ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-34/19 от 14.08.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело а-34/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** 14 августа 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре ФИО10,

с участием представителей административного истца ФИО11, ФИО12, представителя административных ответчиков ФИО14, прокурора Прокуратуры Республики Тыва ФИО13

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в ** к ФИО1, Тывинскому региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партия России» об отмене регистрации кандидата в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва ФИО1, выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ПВХ-II на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован республиканский список кандидатов в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, выдвинутый Тывинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России».

В общереспубликанской части республиканского списка кандидатов в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России», под зарегистрирован ФИО1.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован республиканский список кандидатов в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, выдвинутый региональным отделением политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в **.

Региональное отделение политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в ** обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва ФИО8 С.В., выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России».

В обоснование своих требований указал на то, что ФИО8 С.В. является ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее – ФИО5) и занимает должность первого заместителя ФИО2 Комитета по охране здоровья ФИО5.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик ФИО8 С.В. находился на территории Республики Тыва, посетил города Ак-Довурак, Чадан Дзун-Хемчикского кожууна и Шагонар Улуг-Хемского кожууна.

Административным ответчиком ФИО8 С.В., как ФИО3, уведомления о проведении публичных мероприятий в органы исполнительной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не подавались. Вместо этого, от Тывинского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» подавались заявки на проведение публичных агитационных мероприятий.

При встречах с избирателями, проживающими на территориях указанных муниципальных образований, ФИО8 С.В. действовал не как ФИО3, а как зарегистрированный кандидат в ФИО3 Верховного хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва.

Подтверждением этому является публикация, размещенная ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 52 минуты в социальной сети «Вконтакте», в группе «ТУВА ФИО4» по адресу: https://vk.com/public183384601?w=wall-183384601_36, с указанием следующих выходных данных: изготовитель: избирательное объединение - Тывинское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», юридический адрес: 667000, **, оф. 7, ИНН <***>; заказчик: избирательное объединение - Тывинское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»; тираж: 2 страницы сайтов; дата выпуска: ДД.ММ.ГГГГ; согласно абз. 2 п. 6 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и ч. 8 ст. 64 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 данный материал изготовлен на собственном оборудовании без оплаты из средств избирательного фонда избирательного объединения Тывинского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» для размещения в сети интернет.

Ссылается на то, что со слов участников мероприятий, ФИО8 С.В. лично участвовал на встречах с избирателями, при этом проводились агитационные мероприятия в поддержку кандидатов в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, выдвинутых Тывинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» (далее - Тывинское региональное отделение политической партии ФИО4). Во время мероприятий им раздавали печатный агитационный материал под названием «БИС ЧОН ДЭЭШ», на котором указано, что он изготовлен за счет средств избирательного фонда Тывинского регионального отделения политической партии ФИО4.

Считает, что в действиях зарегистрированного кандидата в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва ФИО8 С.В. усматриваются признаки неоднократного использования преимуществ своего должностного положения, предусмотренные п. «д» ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ и п. 5 ч. 4 ст. 44 Закона Республики Тыва, то есть ведение предвыборной агитации лицом, замещающим ФИО6 должность, в ходе служебной (оплачиваемого за счет средств соответствующего бюджета) командировки.

Указывает, что в силу ч. 9 ст. 76 Федерального закона 76-ФЗ и ч. 9 ст. 90 Закона Республики Тыва, при неоднократном использовании кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом.

В возражении на административный иск представитель административных ответчиков ФИО14 просит отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме в связи с его необоснованностью, указывает, что согласно распоряжению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГлс «О предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО3 Федерального собрания Российской федерации» предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 29 календарных дней с 29 июля по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Следовательно, ФИО8 С.В. в настоящее время находится в отпуске.

В период ежегодного оплачиваемого отпуска он не отзывался, поездка ответчика в Республику Тыва в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ не являлась служебной командировкой и была оплачена из собственных средств ФИО8 С.В.

В заявлении о согласии баллотироваться ФИО8 С.В. указано его основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий: ФИО5 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, ФИО3, первый заместитель ФИО2 Комитета ФИО5 по охране здоровья.

Указывает, что нахождение кандидата в ФИО3 в отпуске не прекращает того факта, что он ФИО3. Законодательство не запрещает такому кандидату говорить избирателям и указывать в печатных агитационных материалах свои место работы (службы) и должность, а также информировать граждан о своей депутатской деятельности. В силу п. 6 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ соблюдение перечисленных в п. 5 настоящей статьи не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого ФИО3 законодательного (представительного) органа ФИО6 власти, ФИО3 представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Встреча с избирателями не указана как публичное мероприятие, а если ее считать собранием (совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов). Считает, что доводы административного истца несостоятельны, не соответствуют фактическим обстоятельствам, юридическим нормам и не подтверждены, основания для отмены регистрации кандидата ФИО8 С.В. отсутствуют.

В судебном заседании представители административного истца ФИО22 и ФИО7 административный иск по изложенным в нем основаниям поддержали.

Представитель административных ответчиков ФИО14 просила оставить административный иск без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Республики Тыва в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в отзыве на административный иск просил удовлетворить административный иск.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора ФИО13, полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы ФИО6 власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, части 1 и 2). Конституция Российской Федерации устанавливает также, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации (статья 29, части 1, 4 и 5), признание, соблюдение и защита которых в силу статьи 2 являются обязанностью государства.

Этим положениям корреспондируют требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти (статья 3 Протокола N 1); каждый имеет право на свободу выражения мнений, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти и независимо от ФИО6 границ (пункт 1 статьи 10).

Принципы избирательного права, закрепленные в международных нормах, являются составной частью правовой системы Российской Федерации, признаются и гарантируются в качестве конституционных прав и свобод.

Статья 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части 7 устанавливает закрытый перечень случаев, по которым регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссией, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;

и) при проведении выборов в федеральные органы ФИО6 власти, органы ФИО6 власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Порядок проведения выборов ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а также Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ"О выборах ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" (далее - Закон Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1).

Аналогичные основания к отмене судом регистрации кандидата установлены пунктом 7 статьи 90 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1.

Исходя из положений Федерального закона N 67-ФЗ, под использованием преимущества должностного или служебного положения в данном Федеральном законе попадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, ФИО6 и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых ФИО6 органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование ФИО6 органов, органов местного самоуправления, ФИО6 и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в ФИО6 или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ФИО6 охране;д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими ФИО6 или выборные муниципальные должности, либо находящимися на ФИО6 или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к ФИО6 и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого ФИО6 и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонд.

Пункт 1 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ определяет, что кандидаты, замещающие ФИО6 или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на ФИО6 или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Аналогичные положения содержатся в статье 44 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1.

В п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что кандидаты, замещающие ФИО6 или выборные должности, кандидаты, находящиеся на ФИО6 или муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.

При этом следует учитывать, что основанием для отмены регистрации кандидата, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения (подпункт "л" пункта 24, подпункт "к" пункта 25, подпункт "г" пункта 26 статьи 38, подпункт "в" пункта 7, подпункт "в" пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О статусе члена Совета Федерации и статусе ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации", ФИО3 является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в ФИО5 Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО8 С.В. является ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, об этом им указано при подаче документов в Избирательную комиссию Республики Тыва.

Подпункт "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признается деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Согласно пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация)- это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него(них).

Административным истцом представлен протокол осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, составленный нотариусом нотариального округа ** Республики Тыва ФИО15, на основании ст.ст. 102 и 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которому производился осмотр информации, находящейся в электронном виде в информационной сети общего пользования Интернет, в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com), на странице «ТУВА ФИО4» (https://vk.com/public183384601), запись «С рабочим визитом в Туву прибыл ФИО3 от ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ, 10:52 (https://vk.com/public183384601?w=wall-183384601_36).

Суду на обозрение представлен печатный материал под названием «БИС ЧОН ДЭЭШ» на тувинском языке («Мы за народ»), изготовленный за счет средств заказчика - Тывинского регионального отделения политической партии ФИО4, и содержащий сведения о приезде в Туву ФИО3ФИО8 С.В.

В судебном заседании исследовались видеозаписи, размещенные в сети «Интернет» на сайте «Вконтакте» с репортажами программы «Главные новости» « О насущном и наболевшем», «Старая больница, хибары на водице», «Люди отсюда уезжают», а также под названиями «ДД.ММ.ГГГГ», «VID 20190802 165706», VID 20190802 173203», видеоролик, снятый на камеру смартфона.

Кроме того, по ходатайству представителей административного истца судом также были истребованы сведения о встречах ФИО8 С.В. с администраций муниципальных образований на территории Улуг-Хемского, Дзун-Хемчикского кожуунов и городского поселения г. Ак-Довурак.

Судом из ответов на запрос установлено, что уполномоченным представителем Тывинского регионального отделения политической партии ФИО4ФИО16, назначенным высшим советом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в/с, направлялись заявки от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальное бюджетное учреждение «Районный центр культуры» муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», муниципальное бюджетное учреждение Районный дом культуры имени «Мерген-Херел ФИО23» муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», муниципальное бюджетное учреждение Дом культуры им. К. Сагды города Ак-Довурака на предоставление помещения, пригодного для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания и находящегося в муниципальной собственности.

В ответе не заявку директором муниципального бюджетного учреждения «Районный центр культуры» муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выделении помещения для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания.

Согласно ответу ФИО2 администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 С.В. уведомления о проведении публичных мероприятий на территории Улуг-Хемского кожууна в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подавались. ДД.ММ.ГГГГ без уведомления администраций ** и Улуг-Хемского кожууна в период времени с 16 часов 20 минут по 17 часов на территории молодежного сквера ** региональным отделением политической партии ФИО4 организовано и проведено публичное мероприятие в форме встречи с избирателями, где участвовало примерно 30 человек, в котором участвовал и руководил собранием ФИО8 С.В., говоривший и утверждавший, что является ФИО3. На собрании раздавался агитационный материал «БИС ЧОН ДЭЭШ» на тувинском языке. По случаю проведения публичного мероприятия без уведомления и согласования с администрацией подано заявление о привлечении к административной ответственности руководителя ФИО4ФИО16 в МО МВД РФ «Улуг-Хемский» по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

В ответе на заявку ФИО16 директором муниципального бюджетного учреждения Районный Дом культуры имени «Мерген-Херел ФИО23» отказано в предоставлении помещения для проведения встречи избирательного объединения.

В ответе на запрос суда и.о. ФИО2 администрации Дзун-Хемчикского кожууна указал, что уведомления от ФИО8 С.В. о проведении публичного мероприятия не подавались. ДД.ММ.ГГГГ в период между 11 и 13 часами ФИО8 С.В. посещал ГБУЗ РТ «Дзун-Хемчикская центральная кожуунная больница» и дома, построенные для детей-сирот, после чего провел встречу с избирателями в молодежном сквере по **, на которой присутствовало около 60 человек. На встрече раздавался агитационный материал «Бис чон дээш». ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» о привлечении к административной ответственности руководителя Тывинского регионального отделения политической партии ФИО4ФИО16

В ответе начальника управления культуры городского округа г. Ак-Довурак на заявку ФИО16 о предоставлении помещения отказано.

В ответе ФИО2 администрации городского округа город Ак-Довурак сообщается, что ФИО3ФИО8 С.В. уведомления о проведении публичных мероприятий в период с 30 июля по ДД.ММ.ГГГГ не подавались, однако ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 часов по 21 час без уведомления администрации городского округа г. Ак-Довурак ФИО4 проведено публичное мероприятие в форме встречи с избирателями, в котором участвовал ФИО8 С.В., что подтверждается публикациями, размещенными ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 52 минуты в социальной сети «Вконтакте», в группе «ТУВА ФИО4». По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальнику МО МВД РФ «Барун-Хемчикский» подано заявление о привлечении к административной ответственности руководителя ФИО4ФИО16

Из выписок из лицевого счета Тывинского регионального отделения политической партии ФИО4 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что платежи производились за подписные листы «Тува за перемены! Чаа Тыва дээш», оплаты договоров возмездного оказания услуг агитатором, печать листовок «За перемены! Ия Тюлюш», «За перемены! Эрес Кара-Сал», «За перемены! Юрий ФИО23», «За перемены! Орлан Кенден», «За перемены! Арсений ФИО23», «За перемены! ФИО9», «За перемены! Мерген Хомушку», «Они – за беспредел. Мы за народ!», программу «Люди дела».

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ представителя Тывинского регионального отделения политической партии «ФИО4» Избирательная комиссия Республики Тыва уведомлялась о размещении предвыборных агитационных материалов под названиями: «Удача любит сильных» и «С рабочим визитом в Туву прибыл ФИО3 от ФИО4».

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО24, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 показали, что действительно 1 и ДД.ММ.ГГГГФИО8 С.В. приезжал в г.Ак-Довурак, ** и ** и проводил встречи с избирателями, представлялся ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации. При этом избирателям раздавался печатный материал «БИС ЧОН ДЭЭШ».

Таким образом, приведенными доказательствами подтверждается проведение агитационных мероприятий кандидатом в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва ФИО8 С.В., выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии ФИО4.

Вместе с тем основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата может быть только установление судом обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе фактов неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ), а именно установление фактов, перечисленных в пункте 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-О по жалобе гражданки ФИО21 на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наличие должностного (служебного) статуса не препятствует участию в выборах в качестве кандидата, но предполагает необходимость – для кандидатов, находящихся на ФИО6 или муниципальной службе, равно как и являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, - освобождения от выполнения должностных (служебных) обязанностей (пункт 2 статьи 40). Хотя для глав муниципальных образований подобного требования не установлено, нет оснований полагать, что их нахождение в отпуске порождает с точки зрения избирательного законодательства иные правовые последствия, нежели те, которые предусмотрены для муниципальных служащих, и что их действия, совершаемые в течение этого времени, должны быть во всяком случае квалифицированы как сопряженные с реализацией должностного (служебного) статуса. В связи с этим сам по себе факт обладания правовым статусом главы муниципального образования не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако, такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащим действующему законодательству Из этого следует, что лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок, тогда как такая возможность для них не исключается при освобождении от должностных обязанностей (например, кратковременный отпуск) в течение соответствующего периода избирательной кампании.

Судом установлено, что распоряжением ФИО2 Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГлс «О предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации» ФИО3 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 29 календарных дней с 29 июля по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В ответе на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ.2-17/25 Аппарат ФИО5 Федерального Собрания Российской Федерации сообщает, что ФИО3 Федерального Собрания Российской Федерации ФИО8 С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из ежегодного оплачиваемого отпуска не отзывался и в служебную командировку не направлялся.

В соответствии с ответом на запрос суда ООО «ЭНЕ-САЙ ОТЕЛЬ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 С.В. проживал в AZIMUT Отель Кызыл, расположенном по адресу: **, в период с 02 по ДД.ММ.ГГГГ, время заселения ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 10 минут, время оплаты проживания в 20 часов 12 минут картой МИР *3917 (последние 4 цифры карты).

Таким образом, с учетом доводов, на которые ссылался административный истец в административном исковом заявлении, видеосюжетов, печатного материала, статей в социальной сети «Вконтакте», которые обозревались судом, показаний свидетелей, допрошенных в судебном заседании, фактов неоднократного использования зарегистрированным кандидатом в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва ФИО8 С.В. преимуществ своего должностного положения, которые являются основанием для отмены регистрации в качестве кандидата в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, судом не установлено.

Во время проведения агитационных мероприятий ФИО8 С.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в служебную командировку в Республику Тыва не направлялся, с отпуска не отзывался для исполнения служебных обязанностей, услуги за проживание в гостинице им были оплачены за счет собственных средств, публичные мероприятия с гражданами проводились Тывинским региональным отделением политической партии ФИО4, печатные материалы и статьи в социальной сети «Вконтакте» издавались по заказу Тывинского регионального отделения политической партии ФИО4, а не ФИО3ФИО8 С.В., сюжеты по репортажам программы «Главные новости» «О насущном и наболевшем», «Старая больница, хибары на водице», «Люди отсюда уезжают» являются информационными сообщениями средств массовой информации, носящими характер новостей, ФИО8 С.В. участвовал во встречах и мероприятиях предвыборной агитации как кандидат в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, выдвинутый Тывинским региональным отделением политической партии ФИО4, при этом доказательств о том, что указанные мероприятия проходили в ходе служебной (оплачиваемой за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировки материалы дела не содержат.

Поскольку, исходя из положений Федерального закона N 67-ФЗ, под использованием преимущества должностного или служебного положения в данном Федеральном законе попадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а таких действий судом не установлено, то административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Регионального отделения политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в ** к ФИО1, Тывинскому региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партия России» об отмене регистрации кандидата в ФИО3 Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва ФИО1, выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.В. Кунгаа