ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3554/20 от 25.09.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело а-3554/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Морева Е.А.

при секретаре Носковой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Деревянко Валерия Викторовича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Деревянко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что истец занимает должность федеральной государственной гражданской службы, состит в трудовых отношениях с Главным управлением МЧС России по Костромской области. Однако, до настоящего времени из-за неправомерных действий жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области истец лишен права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. В соответствии с постановлением администарции <адрес> от <дата> истцу как военнослужащему была предоставлена квартира, общей плоащлью 86,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. <дата> квартира была безвозмездно передана по договору приватизщации в общую долевую собственность истцу и его сыну ФИО7 (по 1/2 доли каждому). 21 июня 2007 года истец подарил, принадлежащую ему 1/2 долю в праве собственности на квартиру своей супруге ФИО4 06.06.2011 г. брак между истцом и ФИО4 расторгнут. В настоящее время истец проживает в указанной квартире совместно со своими детьми, бывшей супругой, ее мужем и сыном бывшей супруги от последнего брака. 07.09.2015 г. в Комиссию МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения истцом было направлено заявление и установленные документы о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии. Однако, в установленный срок документы не были рассмотрены и в связи с внесением в Правила изменений, наделяющих полномочиями руководителей территориальных органов федеральных государственных органов и подкомиссий данных органов по приему решений о постановке гражданских служащих на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и предоставлению субсидии, комплект документов был направлен 26.12.2016 г. в ГУ МЧС России по <адрес> для уточнения обстоятельств каким образом обеспечивался Деревянко В.В. жилым помещением при увольнении с военной службы в 2011 году, и на основании каких документов осуществлена регистрация права собственности бывшей супруги Деревянко В.В. - ФИО4 и сына ФИО7 на вышеуказанную квартиру. Вместе с тем, представив все необходимые документы, истцом был получен отказ в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии. 18.09.2018 года истец повторно обратился с подобным заявлением в жилищную комиссию при ГУ МЧС России по Костромской области. Однако, ему было снова отказано в постановке на учет по основаниям, предусмотренным п. 2(1) Правил предоставления субсидии, а так же пп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. 19.02.2020 года истцу была выдана справка №761-13 ГУ МЧС России по Костромской области о том, что в период прохождения военной службы в ГУ МЧС России по Костромской области Деревянко В.В. субсидия на приобретение жилого помещения не предоставлялась. 18.03.2020 года истец в очередной раз обратился в жилищную комиссию при ГУ МЧС России по Костромской области с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии. Однако ему вновь было отказано в постановке на учет по причине предоставления ранее его семье жилого помещения. Полагает, что жилищной комиссией при ГУ МЧС России по Костромской области при вынесении решения на заседании комиссии от 08.05.2020 г. были нарушены его права на получение единовременной субсидии, не учтен тот факт, что ранее субсидий на приобретение жилья истец не получал, а с момента ухудшения его жилищных условий прошло более 5 лет. Просит признать решение жилищной комиссии от 08.05.2020 г. об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и необоснованным.

В судебном заседании истец Деревянко В.В. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Костромской области по доверенности Белова Е.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в протоколе заседания жилищной комиссии ГУ МЧС Росии по Костромской области и письменных возражениях. Пояснила, что истцу трижды отказывалось в удовлетворении его заявлений о постановке на учет по идентичным основаниям, поскольку в период военной службы он был обеспечен жилым помещением, которое вместе с членами семьи приватизировал. При этом законность двух предыдущих решений жилищной комиссии была подтверждена судебными решениями.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее – Правила).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба). Единовременная выплата гражданским служащим предоставляется при наличии оснований, указанных в пунктах 2 или 3 настоящих Правил, и при соблюдении условия, установленного пунктом 2(1) настоящих Правил (п.1 Правил).

Согласно п.2 Правил, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:

а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв. метров;

в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанной в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленном в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров жилого помещения при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи гражданского служащего на праве собственности или члены семьи гражданского служащего не занимают такие жилые помещения по договору социального найма;

е) проживает в общежитии или служебном жилом помещении;

ж) проживает в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и проживающих совместно с ними совершеннолетних детей, состоящих в браке) или в жилом помещении, в котором имеются смежные неизолированные комнаты и количество проживающих семей в котором равно или превышает количество комнат, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

з) является собственником жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, при условии, что гражданский служащий проживает в данном жилом помещении и он либо члены его семьи не имеют в собственности иные жилые помещения.

В силу п.6 Правил принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия) или в ее территориальную подкомиссию (при наличии такой подкомиссии, а также в случае прохождения гражданской службы в территориальном органе федерального государственного органа). В заявлении должно быть указано, что по прежним местам прохождения гражданской службы (военной службы и государственной службы иных видов, муниципальной службы) единовременная выплата (субсидия, единовременная социальная выплата, иная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, указанные в пункте 2(1) настоящих Правил) не предоставлялась. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные данным пунктом Правил.

Отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией (территориальной подкомиссией) проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (п.17 Правил).

Из материалов дела следует и судом установлено, что Деревянко В.В., является федеральным государственным гражданским служащим. С <дата> работает в должности ведущего специалиста-эксперта отдела ...

18 марта 2020 года истец обратился в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Костромской области с заявлением о принятии его с составом семьи из 2-ух человек (заявитель, его несовершеннолетний сын ФИО6) на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

08 мая 2020 года по результатам заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС Россиии по Костромской области со ссылкой на п. 2(1) Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, принято решение об отказе Деревянко В.В. в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии, что следует из протокола заседания комиссиии №4.

Основанием к отказу в постановке на учет явилось то обстоятельство, что ранее истец был обеспечен жилым помещением как военнослужащий. В связи с чем утратил право на постановку на вышеуказанный учет как государственный гражданский служащий.

С указанными доводами следует согласиться по следующим основаниям.

Истец Деревянко В.В. в период с <дата> по <дата> проходил действительную военную службу. На основании приказа МЧС России от <дата>-вк уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Истцу как военнослужащему с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО4, сын ФИО7) на основании ордера от <дата> было предоставлено жилое помещение общей площадью 86,85 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

На основании договора приватизации от 27.04.2006 года данная квартира была приобретена в общую долевую собственность истцом ФИО8 и его сыном ФИО7 (по ? доли за каждым).

На основании договора от 21 июня 2007 года истец подарил своей супруге ФИО4 принадлежащую ему 1/2 долю в праве собственности на вышеуказанную квартиру.

Брак между Деревянко В.В. и ФИО4 прекращен с <дата>.

Согласно п.3.1 договора дарения истец сохранил право проживания в квартире.

С 10 мая 2000 года по настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по вышеуказанному адресу.

Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 19.10.2017 года исковое заявление Деревянко Валерия Викторовича к МЧС России, ЦРЦ МЧС России, Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от <дата> оставлено без удовлетворени.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 15.01.2018 решение Свердловского суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Деревянко В.В. – без удовлетворения.

Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 12.03.2019 года административное исковое заявление Деревянко Валерия Викторовича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 09.11.2018 № 20 об отказе в постановке на учет Деревянко Валерия Викторовича для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и возложении обязанности поставить его на учёт для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с 09.11.2018 оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением Костромского областного суда от 27.05.2019 решение Свердловского суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Деревянко В.В. – без удовлетворения.

Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При рассмотрении вышеназванных дел судами было установлено, что, поскольку в период прохождения военной службы Деревянко В.В. был обеспечен за счет государства жилым помещением, он утратил право на повторное улучшение жилищных условий за счет государственных бюджетных средств, что согласуется с вышеуказанными положениями законодательства РФ.

Основания отказа в постановке на учет в рассматриваемом деле, идентичны основаниям отказа в постановке на учет истца, являвшихся предметом рассмотрения в рамках вышеуказанных дел.

Поскольку вступившими в законную силу решениями судов по ранее рассмотреннным гражданскому и административному делам установлены обстоятельства, которые являются предметом доказывания по настоящему административному делу, установленные ранее судом обстоятельства, связанные с отсутствием оснований для постановки административного истца на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не подлежат установлению при рассмотрении данного административного дела.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя:

государственную гражданскую службу;

военную службу;

государственную службу иных видов.

В силу ч.3 ст.2 вышеназванного федерального закона военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Статья 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» к основным принципам построения и функционирования системы государственной службы относит прицип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Таким образом государственная гражданская служба и военная служба виды одной службы, к которым применяется единый подход при осуществлении правового регулирования.

В силу положений п.4 ст.53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.1 Правил единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы.

В соответствии с п. 2(1) Правил (действовавших на момент принятия оспариваемого решения) единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему при условии, что он не получал субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренную статьей 35.1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" или статьей 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, предоставляемые государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации или муниципальным служащим.

В п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» законодатель предусмотрел, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений - в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

При этом следует отметить, что данные положения ст.15 вышеназванного федерального закона в редакции действовашей на момент предоставления жилого помещения истцу не предусматривали предоставление денежной субсидии на улучшение жилищных услвоий. Имело место только предоставление жилого помещения в натуре.

Исходя из системного толкования вышеназванных норм следует, что предоставление жилого помещения военнослужащему в натуре приравнивается к предоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

В свою очередь законодаетль вводя в действие п.2(1) Правил обснованно полагал недопустимым улучшение жилищных условий государственных служащих за счет государственных бюджетных средств более одного раза за весь период такой службы.

Учитывая, что жилищные условия истца как военнослужащего ранее были улучшены за счет государственных бюджетных средств отвечтиком было обоснованно принято решение об отказе в постановке Деревянко В.В. на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что истец не лишен права пользования вышеуказанным жилым помещением по месту регистрации, что прямо следует из условий договора дарения. Доказательств свидетельствующих о невозможности или воспрепяствовании истцу в проживании в данном жилом помещении суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Деревянко В.В., не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 181, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Деревянко Валерия Викторовича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: