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, у каждой семьи, включенной в перечень семей, участвующих в процедуре распределения земельных участков (учитывая несостоявшуюся ДД.ММ.ГГГГ жеребьевку, информация о которой была размещена ДД.ММ.ГГГГ), имелось достаточно времени подать заявление об отказе от участия в процедуре распределения земельных участков в ФИО1 муниципальном районе.
Согласно части 3 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц (пункт 2); соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (пункт 3).
Как указано в п. 2.3. порядка проведения процедуры распределения земельных участков, проведение жеребьевки начинается со списка многодетных семей, выразивших согласие на участие, а также многодетных семей, о которых не поступило в установленный срок заявления об отказе участия.
Таким образом, при предоставлении земельного участка многодетной семье, должно учитываться волеизъявление гражданина, вместе с тем, п. 2.5 и 2.7 порядка проведения процедура распределения земельных участков не нарушают права административного истца, поскольку установлен порядок жеребьевки, в частности во взаимосвязи с п. 2.3.
Кроме этого, оспариваемый административным истцом акт, принят главой городского округа Балашиха, утвержден постановлением Администрации, процедура принятия соблюдена, порядок опубликования не нарушен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации г.о. <адрес> о признании незаконным в части порядка проведения процедуры распределения земельных участков - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: подпись С.А. Бесчастная
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись С.А. Бесчастная
КОПИЯ ВЕРНА
Решение в законную силу не вступило
Подлинник решения находится в гражданском деле 2а-3350/2021
в производстве Балашихинского городского суда <адрес>
УИД 50RS0№-82
Судья Бесчастная С.А.:
Помощник судьи ФИО5:
Дело №а-3350/2021
Р Е Ш Е Н И Е СУДА
Именем Российской Федерации