ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-338/18 от 31.07.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело а-338/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 31 июля 2018 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Кучерявой К.О.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика – Думы Малышевского городского округа – ФИО2,

прокурора Булатовой Людмилы Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1 о признании неправомочным состава Думы Малышевского городского округа, избранного на муниципальных выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

18 сентября 2016 года состоялись очередные выборы депутатов Малышевского городского округа шестого созыва, по итогам которых полностью сформирован состав представительного органа местного самоуправления из пятнадцати депутатов: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 ФИО15, ФИО16, ФИО17.

24 мая 2018 года решениями названного органа местного самоуправления досрочно прекращены по собственному желанию полномочия депутатов ФИО5 и ФИО9.

06 июня 2018 года аналогичные решения приняты в отношении депутатов ФИО6, ФИО8 и ФИО1.

В этот же период времени депутаты ФИО17, ФИО11 и ФИО4 также подали заявления о досрочном сложении полномочий депутатов по собственному желанию, по которым никакие решения приняты не были.

ФИО1, вышедшая из состава Думы Малышевского городского округа по собственному желанию на основании заявления от 28 мая 2018 года, проживающая в рабочем посёлке Малышева, обратилась 11 июля 2018 года в Свердловский областной суд с названным административным исковым заявлением. Указала, что Дума Малышевского городского округа (далее – Дума), в соответствии с Уставом данного муниципального образования, состоит из 15 депутатов. Считает, что поскольку восемь депутатов сложили свои полномочия, то оставшиеся семь депутатов не имеют возможности осуществлять свою деятельность. Приведённое обстоятельство, по мнению административного истца, является основанием для принятия судебного акта о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении административного искового заявления.

Административный ответчик требования не признал. Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам и основаниям, которые изложены в представленных письменных возражениях. По мнению Думы, принимались решения о досрочном прекращении полномочий только пяти депутатов, а оставшиеся десять депутатов составляют необходимую численность, и поэтому состав представительного органа местного самоуправления не может быть признан неправомочным.

Заинтересованное лицо – Малышевская поселковая территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии Малышевского городского округа, направив копии запрошенных документов, просила рассмотреть административное дело без участия своего представителя и отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Булатовой Л.В., полагавшей, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с частями 1 и 11 статьи 35 названного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Изложенное, в свою очередь, означает, что заседание представительного органа муниципального образования, на котором присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, является правомочным, и в таком составе орган местного самоуправления вправе рассматривать вопросы местного значения, для принятия решения по которым не требуется квалифицированного большинства депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона).

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (часть 10 статьи 40 Федерального закона).

Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель в части 11 статьи 40 Федерального закона предусмотрел тридцатидневный период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать своё заявление. Следовательно, если в установленный законом срок по заявлению депутата об отставке по собственному желанию не принимается соответствующее решение, но данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.

Устав Малышевского городского округа принят решением Думы муниципального образования рабочий посёлок Малышева от 21 июня 2005 года № 83.

Как установлено в статье 22 Устава, Дума является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Дума городского округа состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на пять лет. Дума осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Думы не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов Думы.

В силу положений пункта 4 статьи 23 Устава полномочия Думы прекращаются в случае принятия судом решения о неправомочности данного состава депутатов Думы городского округа, в том числе, в связи со сложением депутатами своих полномочий; полномочия Думы прекращаются со дня вступления в законную силу данного судебного решения.

Из материалов дела следует, что 18 сентября 2016 года Дума была избрана в полном составе; на момент разрешения дела в суде полномочия восьми депутатов прекращены; оставшиеся семь депутатов составляют менее 50 процентов от числа избранных депутатов и поэтому в таком составе орган местного самоуправления не правомочен решать какие-либо вопросы.

Поэтому, правильный по своей сути, довод ФИО1 о фактической неправомочности состава Думы численностью семь депутатов соответствует фактическим обстоятельствам и находит своё должное подтверждение. Утверждение же административного ответчика о том, что принимались решения о прекращении полномочий только пяти депутатов и поэтому состав Думы составляют десять, а не семь, депутатов, не соответствует действительности. ФИО17, ФИО11 и ФИО4, которые в конце мая и начале июня 2018 года подавали заявления о досрочном сложении полномочий депутатов по собственному желанию и не отзывали их, не являются в настоящее время действующими депутатами Думы Малышевского городского округа.

Тем не менее, несмотря на оставшуюся численность в количестве семи депутатов, то есть, менее 50 процентов от числа избранных депутатов, суд считает, что в признании состава Думы неправомочным, о чём просит административный истец, следует отказать по иным причинам.

Составляя одну из основ конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление, как форма осуществления народом своей власти, как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона).

По своему смыслу, целью признания в судебном порядке неправомочным состава представительного органа муниципального образования и вытекающего прекращения полномочий такого органа по причине сложения депутатами своих полномочий, является обеспечение для населения муниципального образования гарантии соблюдения права на местное самоуправление. То есть, суд признаёт состав представительного органа муниципального образования неправомочным не только формально и при наличии к тому соответствующего основания по критерию оставшейся численности, и не для того чтобы ограничится констатированием такой неправомочности. Такое решение суда, призванное обеспечить гарантированное законодателем право на местное самоуправление, принимается (и оставшийся состав представительного органа признаётся судом неправомочным) для того, чтобы в кратчайшие сроки, с использованием предусмотренных и специально созданных правовых механизмов, восполнить и восстановить представительный орган местного самоуправления, который остался в таком численном составе, при котором невозможно осуществление деятельности.

Как установлено частью 2 статьи 23 Федерального закона муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В статье 10 Устава предусмотрено, что если Дума городского округа не примет решение о назначении муниципальных выборов, указанные выборы назначаются в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.

Нормативное регулирование общего порядка назначения выборов установлено статьёй 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ). Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Наряду с общим порядком назначения выборов, предусмотрены процедуры повторного голосования, повторных и дополнительных выборов. Предусмотрена возможность, когда решение о назначении выборов в органы местного самоуправления принимается соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Пунктами 8, 9 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что если в случае досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, то дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Тождественные нормы и правила содержаться также и в статьях Избирательного кодекса Свердловской области.

В рассматриваемом случае, решением соответствующей избирательной комиссии, с соблюдением установленных сроков (то есть, не позднее чем за 70 дней до дня голосования) и порядка опубликования, принято решение от 11 июня 2018 года № 14/42 о назначении на 09 сентября 2018 года дополнительных выборов депутатов Думы Малышевского городского округа по трёхмандатному избирательному округу № 2 (для замещения двух вакантных депутатских мандатов) и по четырёхмандатному избирательному округу № 3 (для замещения трех вакантных депутатских мандатов).

Поскольку назначены и проводятся дополнительные выборы, и в результате этого возрастёт и частично восстановиться численный состав представительного органа местного самоуправления, что, в свою очередь, повлечёт возможность Думы осуществлять свою деятельность, то отсутствует необходимость судебного вмешательства в самостоятельное, непосредственное и на законных основаниях осуществляемое населением Малышевского городского округа разрешение вопросов местного значения. Поэтому в сложившейся ситуации суд не считает возможным удовлетворение заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 о признании неправомочным состава Думы Малышевского городского округа, избранного на муниципальных выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 года, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2018 года.

Судья

М.В. Старков