ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-339/18 от 11.01.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а-339/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Постоялко С.А.,

с участием прокурора Сниккарс А.Н.,

при секретаре Рябченко В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пономаревой Л. В. к мэрии <адрес> об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

Пономарева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к мэрии <адрес>, просит с учетом уточнений признать ее жертвой нарушения Конституции Российской Федерации, жертвой нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признать постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>», Постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан», Постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдачи пластиковой карты «Социальная карта», недействительным в части предоставления услуг при наличии документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (по месту пребывания), обязать мэрию <адрес> выплатить Пономаревой Л.В. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, обязать не лишать ее право пользования транспортной социальной картой.

В обоснование требований истец указала, что ее дочери Пономаревой Тамаре в 2006 году <адрес> выделила комнату в общежитии 9 кв.м. на трех человек. <адрес> не предпринято никаких мер для оформления надлежащим образом правоустанавливающих документов. Она была вынуждена покупать регистрацию, которая закончилась ДД.ММ.ГГГГ, и ее лишили всех прав, предусмотренных Конституцией РФ, а самое главное транспортной карты. Мэрия <адрес>ДД.ММ.ГГГГ дала ей ответ, в котором указала, что согласно Постановлению мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальные услуги предоставляются отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес> при предоставлении документа, удостоверяющего личность заявителя, документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (пребывания), пенсионного удостоверения. Вместе с тем, факт ее проживания по адресу: <адрес> установлен вступившими в законную силу решениями суда, что дает ей право на получение льгот независимо от наличия регистрации в <адрес>. Однако ей заблокировали транспортную карту, лишили всех льгот для пенсионеров. От перенесенного стресса, связанного с лишением бесплатного проезда и всех льгот, она тяжело заболела и была госпитализирована в лечебное учреждение.

Ссылаясь на положения ст. 2, ч. 1,2 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч.1,2 ст. 120 Конституции РФ, просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании административный истец Пономарева Л.В. заявленные требования поддержала в полном объёме, дала соответствующие пояснения.

Представители административного ответчика Воронина У.А., Мурзин А.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании по заявленным требованиям возражали, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснение, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.

Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мэрией <адрес> принято Постановление N 6095 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающий в городе Новосибирске».

Кроме того, мэрий <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан».

ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта».

В силу абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной - помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно части 1 статьи 56 Устава <адрес> мэр <адрес> издает постановления мэрии <адрес>: 1)по вопросам местного значения; 2) вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, право на решение которых предоставлено органам местного самоуправления городского округа Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3) вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Таким образом, поскольку ежемесячная выплата является дополнительной мерой социальной помощи по отношению к федеральным выплатам (пособиям) и финансируется за счет средств местного бюджета, мэрия <адрес>, в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе была издать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления данных выплат.

Полномочие органов местного самоуправления устанавливать порядок разработки и утверждения административных регламентов закреплено в ч. 15 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Обращаясь в суд с требованиями, административный истец просит признать недействительными оспариваемые постановления в части, предусматривающей оказание соответствующей социальной поддержки гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства или месту пребывания в <адрес>.

Согласно абзаца 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (ч. 7 ст. 2 Закона РФ N 5242-1).

Устав <адрес> предусматривает, что жители <адрес> – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие в городе Новосибирске (статья 4 Устава).

Согласно п. 1.3 «Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в городе Новосибирске», настоящий Порядок распространяется на граждан, проживающих в городе Новосибирске, не имеющих права на получение мер социальной поддержки по проезду на общественном пассажирском транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>, относящихся к отдельным категориям граждан, установленным в перечне категорий граждан, получающих меры социальной поддержки при проезде на общественном пассажирском транспорте, установленным абзацем вторым пункта 1 постановления городского Советаот ДД.ММ.ГГГГ N 527«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан <адрес>».

В соответствии с п. 2.1 Порядка, для назначения и выплаты ЕДВ заявитель или его уполномоченный представитель представляет (направляет) в администрацию района (округа по районам) <адрес> по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) или в государственное автономное учреждение <адрес> «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» в том числе документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) в городе Новосибирске, или документов, выданных (оформленных) судом в ходе гражданского судопроизводства, в том числе решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции, подтверждающих факт проживания на территории <адрес>.

В соответствии с п. 2.10. Административного регламента предоставления муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, для предоставления муниципальной услуги, заявитель (его представитель) представляет в том числе копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

Согласно п.1.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта», административный регламент разработан на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 613 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг".

Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" (далее - муниципальная услуга), в том числе в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) и информационно-телекоммуникационной сети Интернет с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, порядок и формы контроля за предоставлением муниципальной услуги, порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) мэрии <адрес> (далее - мэрия), предоставляющей муниципальную услугу, должностного лица мэрии либо муниципального служащего (пункт 1.2).

Заявитель для оформления Социальной карты или Социальной карты и карты МПК- дисконт представляет следующие документы, в том числе: документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в городе Новосибирске, или документ, выданный (оформленный) судом в ходе гражданского судопроизводства, в том числе решения, определения и постановления судов общей юрисдикции, подтверждающие факт проживания на территории <адрес> (пункт 2.10.1).

Вместе с тем, в силу п. 2.4 «Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в городе Новосибирске», в случае если регистрация заявителя по месту жительства (месту пребывания) не совпадает с местом его фактического проживания, а также если заявитель не имеет регистрации на территории Российской Федерации, ЕДВ назначается по месту его фактического проживания, если по указанному адресу гражданину назначена и выплачивается пенсия территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, оказание муниципальной услуги ставится в зависимость от фактического проживания (пребывания) на территории <адрес>, а не от постановки на регистрационный учет, что не входит в противоречие с федеральным законодательством и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>», постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан», постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдачи пластиковой карты «Социальная карта», недействительными в части предоставления услуг при наличии документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (по месту пребывания), не имеется.

При этом, суд также принимает во внимание, что согласно ответа Департамента по социальной политике от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Пономаревой Л.В. отделом принято Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Микропроцессорная пластиковая карта «Социальная карта» была оформлена Пономаревой Л.В. на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта», утвержденным постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГПономаревой Л.В. произведен перевыпуск МПК «Социальная карта» для льготного проезда на городском общественном транспорте. Сведения о наличии блокировки выданной МПК «Социальная карта» в автоматизированной информационной системе «Льготники», отсутствует (л.д.83).

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, в связи с блокировкой транспортной карты, от чего она испытала стресс, связанный с лишением бесплатного проезда и всех льгот, поскольку в силу ст. 151 ГК РФ законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда, лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, при этом, в иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе – ст. 1100 Гражданского кодекса РФ. Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие данные требования, доказательства наличия причинно-следственной связи между действием (бездействием) сотрудников ответчика и заявленными истцом последствиями.

С учетом изложенного, суд признает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Пономаревой Л. В. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Судья Постоялко С.А.