ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-347/2023 от 25.09.2023 Варнавинского районного суда (Нижегородская область)

Дело а-347/2023

УИД 52RS0-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.<адрес> 25 сентября 2023 года

Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи: Прокофьевой В.П.,

при ведении протокола секретарем: ФИО1,

с участием представителя административного истца: помощника прокурора <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор <адрес>, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлены факты наличия свободного доступа к сайтам в сети Интернет с информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на указателе страниц сайтов:

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_pr??????????????????????????

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579на которых размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.

Приводит нормы закона, которыми предусмотрен запрет на размещение вышеуказанной информации.

Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан.

Просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, внести указанные сайты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 поддержала доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, указала, что сайты, на которых содержится запрещенная информация, в настоящее время доступны для просмотра.

Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и её территориальный орган – Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились.

От Управления Роскомнадзора по ПФО поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Как следует из рапорта заместителя прокурора <адрес> года сведения о владельцах и администраторах, указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имен отсутствуют, в связи с чем, ответчики по настоящему административному делу отсутствуют.

Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 2.2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Исходя из ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статьей 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В силу ч.ч. 1, 6 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 15 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Частями 1, 2, 3, 5 статьи 15.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Как установлено ч.1 ст.39 административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как видно из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлены факты наличия свободного доступа к сайтам в сети Интернет с информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на указателе страниц сайтов:

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilo??????????????????????????????

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579Установлено, что на указанных интернет-страницах размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.

Пункт 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст.29 Лесного Кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.30 Лесного Кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.

Статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей предложения по покупке и продаже древесины с нарушением действующих требований лесного законодательства, фактически является распространением запрещенной информации.

В ходе проверки в кабинете прокуратуры <адрес> по адресу: 606760, <адрес>, р.<адрес>, используя служебным компьютером в корпусе черного цвета, подключенным к информационно телекоммуникационной сети при помощи модема, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих предложение услуг по незаконному обороту древесины.

Проверка и поиск Интернет – ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера: «Opera». В адресной строке браузера был введён адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «продажа древесины на корню» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов), содержащий ссылки:

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579

Установлено, что на указанных интернет-страницах размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.

Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайты и интернет-страницы не содержат ограничений к их доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных интернет-ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет – пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Распространение в сети-Интернет на указанных интернет-страницах информации об оказании услуг по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации противоречит действующему законодательству, что может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц, что в свою очередь противоречит интересам Российской Федерации, заключающиеся в единстве правовых и организационных основ противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере лесопользования и охраны окружающей среды и может привести к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, создает опасность для имущества граждан и юридических лиц, а также ставит под угрозу безопасность государства.

Таким образом на интернет-страницах по приведённым адресам содержится информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Наличие данных предложений в сети «Интернет», фактически является распространением запрещённой информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суду не представлено. Поскольку размещенная информация прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.

Как следует из рапорта заместителя прокурора <адрес> сведения о владельцах и администраторах, указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имен отсутствуют.

В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ Интернет сайтам

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579

следует ограничить.

Признание судом содержащейся на вышеуказанных сайтах информации в качестве информации, распространение которой в РФ запрещено, в соответствии с ч.1, п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, будет являться основанием для включения доменного имени данного сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228, предусмотрено, что указанная Федеральная служба осуществляет, в том числе, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суду не представлено. Поскольку размещенная информация прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.

Как следует из материалов дела, информация, размещенная в сети «Интернет» на сайтах

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579

на которых размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.

Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названных сайтах запрещено законом и фактически является информационным пособничеством в совершении преступлений, что является достаточным основанием для признания размещенной на интернет-сайтах информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.1, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов

https://hmao.kupiprodai.ru/raw/hantymansiysk_pilom_prodam_les_na_kornyu_7327640

https://penza.kupiprodai.ru/raw/kolyshley_pilom_les_na_kornyu_olha_7659538

https://spb.kupiprodai.ru/raw/sanktpeterburg_rawmore_prodayu_les_na_kornyu_kareliya_i_arhangelskaya_obl_7898107

https://spb.kupiprodai.ru/stroitel/sanktpeterburg_material_prodam_les_na_kornyu_7848579

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению, посредством направления его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (603951, <адрес>, Зеленский съезд, <адрес>, Бокс ), Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <адрес>, стр. 2) для включения указателя страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья В.П.Прокофьева