Дело №а-3652/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2019г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания об оспаривании решения об отказе в формировании рыбоводного участка и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в формирования рыбоводного участка для осуществления рыбоводства на акватории Ольшанского карьера размером 1,2 га возле <адрес>, сославшись на то, что принятие оспариваемого решения обусловлено тем, что представленное административным истцом заключение ООО «Экология, качество-стиль» о целесообразности формирования указанного рыбоводного участка подготовлено не научной организацией, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), тогда как данное обстоятельство в силу действующего законодательства не является основанием для отказа в формировании рыбоводного участка, в связи с чем в административном иске также поставлен вопрос о возложении на Департамент обязанности по определению границ спорного рыбоводного участка на основании заявления ФИО1 от 22.03.2019 посредством принятия правового акта, содержащего сведения об этом участке, его границах, наименовании водного объекта, муниципального образования, площади и предусмотренного вида водопользования.
ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО2, возражая против удовлетворения административного иска, указал на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Смоленской области, а также указанная в административном иске в качестве заинтересованного лица Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области, извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили; в ранее состоявшемся судебном заседании представитель отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Смоленской области ФИО3 указал на необоснованность административного иска.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.51.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).
Исходя из положений п.5 ч.1 ст.16, ч.1 ст.23 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», для сохранения водных биоресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств граждане и юридические лица могут осуществлять рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).
Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (ч.2 ст.38 Водного кодекса РФ).
Согласно ч.ч.1, 2 ст.9 Федерального закона от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется посредством заключения договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, существенным условием которого является, в частности, местоположение и площадь рыбоводного участка.
Пунктом 5 ст.2 Федерального закона от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что рыбоводным участком является водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Росийской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.ч.1-2 ст.4 Федерального закона от 02.07.2013 №148-ФЗ).
В силу п.п.2, 3 Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2014 №1183, определение границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены эти участки. В целях определения границ рыбоводных участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган государственной власти) создает комиссию по определению границ рыбоводных участков. В состав комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций и (или) федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).
Пунктом 5 названных Правил определено, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает: а) предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований; б) заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства); в) ограничения, установленные п.9 настоящих Правил.
Аналогичные положения содержатся в п.19 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков, утв. приказом Минсельхоза России от 11.03.2015 №94.
На основании п.п.6, 11, 12 упомянутых Правил предложения о границах рыбоводных участков направляются в орган государственной власти. По результатам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков орган государственной власти принимает решение о назначении заседания комиссии либо в случае несоответствия указанных предложений ст.4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или п.9 Правил уведомляет обратившегося об отказе в рассмотрении его предложений на заседании комиссии с указанием причины отказа. Решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации. Орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания указанного в п.11 настоящих Правил протокола комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации (п.п.11, 12 упомянутых Правил).
Органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Смоленской области, является Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (п.1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 24.07.2012 №472).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания с заявлением о формировании рыбоводного участка для осуществления аквакультуры (рыбоводства) на акватории Ольшанского карьера размером 1,2 га возле <адрес> в соответствии с приложенной к заявлению картой-схемой. Данный карьер расположен на территории земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, находящего в собственности Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, которая в письме от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> указала на отсутствие возражений относительно формирования названного рыбоводного участка.
Согласно представленному ФИО1 заключению ООО «Экология, качество-стиль» формирование рыбоводного участка площадью 1,2 га на акватории Ольшанского карьера возле ДПМК Смоленского района Смоленской области целесообразно. Указанное заключение содержит общие сведения о водоеме, гидрохимическом режиме водного объекта и его продукционных возможностях и характеристике водных биоресурсов.
После назначения административным ответчиком даты заседания комиссии по определению границ рыбоводных участков, расположенных в Смоленской области, по результатам рассмотрения предложения ФИО1 о формировании рыбоводного участка комиссией принято решение об отказе в осуществлении такого формирования на том основании, что упомянутое выше заключение ООО «Экология, качество-стиль» в противоречие с требованиями п/п. «б» п.5 постановления Правительства РФ от 11.11.2014 №1183 подготовлено не научной организацией, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), на что в ходе заседания комиссии указал входящий в ее состав начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской и Смоленской областям Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству; ФИО1 предложено предоставить заключение научной организации в соответствующей области знаний.
На основании упомянутого решения комиссии по определению границ рыбоводных участков (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>) Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в формирования рыбоводного участка для осуществления аквакультуры (рыбоводства) на акватории Ольшанского карьера размером 1,2 га возле <адрес>.
Несмотря на то, что вопреки доводам представителя административного ответчика, принадлежность упомянутого выше водоема к обводненным карьерам или прудам, в которых рыбоводные участки не выделяются (ч.3 ст.4 Федерального закона от 02.07.2013 №148-ФЗ), материалами дела не подтверждается, оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
В соответствии с п.п.17, 22, 23 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков, утв. приказом Минсельхоза России от 11.03.2015 №94, решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Члены Комиссии голосуют либо «за», либо «против» принимаемого решения. По итогам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков комиссия выносит положительное или отрицательное решение об определении границ рыбоводных участков. Комиссия принимает решение об определении границ рыбоводных участков, либо об отказе в определении границ рыбоводных участков с учетом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).
При принятии решения по вопросу о формировании конкретного рыбоводного участка, названная комиссия обязана исходить из принципа научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а также приоритета охраны водных объектов перед их использованием, которое не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (ст.3 Водного кодекса РФ).
Из материалов дела усматривается, что представленное ФИО1 заключение о целесообразности формирования рыбоводного участка площадью 1,2 га на акватории Ольшанского карьера возле <адрес> подготовлено ООО «Экология, качество-стиль», в отношении которого доказательства того, что данное общество осуществляет научную деятельность (исследования и разработки) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства) в деле отсутствуют. Исходя из представленной выписки из ЕГРН, основным видом деятельности ООО «Экология, качество-стиль» является строительство жилых и нежилых зданий, а дополнительными – распиловка и строгание древесины, производство мебели, строительные отделочные работы, аренда и лизинг транспортных средств.
Согласно письму Отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско-Окского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> информация о водном объекте «Ольшанские карьеры» в районе <адрес> в государственном водном реестре отсутствует.
Исходя из изложенного, достоверных сведений о том, к какому конкретному виду водных объектов относится названный водоем, не имеется, в связи с чем для получения этих сведений (о типе данного водного объекта) необходимо проведение соответствующих научных исследований (возможно – инженерно-гидрологических изысканий).
При таком положении, поскольку заключение научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), необходимое для разрешения с соблюдением названных принципов поставленного ФИО1 в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ вопроса, в распоряжении комиссии отсутствовало, принятие комиссией, а затем и административным ответчиком отрицательного решения по данному вопросу нельзя расценивать как произвольный отказ в формировании конкретного рыбоводного участка, ввиду чего несогласие административного истца с таким решением не может являться основанием для признания последнего в судебном порядке незаконным. Решение вопросов, связанных с формированием рыбоводных участков и определением их границ, отнесено к компетенции создаваемой уполномоченным органом комиссии, которую суд не вправе подменять собой, вторгаясь в эту исключительную компетенцию.
Оспариваемое решение принято без нарушения утвержденного приказом Минсельхоза России от 11.03.2015 №94 порядка (с учетом принятого большинством голосов на правомочном заседании комиссии решения, оформленного протоколом).
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания об оспаривании решения об отказе в формировании рыбоводного участка и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов
УИД: 67RS0002-01-2019-004451-48
Подлинный документ подшит в материалы дела №2а-3652/2019