К делу №а-3536/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2021 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> (далее Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 123647,19 руб.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на налоговом учете в МИ ФНС № по РА ФИО1 состоит в качестве арбитражного управляющего и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Однако, обязанность по уплате страховых взносов и пени до настоящего момента ФИО1 не исполнен. В его адрес направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения, которые административным ответчиком не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> вынесен судебный приказ о взыскании суммы недоимки и пени, который на основании заявления налогоплательщика, определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен. Просит суд взыскать с административного ответчика недоимку: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГг. в размере 20620,98 руб. и пени в размере 1900.09 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГг.) в размере 92033,97 руб. и пени в размере 9092,15 руб.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, от его представителя по доверенности ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом, в адрес суда представлены возражения, согласно которого административный иск не признал, ссылаясь на то, что не является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации (пункт 3 статьи 20 Закона о банкротстве. Договор обязательного страхования ответственности он не заключал, взносы в СРО ААУ «Синергия» никогда не вносил. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица - Саморегулируемая организация ассоциация арбитражных управляющих «Синергия» (далее СРО) в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск, в котором заявленные налоговым органом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в виду отсутствия законных оснований для взыскания с ФИО1 страховых взносов по причине того, что он с ДД.ММ.ГГГГ утратил статус арбитражного управляющего и не является плательщиком страховых взносов. Кроме того, указал на то, что из искового заявления и материалов дела не усматривается за какой период времени взыскивается недоимка по страховым взносам, при этом полагает, что Инспекцией предъявлены требования за пределами сроков исковой давности, установленные ст.48 НК РФ.
Суд на основании ч.2 ст.289 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы сторон и лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 являлся арбитражным управляющим СРО ААУ «Синергия» с 15.05.2013г.
Инспекцией произведены начисления в качестве арбитражного управляющего в соответствии п. 5 ст. 430 НК РФ, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ, со сроком уплаты налога, установленный законодательством на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и подтверждается представленными в материалы дела требованиями от уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу подл. 2 п. 1 ст. 419 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Налоговое законодательство не содержит понятия арбитражного управляющего, в связи с чем руководствуются положениями, содержащимися в Федеральном законе от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), который регулирует порядок получения членства, условия членства в саморегулируемой организации и ведение профессиональной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В силу п. 5 ст. 20 Закона о банкротстве в период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.
По смыслу данной правовой нормы для признания физического лица арбитражным управляющим необходима совокупность следующих условий, которые установлены пунктами 2-4 ст.20 Закона о банкротстве: наличие высшего образования; наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее, - стандарты и правила профессиональной деятельности); сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления; отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.
Из пояснений заинтересованного лица СРО следует, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее — Управление Росреестра по <адрес>; Росреестр) в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проводилась внеплановая выездная проверка деятельности Саморегулируемой организации Ассоциации арбитражных управляющих «Синергия».
Согласно Акта проверки № от 12.11.2019г. Россреестром рассмотрен вопрос о членстве в отношении несоответствующих условиям членства в СРО арбитражных управляющих — членов СРО ААУ «Синергия» в количестве 72 арбитражных управляющих, в том числе и ФИО1, и выявлены нарушения п.2 ст. 20.1, п. 5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Датой совершения Ассоциацией нарушения указаны даты, не позднее которых следовало принять решение об исключении арбитражного управляющего из состава членов Ассоциации, а именно по ФИО1 указана дата - 15.06.2016г.
Предписанием № от 28.11.2019г. Росреестр обязал СРО устранить и не допускать впредь выявленные в ходе проверки нарушения п. 2 ст. 20.1, п.5 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о членстве в отношении несоответствующих условиям членства в CPQ арбитражных управляющих - членов СРО ААУ «Синергия» в количестве 72 арбитражных управляющих, в том числе ФИО1
В Предписании указано, что перечисленные арбитражные управляющие, не исполнявшие обязанности в процедурах банкротства более 3 лет и не сдавшие теоретический экзамен повторно должны были быть исключены из членов СРО по основаниям несоответствия условиям членства в саморегулируемой организации в связи с отсутствием подтверждения повторной сдачи теоретического экзамена, если арбитражный управляющий не исполнял обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд.
В соответствии с предписанием Управления Федеральной службы Государственной регистрации по <адрес> от 28.11.2019г. № об устранении нарушения, допущенного ДД.ММ.ГГГГФИО1 должен был быть исключен из числа членов Ассоциации за отсутствие теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих 15.06.2016г., то есть с указанной даты ФИО1 не соответствовал условиям членства и состоял в СРО ААУ «Синергия» незаконно.
Выше указанное обстоятельство подтверждается и судебными актами арбитражного суда, а именно Решением Арбитражного суда <адрес> от 16.06.2020г. по делу № А32- 3253/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020г. и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 13.01.2021г.. которыми в удовлетворении заявления СРО ААУ «Синергия» о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано.
Согласно пункту 2 статьи 20.1 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий, не исполнявший обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд, обязан сдать повторно теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.
Таким образом, член саморегулируемой организации арбитражных управляющих, не сдавший повторно теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих не соответствует условиям членства в саморегулируемой организации, не является субъектом арбитражной деятельности и, соответственно, плательщиком страховых взносов.
В связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 отсутствует обязанность по начислению и уплате им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в период членства в некоммерческой организации - СРО ААУ «Синергия» в связи несоответствиям условиям членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом, из искового заявления Инспекции о взыскании недоимки по страховым взносам в отношении ФИО1 непонятно за какой период уполномоченный орган взыскивает денежные средства.
Вместе с тем, исходя из содержащихся в требовании об уплате недоимки по страховым взносам сведений, заявленная к взысканию сумма недоимки по обязательным платежам образовалась за расчетный период, начиная с 01.01.2017г., т.е. после того, как ФИО1 перестал быть субъектом арбитражной деятельности, следовательно и плательщиком страховых взносов.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням.
Руководствуясь ст.ст.290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Майкопский городской суд.
Председательствующий подпись Р.А. Гуагов
УИД: 01RS0№-32
Подлинник находится в деле №а-3536/2021
В Майкопском городском суде