ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-346/17 от 18.12.2017 Колосовского районного суда (Омская область)

Дело а-346/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колосовский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Н.В.,

с участием помощника прокурора Дубровиной М.А.,

при секретаре Тетеревой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Колосовка 18 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области о признании отдельных положений муниципального нормативного правового акта не соответствующими федеральному законодательству РФ, о признании их недействующими, об обязании внести изменения в муниципального нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Колосовского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области о признании отдельных положений муниципального нормативного правового акта не соответствующими федеральному законодательству РФ, о признании их недействующими, об обязании внести изменения в муниципального нормативного правового акта. В обоснование требований, со ссылкой на ч. 1 ст. 16, ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554, ст. 113, 114 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указано, что прокуратурой района в ноябре 2017 года проведена правовая ревизия постановления главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от 18.01.2016 № 3-П, которым утвержден Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Колосовского сельского поселения, отдельные положения которого не соответствуют федеральному законодательству. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 73 внесены изменения в Требования, утвержденные Постановлением Правительства от 05.06.2015 № 554, пункт 3 Требований дополнен положениями о том, что планы-графики закупок утверждаются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с частями 2(1) и 6 статьи 15 Федерального закона, со дня утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия. Между тем, в пункте 2 Порядка указанные изменения законодательства не учтены. Кроме того, в пункте 3 Порядка процедура формирования планов-графиков закупок муниципальными унитарными предприятиями не предусмотрена, тогда как соответствующие изменения предусмотрены п.п. б(1) п. 4 Требований (в редакции Постановления Правительства РФ от 25.01.2017 г. № 73). В связи с выявленными несоответствиями действующему законодательству, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест . В ответе администрация Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области сообщила, что осуществляет закупки только для нужд администрации Колосовского сельского поселения. Муниципальное унитарное предприятие осуществляет свою деятельность и проводит процедуры покупок самостоятельно. Поэтому администрация Колосовского сельского поселения считает, что указанные изменения в отношении муниципального унитарного предприятия не затрагивают деятельности администрации сельского поселения и отражать изменения в законодательстве в Порядке нецелесообразно. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 32 Устава администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ администрация Колосовского сельского поселения учреждает муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, утверждает их уставы. Таким образом, при создании по решению органа местного самоуправления муниципального унитарного предприятия регулирование деятельности такого предприятия регулирование деятельности такого предприятия осуществляет орган местного самоуправления. Порядком ограничен круг заказчиков, деятельность которых регулируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в том числе п. б(1) Требований). В ноябре 2017 года прокуратурой района в порядке правотворческой инициативы направлялась информация о необходимости учета п. 3 Требований в нормативном правовом акте администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района, что также не принято административным ответчиком во внимание.

Представитель административного истца - помощник прокурора Колосовского района Омской области Дубровина М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом ранее представленного уточнения.

Представитель административного ответчика – глава администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые административные требования с учетом уточнения признал в полном объеме.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков (ч. 1 ст. 16).

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок (ч. 1 ст. 21).

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 21).

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21).

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 (ред. от 25.01.2017) утверждены Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг (далее Требования). В пункте 3 Требований указано, что планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней следующими заказчиками:

а) государственными заказчиками, действующими от имени субъекта Российской Федерации, или муниципальными заказчиками, действующими от имени муниципального образования, - со дня доведения до соответствующего государственного заказчика (муниципального заказчика) объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

б) бюджетными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с частями 2 и 6 статьи 15 Федерального закона, - со дня утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности;

б(1)) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с частями 2(1) и 6 статьи 15 Федерального закона, со дня утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

в) автономными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), в случае, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона, - со дня заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее - субсидии). При этом в план-график закупок включаются только закупки, которые планируется осуществлять за счет субсидий;

г) бюджетными, автономными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), государственными унитарными предприятиями, имущество которых принадлежит на праве собственности субъектам Российской Федерации, или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими закупки в рамках переданных им государственными органами субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами или органами местного самоуправления полномочий государственного заказчика (муниципального заказчика) по заключению и исполнению от имени субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) государственных контрактов (муниципальных контрактов) от лица указанных органов, в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона, - со дня доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-П утвержден Порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области (далее Порядок). Указанный Порядок является нормативным правовым актом и разработан в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг».

В нарушение пункта 3 Требований в пунктах 2 и 3 Порядка указано:

«2. Планы-графики закупок формируются муниципальными заказчиками Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области в течение 10 рабочих дней после принятии я решения о бюджете на очередной финансовый год с учетом следующих положений:

2.1. Муниципальными заказчиками, действующими от имени Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области (далее – муниципальными заказчиками), в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета Колосовского сельского поселения, но не позднее срока, установленного абзацем первым пунктом 2 Порядка.

3. Планы-графики закупок утверждаются после их уточнения (при необходимости) в течение 10 рабочих дней:

3.1. Заказчиками, указанными в подпункте 2 Порядка, - со дня доведения до соответствующего муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств в порядке, установленном Финансовым управлением Колосовского муниципального района».

В соответствии со ст. 114 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Из ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 32 Устава администрации Колосовского района сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ администрация Колосовского сельского поселения учреждает муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, утверждает их уставы.

Таким образом, из ст. 114 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 5 ч. 1 ст. 32 Устава администрации Колосовского района сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в их взаимосвязи следует, что муниципальные унитарные предприятия, учрежденные администрацией Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области в своей деятельности должны руководствоваться Порядком формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержденным постановлением администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Вместе с тем, в п. 2, п. 3 Порядка сведения о муниципальных унитарных предприятиях, как о муниципальных заказчиках, отсутствуют. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Порядком ограничен круг заказчиков, деятельность которых регулируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Протестом прокурора Колосовского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, принесенного на Постановление главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П «О порядке формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области», а также информацией прокурора Колосовского района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, информацией главы Колосовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что соответствующие изменения в Порядок не вносились.

Судом установлено, что Порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержден Постановлением главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П в соответствии с его компетенцией, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, положения пункта 2 и пункта 3 Порядка, не соответствуют положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно пункту 3 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Установленные обстоятельства являются основанием для признания недействующими оспариваемых положений пункта 2 и пункта 3 Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П.

С учетом исследованных доказательств, суд находит административные исковые требования прокурора Колосовского района Омской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая положения ч. 4 ст. 216 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, которым внести изменения в пункт 2 и пункт 3 Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П, поскольку в связи с признанием указанных положений нормативного правового акта недействующими выявлена недостаточная правовая урегулированность административных отношений, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании п. 2 ч. 4 ст. 215, п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать настоящее решение в официальном печатном издании органа местного самоуправления, а также в указанный срок исполнить настоящее решение суда и поставить об этом в известность Колосовский районный суд Омской области и административного истца.

На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 213, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области удовлетворить полностью.

Признать пункт 2 и пункт 3 Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П не соответствующими Требованиям к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Признать недействующими пункт 2 и пункт 3 Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Обязать администрацию Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области принять новый нормативный правовой акт, которым внести изменения в пункт 2 и пункт 3 Порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, утвержденного Постановлением главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Возложить на администрацию Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области обязанность опубликовать настоящее решение в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить настоящее решение суда и поставить об этом в известность Колосовский районный суд Омской области и административного истца.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Колосовский районный суд Омской области.

Судья Сорокина Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2017 года