ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3563/19 от 27.08.2019 Ногинского городского суда (Московская область)

Административное дело а-3563/2019

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

27 августа 2019 года <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.,

при секретаре: Жидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов и об обязании выдать разрешение на размещение объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов и об обязании выдать разрешение на размещение объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

Просила суд признать незаконным решение администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» от ДД.ММ.ГГГГ исх. ;

обязать администрацию муниципального образования «<адрес> Черноголовка» выдать ФИО1 разрешение на использование земельного участка для обустройства территории нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха и площадки для дрессировки (выгула) собак с каталогом координат характерных точек границ местоположения: <адрес>, <адрес>, согласно схемы границ установленных кадастровым инженером ООО «Мегалэнд» - ФИО2

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию городского округа Черноголовка с заявлением о выдаче разрешения на размещение на территории <адрес> объектов, которые могут быть размещены на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В заявлении о выдаче разрешения на размещение были указаны следующие объекты: элементы благоустройства территории, в том числе озеленение и малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории; площадка для выгула собак.

К заявлению прилагалась Схема границ земель на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Черноголовка было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

В оспариваемом Решении Администрации указано, что земельный участок, на котором планируется размещение Объектов, расположен в полосе отвода автомобильной дороги муниципального значения (<адрес> в <адрес>-3).

Однако данное утверждение, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Отвечая на обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация не сообщает реквизиты нормативного акта, которым принято решение о создании ООПТ 39-03 леса Огудневского лесничества.

Информация о планируемых в будущем, но не созданных в установленном законом порядке ООПТ не может носить официальный характер.

При этом, наличие неофициальной информации о планируемой в будущем ООПТ 39-03 леса Огудневского лесничества не является основанием для отказа в выдаче Разрешения на размещение.

По данным Публичной кадастровой карты земельный участок, на котором планируется размещение Объектов, расположен в пределах земель категории земли населенных пунктов и не граничит с землями лесного фонда. Ближайший лесной участок с кадастровым номером относиться к ведению Ямкинского участкового лесничества.

Населенный пункт Огуднево расположен на значительном удалении (около 10 км по прямой) от земельного участка, на котором планируется размещение Объектов.

Таким образом, представляется маловероятным попадание земельного участка, на котором планируется размещение Объектов, в границы планируемой ООПТ 39-03 леса Огудневского лесничества.

Решение Администрации нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

ФИО1 считает, что она имеет право и заинтересована в получении разрешения на размещение объектов.

Кроме того, земельный участок, на котором планируется размещение Объектов, граничит с земельными участками с кадастровыми номерами и , принадлежащими ФИО1 на праве собственности. При этом, земельный участок, на котором планируется размещение объектов, заброшен, полностью зарос травой и бурьяном, не выкашивается, на участке многолетний слой сухой травы. Во избежание риска возгорания и распространения пожара административному истцу приходится самостоятельно выкашивать полосу, прилегающую к принадлежащим ему земельным участкам с кадастровыми номерами и .

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала, дала объяснения, аналогичные доводам, изложенным в административном иске, дополнительно пояснила, довод административного ответчика, об обоснованности отказа в выдаче разрешения на размещение объектов, так как размещение объектов не предусмотрено разрешенным использованием земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> Черноголовка (утверждены Решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ) является несостоятельным, поскольку закон не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов.

Предусмотренным законом основанием для отказа в выдаче Разрешения на размещение Объектов является лишь невозможность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (часть 11 пункта 8 Порядка, утв. Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ).

Планируемое размещение Объектов является временным (не более 5-ти лет), не предполагает размещение на земельном участке объектов недвижимости и не сопряжено с нарушением природных характеристик земельного участка.

Таким образом, размещение объектов не может привести к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Земельный участок, на котором планируется размещение объектов, относится к территориальной зоне рекреационного назначения в составе земель населенных пунктов.

В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (ч. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

При этом, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с частью 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 33995).

В соответствии с классификатором для территориальных зон рекреационного назначения среди прочего предусмотрены следующие виды разрешенного использования земель: обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности (код 5.0); создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них (код 5.0); размещение площадок для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры) (код 5.1.3); размещение сооружений для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (теннисные корты, автодромы, мотодромы, трамплины, спортивные стрельбища) (код 5.1.4); осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий (код 5.2).

Кроме того, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение защитных сооружений (насаждений) и объектов благоустройства.

Таким образом, использование испрашиваемого земельного участка для размещения объектов не только не приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, но и соответствует установленным законом видам разрешенного использования данного земельного участка.

Правилами землепользования и застройки <адрес> Черноголовка (утверждены Решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ) для территориальной зоны Р-2 (природно-рекреационная зона), в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, в составе основных видов разрешенного использования земельных участков указаны: размещение малых архитектурных форм благоустройства; иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах.

Таким образом, возможность использования испрашиваемого земельного участка для размещения объектов прямо предусмотрена Правилами землепользования и застройки <адрес> Черноголовка.

Представитель административного истца – ФИО3, действующая по доверенности заявленные требования поддержала, дала объяснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» - ФИО4 административный иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений ссылалась на то, что размещение объектов для целей использования указанным административным истцом, не предусмотрено разрешенным использованием земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> Черноголовка, Утвержденными Решением Совета депутатов муниципального образования «<адрес> Черноголовка» от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, испрашиваемый истцом земельный участок находится в зоне «Р-2» - природно-рекреационной зоне., хотя данное обстоятельство не было указано в качестве основания при даче письменного отказа в выдаче разрешения.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, заслушав возражения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статьи 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в п. 4 которого указаны элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

В соответствии с п. 19, 27 указанного Перечня, к ним относятся: нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство; площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок и условия размещения на территории <адрес> объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 Порядка, утв. Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ, Разрешение на размещение выдается на основании заявления заинтересованного лица, в котором указываются объекты, предполагаемые к размещению, и к которому прилагается схема границ земель на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории.

Пунктом 8 Порядка, утв. Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче Разрешения на размещение. В частности, решение об отказе в выдаче Разрешения на размещение принимается в случае, если: земельный участок (участки), указанный в заявлении, на котором планируется размещение объекта, предоставлен на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования третьим лицам либо находится в частной собственности, либо расположен в полосе отвода автомобильной дороги федерального, регионального или муниципального значения; информация, которая содержится в документах, представленных заявителем или его представителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах, официальных документах уполномоченных органов;

В соответствии с пунктом 9 Порядка, утв. Постановлением Правительства МО от 08.04.20159 в решении об отказе в выдаче Разрешения на размещение указывается мотивированное обоснование причин отказа.

В ходе рассмотрении дела, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1обратилась в Администрацию городского округа Черноголовка с заявлением о выдаче разрешения на размещение на территории <адрес> объектов, которые могут быть размещены на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Черноголовка было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» (л.д.13).

В качестве основанием для отказа и принятия соответствующего решения послужило то, что земельный участок, на котором планируется размещение Объектов, расположен в полосе отвода автомобильной дороги муниципального значения- <адрес> в <адрес>-3.

Вторым основанием для отказа, указано на то, что информация, которая содержится в документах, представленных заявителем противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах, и регистрах, официальных документах уполномоченных органов, так согласно данным Региональной географической информационной системы обеспечения деятельности ЦИОГВ, ГО и ОМСУ <адрес>, испрашиваемый участок входит к Планируемые особо охраняемые природные территории областного значения – природные экологические территории (ООПТ 39-03 леса Огудневского лесничества) (<данные изъяты>).

Исходя из смысла ст. ст. 226, 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данными решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам.

При этом обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решением, действием (бездействием), а также соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца, а соответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, указывая в оспариваемом решении на то, что испрашиваемый участок располагается в полосе отвода автомобильной дороги муниципального значения - <адрес> в <адрес>-3, границы и точки координаты которого неопределенны, и на то обстоятельство, что спорный участок входит к Планируемые особо охраняемые природные территории областного значения – природные экологические территории (ООПТ 39-03 леса Огудневского лесничества), административным ответчиком в обоснование данной позиции не представлено никаких письменных и допустимых доказательств к этому.

Таким образом, оспариваемое решение органа местного самоуправления нельзя признать соответствующим нормативным правовым актам.

В связи с тем, что оспариваемое решение административного ответчика не соответствует нормативным правовым актам, нарушает права административного истца на размещение объектов благоустройства на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, суд считает необходимым признать его незаконным и отменить.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения требования о возложении на административного ответчика обязанности выдать ФИО1 разрешение на использование вышеуказанного земельного участка для благоустройства, поскольку суд не вправе принимать решение, входящее в полномочия иного органа, в частности органа местного самоуправления, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур.

Суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса.

Кроме того, незаконность изложенных выше оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка не исключает возможности наличия иных для этого оснований.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового требования о возложении на администрацию муниципального образования «<адрес> Черноголовка» обязанности выдать ФИО1 разрешение на использование земельного участка для обустройства территории нестационарных объектов, возложив на административного ответчика обязать устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 и принятия по результатам рассмотрения решения в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст.175-180 и 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на размещение объектов и об обязании выдать разрешение на размещение объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ года .

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Черноголовка» устранить допущенные нарушения: повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и принять решение в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ.

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Черноголовка» об обязании выдать разрешение на размещение объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья