ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-349/17 от 07.12.2017 Рязанского областного суда (Рязанская область)

Дело а-349/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2017 года город Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

В обоснование своих требований административный истец ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 8 803кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центра логистики, оптовой торговли, адрес: <адрес>.

Постановлением Минимущества Рязанской области от 1 октября 2014 года № 12-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанного выше объекта недвижимости.

Согласно кадастровой справке от 24 апреля 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 727 630 рублей 35 копеек.

В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка административный истец обратился к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости спорного земельного участка.

Из отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного <скрыто> следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2 138 449 рублей 60 копеек по состоянию на 9 марта 2017 года.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка многократно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство затрагивает права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.

В связи с чем административный истец ФИО1 просил установить кадастровую стоимость указанного в административном иске земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика.

В ходе рассмотрения дела сторона административного истца уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили в письменной форме ходатайство, в котором просили рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца и его представителя в порядке упрощенного судопроизводства.

Представитель административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также представители заинтересованных лиц - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и администрации муниципального образования - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных выше лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав материалы дела, считает возможным установить кадастровую стоимость названного в административном иске земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ суд защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 8 803кв. м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, видом разрешенного использования: для размещения центра логистики, оптовой торговли, адрес: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 апреля 2017 года, составленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, и акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 10 марта 2017 годакадастровая стоимость указанного выше земельного участка была определена по состоянию на 9 марта 2017 года в связи с постановкой его на учет и составляет 3 727 630 рублей 35 копеек.

Судом установлено, что 10 октября 2017 года ФИО1 обратился в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

По ходатайству стороны административного истца судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , проведение которой поручено эксперту <скрыто>

Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу

ФИО1, по состоянию на 9 марта 2017 года составила 2 386 000 рублей.

Указанное выше заключение эксперта соответствует положениям ч. 2 ст. 82 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, в установленном порядке не оспорено.

Принимая во внимание, что размер земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, существенное расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельного участка нарушает права административного истца.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере равном его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы. Указанную стоимость применять для целей, предусмотренных законодательством РФ, в период с 9 марта 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать - 10 октября 2017 года (дата поступления заявления в суд).

При таких обстоятельствах административный иск ФИО1 к ФГБУ «ФКП Росреестра» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 8 803кв. м, адрес: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости - 2 386 000 (двух миллионов трехсот восьмидесяти шести тысяч) рублей по состоянию на 9 марта 2017 года.

Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанную стоимость применять в период с 9 марта 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 10 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.Е. Лукашевич