Дело №а-348/2023
УИД 52RS0№-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 25 сентября 2023 года
Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи: Прокофьевой В.П.,
при ведении протокола секретарем: ФИО1,
с участием представителя административного истца: помощника прокурора <адрес>ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов:
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7854685информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор <адрес>, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore�_�p�r�o�d�a�m�_�l�e�s�_�n�a�_
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлены факты наличия свободного доступа к сайтам в сети Интернет с информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на указателе страниц сайтов:
https://krasnoya???????????????????????????????????–????????????????????????????????
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7�8�5�4�
на которых размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.
Приводит нормы закона, которыми предусмотрен запрет на размещение вышеуказанной информации.
Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан.
Просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://ir�k�.�k�u�p�i�p�r�o�d�a�i�.�r�u�/�s�t�r�o�i�t�e�l�/�z�a�l�a�r�i�_�s�t�r�o�i
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, внести указанные сайты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 поддержала доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, указала, что сайты, на которых содержится запрещенная информация, в настоящее время доступны для просмотра.
Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и её территориальный орган – Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились.
От Управления Роскомнадзора по ПФО поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Как следует из рапорта заместителя прокурора <адрес> года сведения о владельцах и администраторах, указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имен отсутствуют, в связи с чем, ответчики по настоящему административному делу отсутствуют.
Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2.2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Исходя из ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Статьей 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В силу ч.ч. 1, 6 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 15 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Частями 1, 2, 3, 5 статьи 15.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Как установлено ч.1 ст.39 административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки выявлены факты наличия свободного доступа к сайтам в сети Интернет с информацией в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на указателе страниц сайтов:
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stro�i�t�e�l�/�z�a�l�a�r�i�_�s�t�r�o�i�t�e�l�m�o�r�e�_�p�r
Установлено, что на указанных интернет-страницах размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.
Пункт 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст.29 Лесного Кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.30 Лесного Кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Таким образом, размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей предложения по покупке и продаже древесины с нарушением действующих требований лесного законодательства, фактически является распространением запрещенной информации.В ходе проверки в кабинете № прокуратуры <адрес> по адресу: 606760, <адрес>, р.<адрес>, используя служебным компьютером в корпусе черного цвета, подключенным к информационно телекоммуникационной сети при помощи модема, была проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих предложение услуг по незаконному обороту древесины.
Проверка и поиск Интернет – ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера: «Opera». В адресной строке браузера был введён адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «продажа древесины на корню» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов), содержащий ссылки:
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7854685
Установлено, что на указанных интернет-страницах размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.
Доступ к информации свободный для всех без исключения граждан, сайты и интернет-страницы не содержат ограничений к их доступу по кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных интернет-ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет – пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Распространение в сети-Интернет на указанных интернет-страницах информации об оказании услуг по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации противоречит действующему законодательству, что может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц, что в свою очередь противоречит интересам Российской Федерации, заключающиеся в единстве правовых и организационных основ противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере лесопользования и охраны окружающей среды и может привести к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, создает опасность для имущества граждан и юридических лиц, а также ставит под угрозу безопасность государства.
Таким образом на интернет-страницах по приведённым адресам содержится информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Наличие данных предложений в сети «Интернет», фактически является распространением запрещённой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суду не представлено. Поскольку размещенная информация прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.
Как следует из рапорта заместителя прокурора <адрес> сведения о владельцах и администраторах, указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имен отсутствуют.
В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ Интернет сайтам
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7854685
следует ограничить.
Признание судом содержащейся на вышеуказанных сайтах информации в качестве информации, распространение которой в РФ запрещено, в соответствии с ч.1, п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, будет являться основанием для включения доменного имени данного сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228, предусмотрено, что указанная Федеральная служба осуществляет, в том числе, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суду не представлено. Поскольку размещенная информация прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.
Как следует из материалов дела, информация, размещенная в сети «Интернет» на сайтах
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7854685
на которых размещены материалы, с названиями: «продажа древесины на корню», содержащие предложения по перепродаже древесины на корню в обход разрешительных процедур и документации.
Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названных сайтах запрещено законом и фактически является информационным пособничеством в совершении преступлений, что является достаточным основанием для признания размещенной на интернет-сайтах информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.1, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на указателе страниц сайтов
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7854685
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов
https://krasnoyarsk.kupiprodai.ru/raw/krasnoyarsk_pilom_prodam_les_na_kornyu_2972748
https://kirov.kupiprodai.ru/oborud/yaransk_derevo_prodayu_les_na_kornyu_1813578
https://kem.kupiprodai.ru/stroitel/tashtagol_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_1526294
https://irk.kupiprodai.ru/stroitel/zalari_stroitelmore_prodam_les_na_kornyu_7854685
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению, посредством направления его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (603951, <адрес>, Зеленский съезд, <адрес>, Бокс №), Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <адрес>, стр. 2) для включения указателя страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Судья В.П.Прокофьева