ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-342/2022 от 25.02.2022 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело а-342/2022

УИД 26RS0-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 25 февраля 2022 года

Георгиевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Купцовой С.Н.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

представителя административного истца –

помощника Георгиевского межрайонного прокурора Ли Е.А.,

представителя администрации Георгиевского городского округа

<адрес>ФИО7,

представителя <адрес> по

сохранение и государственной охране объектов

культурного наследия ФИО4

представителя Управления образования администрации

Георгиевского городского округа <адрес> Парфёновой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского городского округа, <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Георгиевского городского округа, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании незаконным бездействия администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившегося в не разработке и не установке информационных надписей на объектах культурного наследия регионального значения: «Народный дом», расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , «ФИО5 Ленину», 1980, расположенного по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый , «ФИО5 Ленину», 1965, расположенного по адресу: <адрес>, перед домом культуры, и возложении обязанности разработать проекты информационных надписей и обеспечить их установку на данные объекты культурного наследия; признании незаконным бездействия администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившегося в не разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и возложении обязанности разработать проекты зон охраны на следующие объекты:

«Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

«Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

«Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

«Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

«Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

«Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>;

«ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

«Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

«Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

«Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола», 1903, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Женская гимназия, 1912 г.», расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24 (лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3);

«Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

«Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый ;

«Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд», 1910, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:000000:2956, 26:26:000000:2957;

«Здание Георгиевского общества взаимного, кредита», 1912, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Братская могила воинов», расположенный по адресу: <адрес>, около кладбищ, кадастровый ;

«Могила неизвестного воина ФИО2 Армии, погибшего в 1943 году», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Кооперативный, 9 а, у здания СДК;

«Братской могилы воинов ФИО2 Армии, погибших в годы Велико;. Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>. 2 отделение, <адрес>, кадастровый ;

«Особняка Кальченко», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>;

признании незаконным бездействия администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившегося в не разработке предметов охраны на объекты культурного наследия регионального значения и возложении обязанности разработать проекты предметов охраны на следующие объекты:

- «Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

- «Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

«Женская гимназия», 1912 г., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24(лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3);

- «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый ;

признании незаконным бездействия администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившегося в не разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия и возложении обязанности разработать проекты границ территорий объектов культурного наследия регионального значения на следующие объекты:

- «Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

- «Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Женская гимназия», 1912 г., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24(лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3);

- «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый ;

- «Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола», 1903, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд», 1910, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:000000:2956, 26:26:000000:2957;

- «Здание Георгиевского общества взаимного кредита», 1912г., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов», расположенный по адресу: <адрес>, около кладбищ, кадастровый ; установлении срока для совершения вышеуказанных действий в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.

Георгиевским городским судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа».

В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации Георгиевского городского округа <адрес> (далее – администрация округа).

Согласно информации, предоставленной администрацией округа, в собственности Георгиевского городского округа <адрес> находятся следующие объекты культурного наследия регионального значения:

- «Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:010324:94;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:010324:93;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами 26:26:010508:43 (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Базарная, <адрес> (у СОШ ), с кадастровым номером 26:26:052110:135;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес> (в парке), с кадастровым номером 26-26-08/010/2012-758;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:25:041220:92;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, площадь Победы, с кадастровым номером 26:26:010616:237;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, пересечение улиц Партизанская и Базарная, с кадастровым номером 26:25:041305:73;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес> (на привокзальной площади), с кадастровым номером 26:25:000000:4649;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес> – Госпитальная, 78/103, с кадастровыми номерами 26:26:010615:56, 26:26:010615:58, 26:26:010615:57.

Установлено, что правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – «Народный дом», расположенного по адресу: <адрес> – Лермонтова, 41/26, общей площадью 1789 кв.м, с кадастровым номером 26:26:010507:43, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением управления имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия «Народный дом» передан МБУК «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» на праве оперативного управления.

Правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 386, 4 кв.м, с кадастровым номером 26:26:010503:170, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением управления имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный объект культурного наследия передан управлению культуры и туризма администрации Георгиевского городского округа <адрес> на праве оперативного управления.

Правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – «Женская гимназия, 1912 г.», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами 26:26:010507:26 (лит. А), 26:26:010507:24 (лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669 (лит. Д), 26:26:010507:27 (лит З), является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ данный объект культурного наследия передан МБОУ «СОШ имени ФИО1 П.М. Однобокова <адрес>» на праве оперативного управления.

Правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенного по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, с кадастровым номером 26:25:071021:65, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением управления имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный объект культурного наследия передан МБУК «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» на праве оперативного управления.

Правообладателем объектов культурного наследия регионального значения – «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенного по адресу: <адрес>, (около СОШ ), с кадастровым номером 26:25:110335:190, и Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943, расположенного по адресу: <адрес> (около Незлобненского комбината хлебопродуктов), с кадастровым номером 26:25:110344:325, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением управления имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данные объекты культурного наследия переданы управлению по делам территории Георгиевского городского округа на праве оперативного управления.

Согласно информации, предоставленной управлением <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанных объектов культурного наследия отсутствуют проекты зон охраны, не определены границы территории объектов культурного наследия, а также не утверждены предметы охраны.

Установлено, что правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола, 1903, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 601, 7 кв.м, с кадастровым номером 26:26:010503:170, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ данный объект культурного наследия передан МКВС ОУ Центру образования Георгиевского городского округа на праве оперативного управления.

Правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд, 1910, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:26:26:000000:3187, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ данный объект культурного наследия передан МБОУ СОШ им. ФИО6<адрес> на праве оперативного управления.

Правообладателем объекта культурного наследия регионального значения – Здание Георгиевского общества взаимного кредита, 1912 г., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:000000:1238, является Георгиевский городской округ <адрес>. Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ данный объект культурного наследия передан МУ ДО Дом детского творчества на праве оперативного управления.

В собственности Георгиевского городского округа <адрес> находятся объект культурного наследия регионального значения – «Братская могила воинов», расположенная по адресу: <адрес> (около кладбища), с кадастровым номером 26:25:081001:69.

Однако, в отношении объектов культурного наследия регионального значения: Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола, 1903, Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд, 1910, Здание Георгиевского общества взаимного кредита, 1912 г., «Братская могила воинов», отсутствуют проекты зон охраны и не определены границы территории объектов культурного наследия.

Вместе с тем, в отношении объектов культурного наследия регионального значения, собственниками которых является Георгиевский городской округ <адрес>, а именно: «Могила неизвестного воина ФИО2 Армии, погибшего в 1943 году», 1943, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Кооперативный, 9а; «Братской могилы воинов ФИО2 Армии, погибших в годы Великой Отечественной войны», 1943, расположенного по адресу: <адрес>, 2 отделение, <адрес>, с кадастровым номером 26:25:000000:6674; «Особняка Кальченко», нач. XX в., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:26:010710:51, отсутствуют проекты зон охраны.

В ходе проверки установлено, что на объектах культурного наследия регионального значения, а именно: «Народный дом», а также на 2 ФИО5 Ленину, собственником которых является Георгиевский городской округ <адрес>, информационные надписи не установлены.

Утверждение местного бюджета согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку отсутствие информационных надписей, утвержденных границ территорий, предмета охраны, а также проектов зон охраны на памятниках регионального значения нарушает права граждан на получение достоверной и полной информации об объекте, а также может способствовать утрате данных памятников, в связи с чем обратились в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ли Е.А. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям и просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Георгиевского городского округа ФИО7 заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия ФИО4 заявленные к ним административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. В удовлетворении исковых требований к Управлению СК по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия просила отказать в полном объеме.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ директор привлеченного к участию в деле в качестве соответчика МБУК «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» ФИО8 суду пояснила, что им на праве оперативного управления принадлежит объект культурного наследия «Народный дом», расположенный по адресу: <адрес>. В отношении указанного объекта разработан проект информационной надписи, информационная надпись установлена на указанный объект, то есть в этой части требования прокурора исполнены. Запрошены коммерческие предложения удовлетворения требования по одному пункту в размере 825 000 рублей, а таких нужно три: в отношении проектов зон охраны, предмета охраны и границ территорий объектов у профильных организаций, которые могут разработать эти проекты, на основании предписания прокуратуры. Чтобы разработать эти проекты, необходима историческая экспертиза, которая отсутствует, разработка которой также требует финансирования.

В судебном заседании представитель Управления образования администрации Георгиевского городского округа ФИО9 суду показала, что у них на балансе состоит «Женская гимназия, 1912г.», в отношении которой разработан проект предмета охраны, а также «Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола», 1903, расположенный по адресу: <адрес>; «Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд», 1910, расположенный по адресу: <адрес>; «Здание Георгиевского общества взаимного, кредита», 1912, расположенный по адресу: <адрес>. Управление образования обладает полномочиями учредителя в том объеме, который им предоставлен. Финансировать памятники культурного наследия Управления образования не может, поскольку это не относятся к образовательному процессу. То есть подать заявку на предоставление денежных средств в отношении указанных в иске объектов Управление образования не может, поскольку это не относится к их полномочиям.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель Управления культуры и туризма администрации Георгиевского городского округа ФИО10 суду показала, что в отношении части объектов, указанных в иске, на основании постановления администрации Георгиевского городского округа Управление культуры и туризма администрации осуществляет полномочия собственника, часть объектов передана им на парве оперативного управления. Разработкой проектов зон охраны, предметов охраны и границ территорий объектов культурного наследия занимается специализированная организация на основании заявок уполномоченного органа. Для подготовки указанных проектов необходимо наличие исторической экспертизы, что требует финансирования. Проведение указанных работ возможно путем включения в региональные программы. Для того, чтобы заявка на включение в программу была принята необходимо предоставить соответствующий пакет документов, одним из таких документов является гарантийное письмо или выписка из бюджета о наличии софинансирования. Управление культуры и туризма направляет на имя главы Георгиевского городского округа заявки о необходимости выделения денежных средств на обеспечение сохранности объектов культурного наследия, которые могут быть включены в проект бюджета для его последующего утверждения Думой Георгиевского городского округа. Проведение указанных в иске работ требует значительных финансовых затрат, которые в бюджете Георгиевского городского округа отсутствуют. Они несколько раз обращались с указанными заявками, однако они были отклонены. Полагает, что указанный в иске срок для устранения нарушений также является неразумным, поскольку бюджет Георгиевского городского округа на 2022 год не предусматривает несение затрат на указанные мероприятие, включение в региональные программы также требует времени, подготовки заключений специализированных организаций, финансирование которых отсутствует. Полагает, что при наличии финансирования исполнение требований прокурора возможно в пределах 5 лет.

В судебное заседание не явились представители Управления имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа, Управления по делам территорий администрации Георгиевского городского округа, МБУК «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа», надлежащим образом извещенные о дате и времени слушания дела. Доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.

Поскольку явка указанных лиц судом не признавалась обязательной, суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск Георгиевского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в деятельности администрации Георгиевского городского округа <адрес> (далее – администрация округа).

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно абз. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В абзаце 2 части 3 статьи 34 Закона № 73-ФЗ закреплено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст.ст. 3 и 7 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта.

В силу ч. 2 ст. 20.1 Закона № 73-ФЗ при регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона, указывается вид объекта культурного наследия и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия, утвержденные в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Закона № 73-ФЗ (далее – Порядок ).

В соответствии со ст. 2 Порядка разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ.

В силу ст. 5 Порядка проект предмета охраны объекта культурного наследия оформляется в текстовой форме и может включать сведения в графической форме и фотографические изображения предмета охраны.

Как установлено судом и следует из материалов дела в собственности Георгиевского городского округа <адрес> находятся следующие объекты культурного наследия регионального значения:

- «Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

- «Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

- «Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола», 1903, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Женская гимназия, 1912 г.», расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24 (лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3);

- «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый ;

- «Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд», 1910, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:000000:2956, 26:26:000000:2957;

- «Здание Георгиевского общества взаимного, кредита», 1912, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов», расположенный по адресу: <адрес>, около кладбищ, кадастровый ;

- «Могила неизвестного воина ФИО2 Армии, погибшего в 1943 году», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Кооперативный, 9 а, у здания СДК;

- «Братской могилы воинов ФИО2 Армии, погибших в годы Велико;. Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>. 2 отделение, <адрес>, кадастровый ;

- «Особняка Кальченко», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Георгиевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановления администрации Георгиевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, материалов дела часть объектов находятся в оперативном управлении структурных подразделений администрации Георгиевского городского округа, часть объектов – в казне Георгиевского городского округа <адрес>, при этом в соответствии с постановлением администрации Георгиевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ полномочия собственника в отношении объектов согласно перечню (приложению к указанному постановлению) переданы управлению культуры и туризма администрации Георгиевского городского округа, управлению по делам территорий администрации Георгиевского городского округа, часть объектов культурного наследия осталась в ведении управления имущественных и земельных отношений администрации.

Объекты культурного наследия «Народный дом» по <адрес> и «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенная по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый , находятся в оперативном управлении МБУК «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа»; «Здание Георгиевского общества взаимного, кредита», 1912, расположенный по адресу: <адрес>, передано в оперативное управление Дому детского творчества, подведомственному Управлению образования администрации Георгиевского городского округа.

В ходе проведенной проверки прокуратурой установлен и подтверждено сторонами в судебном заседании, что в отношении указанных объектов отсутствуют проекты зон охраны, не разработаны предметы охраны и не определены границы территории объектов культурного наследия.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных, в том числе, на предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

На основании ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п. 1 ст. 48 № 73-ФЗ Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Нормами п. 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о зонах охраны), установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

Согласно п. 7 Положения о зонах охраны разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в <адрес>» (далее - Закон СК -кз) установлено, что источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия являются:

1) средства бюджета <адрес>;

2) средства федерального бюджета, поступающие в соответствии с федеральными целевыми программами по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;

3) внебюджетные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона СК -кз для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются государственные программы <адрес> и иные краевые или ведомственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - программы охраны объектов культурного наследия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.

Финансирование ведомственных целевых программ охраны объектов культурного наследия осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, а также иных не запрещенных законодательством источников.

Разработка и реализация ведомственных целевых программ охраны объектов культурного наследия осуществляются в порядке, определяемом <адрес>.

Органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, на территории которых расположены объекты культурного наследия регионального значения, выявленные объекты культурного наследия, имеют право вносить предложения о включении мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны данных объектов в ведомственные целевые программы охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст. 6 Закона СК -кз к полномочиям <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности <адрес>.

В силу ч. 18 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, предотвращения других действий, могущих причинить вред этим объектам. В указанных целях осуществляется, в том числе, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Принимая во внимание, что спорные объекты культурного наследия находятся в собственности Георгиевского городского округа и являются объектами регионального значения, разработка проектов зон охраны осуществляется путем включения в региональные целевые программы, финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, средств федерального бюджета и иных внебюджетных поступлений, может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, в полномочия администрации входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, к полномочиям <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия относится, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, суд полагает, что обязанность по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения лежит на администрации Георгиевского городского округа и <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия как уполномоченной органе в указанной сфере, в связи с чем исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Георгиевского городского округа <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, выразившегося в не разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, указанных в иске, с возложением обязанности по их разработке подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 Закона № 73-ФЗ предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению.

Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанная норма корреспондирует положениям п. 7, 8 Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из которых разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия предоставляется на согласование в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями по материалов по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия.

В силу п.п. 2,3 вышеназванного Порядка разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее - историко-культурные исследования).

В соответствии с п. 3 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования к составлению проектов границ), разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

По смыслу п. 7, п. 8 Требования к составлению проектов границ разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта, по результатам рассмотрения которого указанный орган принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии Законом.

Учитывая вышеизложенное, действующее законодательство наделяет управление <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия полномочиями по утверждению проектов предметов охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения, разработанных физическими и/или юридическими, но не обязанностью по их разработке.

В соответствии с п. 1 ст. 9.3 Закона №73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 73-ФЗ отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки поселений с целью создания условий для планировки территорий муниципальных образований и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 30 ГрК РФ).

Пунктом 3 ч. 2 ст.30 ГрК предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, к которых должны быть указаны ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ).

Таким образом, обязанность по разработке предмета охраны и проектов границ территорий объектов культурного наследия, являющихся предметом иска, в силу положения ст. 9.3 Закона №73-ФЗ, ст. 16 Закона №131-ФЗ лежит на органе местного самоуправления, выступающем от лица собственника указанных объектов, то есть на администрации Георгиевского городского округа.

Приказом <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Женская гимназия», 1912 год, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем заявленные требования о признании незаконным бездействия администрации Георгиевского городского округа в части не разработки предмета охраны на указанный объект культурного наследия с возложением обязанности по его разработке удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия бездействия должностных лиц муниципального органа в указанной части, устранения нарушений до обращения административного истца с указанными исковыми требованиями в суд.

В отношении остальных объектов культурного наследия регионального значения, указанных в иске, доказательств разработки предмета охраны и проектов границ территорий объектов культурного наследия административным ответчиком не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Георгиевского городского округа в части признания незаконным бездействия, выразившегося в не разработке предметов охраны и проектов границ территорий объектов культурного наследия, указанных в иске, с возложением обязанности устранить выявленные нарушения и разработать предметы охраны и проекты границ территорий объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

Частью 2 ст. 27 Закона № 73-ФЗ закреплено, что порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются требования к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со ст. 27 Закона № 73-ФЗ и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном п. 2 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ.

В соответствии с п. «б» ст. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» (далее - Правила) правообладателем направляется проект информационной надписи на объекте культурного наследия (далее - проект), оформленный в электронном виде на электронном носителе в формате документа (PDF), в региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.

Согласно ст. 7 Правил орган охраны из числа органов охраны, указанных в п. 6 Правил, в течение 30 календарных дней со дня получения проекта рассматривает и согласовывает его при соблюдении положений, установленных содержанием информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и требованиями к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ст. 9 Правил правообладателю направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа посредством сети "Интернет" письмо о согласовании проекта и утвержденный проект, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченным лицом органа охраны на электронном носителе в формате документа (PDF). Указанные письмо и проект направляются правообладателю не позднее 30 календарных дней со дня получения органом охраны проекта.

Правилами утверждено содержание информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Так, информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации изготавливаются в виде пластины с нанесением на нее информационных надписей методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность.

Пластина должна иметь технически надежное крепление, исключающее возможность повреждения или разрушения объекта культурного наследия и обеспечивающее прочность установки на нем информационной надписи с учетом возможных нагрузок.

Материал пластины, метод нанесения на нее информационной надписи, а также крепление должны быть устойчивыми к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к климатическим и коррозионным воздействиям.

Пунктом 2 содержания информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Правилами закреплены требования к содержанию информационных надписей и обозначений.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что на объектах культурного наследия регионального значения, а именно: «Народный дом», а также на объектах «ФИО5 Ленину», 1980, расположенном по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый , «ФИО5 Ленину», 1965, расположенном по адресу: <адрес>, перед домом культуры, собственником которых является Георгиевский городской округ <адрес>, информационные надписи не установлены.

С целью сохранения объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, положениями п. 7 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, которое утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта.

В силу ч. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

При этом, одним из требований охранного обязательства определено требование к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия (п. 5. ч. 2 ст. 47.6 Закона).

Также согласно п. 1 Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации возлагается на лиц, указанных в п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ.

Как следует из материалов дела «ФИО5 Ленину», 1980, расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый , «ФИО5 Ленину», 1965, расположенный по адресу: <адрес>, перед домом культуры, собственником которых является Георгиевский городской округ <адрес>, передан на праве оперативного управления Управлению культуры и туризма администрации Георгиевского городского округа, которое согласно Положению об указанном управлении (утв. решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) является структурным подразделением администрации Георгиевского городского округа, не является ни унитарным предприятием, ни учреждением, в связи с чем обязанность по разработке проекта информационных надписей и их установке лежит на собственнике, от имени которого выступает администрация Георгиевского городского округа.

Поскольку информационные надписи на объектах «ФИО5 Ленину», 1980, расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый , «ФИО5 Ленину», 1965, расположенный по адресу: <адрес>, перед домом культуры, не установлены, требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации и возложения обязанности по их разработке и установке являются законными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ/<адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия согласован и приказом от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия - «Бывший народный дом», 1900 год, расположенный по адресу: <адрес>.

МБУК «Централизованная клубная система ГГО» ДД.ММ.ГГГГ были проведены работы по установке информационной надписи на объекте культурного наследия регионального значения «Бывший народный дом», 1900 год, расположенный по адресу: <адрес>, о чем направлено уведомление о выполненных работах с приложением цветной фотофиксации объекта в соответствии с Правилами установки информационных надписей, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. То есть, на момент рассмотрения спора ответчиком исполнены требования прокурора в части разработки проекта и установки информационной надписи на объекте культурного наследия «Народный дом», в связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части надлежит отказать.

В силу ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая, что прокурором заявлены требования в отношении 24 объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в границах Георгиевского городского округа, стоимость разработки проектов зон охраны, предметов охраны и проектов границ территорий объектов культурного наследия является значительной и согласно пояснений представителей ответчиков может составлять более 1 миллиона рублей в отношении каждого объекта, при том, что ежегодное финансирование на реализацию указанных мероприятий из бюджета <адрес> предусмотрено в размере 1,4 млн. руб., бюджетом Георгиевского городского округа на 2022 год финансирование указанных мероприятий не предусмотрено, суд полагает разумным установить ответчикам срок для устранения нарушений в течение 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского городского округа, <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности устранить выявленные нарушения удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившееся в не разработке и не установке информационных надписей на объектах культурного наследия регионального значения «ФИО5 Ленину», 1980, расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый , «ФИО5 Ленину», 1965, расположенный по адресу: <адрес>, перед домом культуры, и обязать разработать проекты информационных надписей и обеспечить их установку на данные объекты культурного наследия.

Признать незаконным бездействие администрации Георгиевского городского округа <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, выразившееся в не разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и обязать разработать проекты зон охраны на следующие объекты:

- «Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

- «Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

- «Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола», 1903, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Женская гимназия, 1912 г.», расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24 (лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3);

- «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый ;

- «Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд», 1910, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:000000:2956, 26:26:000000:2957;

- «Здание Георгиевского общества взаимного, кредита», 1912, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов», расположенный по адресу: <адрес>, около кладбищ, кадастровый ;

- «Могила неизвестного воина ФИО2 Армии, погибшего в 1943 году», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Кооперативный, 9 а, у здания СДК;

- «Братской могилы воинов ФИО2 Армии, погибших в годы Велико;. Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>. 2 отделение, <адрес>, кадастровый ;

- «Особняка Кальченко», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившееся в не разработке предметов охраны на объектов культурного наследия регионального значения и обязать разработать проекты предметов охраны на следующие объекты:

- «Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943», расположенный по адресу: <адрес>;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

- «Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый .

Признать незаконным бездействие администрации Георгиевского городского округа <адрес>, выразившееся в не разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия и обязать разработать проекты границ территорий объектов культурного наследия регионального значения на следующие объекты:

«Братская могила воинов ФИО2 Армии и мирных граждан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1920, 1943», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила мирных жителей, расстрелянных белогвардейцами, 1922 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Миленкова», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010508:39 (лит. Б), 26:26:010508:42 (лит. В), 26:26:010508:40 (лит. Д);

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1943 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, 1919 г.», расположенный по адресу: <адрес>;

- «Братская могила воинов гражданской и Великой Отечественной войн, 1918, 1943 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>, кладбище;

- «Братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, 1942», расположенный по адресу: <адрес>, парк, кадастровый ;

- «ФИО5 Ленину, 1980», расположенный по адресу: <адрес>, пл. Победы, кадастровый ;

- Обелиск на братской могиле участников гражданской войны, 1966, расположенный по адресу: <адрес>, на площадке между администрацией и СДК, кадастровый ;

- «Памятник погибшим воинам и гражданам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., 1974 г.», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Дора», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:010615:58, 26:26:010615:57;

- «Народный дом», расположенный по адресу, <адрес>, кадастровый ;

- «Особняк Грушевого», нач. XX в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Женская гимназия», 1912 г., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24(лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3);

- «Братская могила воинов-земляков, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1972», расположенный по адресу: <адрес>, сквер, <адрес>, кадастровый ;

- «Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 1943», расположенный по адресу: <адрес>, площадка за СОШ , кадастровый ;

- «Здание, где в 20-х годах размещался первый УКОМ комсомола», 1903, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- «Здание, где в 1917 году был сформирован первый Георгиевский революционный отряд», 1910, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , 26:26:000000:2956, 26:26:000000:2957;

- «Здание Георгиевского общества взаимного кредита», 1912г., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- Братская могила воинов», расположенный по адресу: <адрес>, около кладбищ, кадастровый .

Установить срок для совершения вышеуказанных действий в течение 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского городского округа, <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработке и не установке информационных надписей на объекте культурного наследия регионального значения «Народный дом», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , и возложении обязанности разработать проект информационной надписи и обеспечить его установку на данный объекты культурного наследия, - отказать.

В удовлетворении исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского городского округа, <адрес> по сохранение и государственной охране объектов культурного наследия, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система Георгиевского городского округа» о признании незаконным бездействия, выразившегоя в не разработке предмета охраны на объект культурного наследия регионального значения «Женская гимназия, 1912 г.», расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый (лит. А), 26:26:010507:24(лит. Б), 26:26:010507:25 (лит В), 26:26:000000:2669(лит. Д), 26:26:010507:27 (лит 3) и возложении обязанности разработать проект предмета охраны на указанный объект, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд <адрес>.

(Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

Судья С.Н. Купцова