ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-365/20 от 28.12.2020 Суксунского районного суда (Пермский край)

дело а-365/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 декабря 2020 года

<адрес> края

Суксунский районный суд <адрес> в составе председательствующего Брагина Ю.В. при секретаре судебного заседания ФИО7 с участием:

представителя административного ответчика ФИО8,

заинтересованного лица ФИО1 городского округа <адрес>ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к ФИО4 городского округа <адрес> о признании незаконным постановления ФИО4 городского округа <адрес> об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, возложении обязанности по предоставлению соответствующего разрешения,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к ФИО4 городского округа <адрес> о признании незаконным постановления ФИО4 городского округа <адрес> об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на которое ДД.ММ.ГГГГ ему направлено постановление об отказе в предоставлении указанного разрешения в связи с нарушением противопожарных норм и санитарно-эпидемиологических требований. Считает, что ФИО4 городского округа отказ не мотивировала и нарушения не конкретизировала.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО8, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении иска отказать, представила письменные возражения, в которых указала, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, з/у 12а (в части уменьшения предельных параметров). По данному заявлению вопрос о предоставлении соответствующего разрешения вынесен на общественные обсуждения. Информационное сообщение о проведении общественных обсуждений опубликовано в газете «Новая Жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам общественных обсуждений, в связи с тем, что ФИО3 продолжает вести строительство объекта без соблюдения противопожарных норм и возможного нарушения санитарно-эпидемиологических требований, с нарушением максимального процента застройки в границах земельного участка, с учетом рассмотрения поступивших замечаний от ФИО4 городского округа по проекту оспариваемого постановления, было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки ФИО6 городского округа были подготовлены рекомендации по итогам общественных обсуждений и направлены ФИО1 городского округа. ФИО1 было принято решение в виде постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по указанному выше адресу.

Кроме того, административный истец обращался в ФИО4 городского округа ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. По данным обращениям выданы уведомления о несоответствии планируемых параметров объекта индивидуального жилищного строительства. Причина несоответствия заключается в несоблюдении предельно допустимых отступов от границ земельного участка, а также несоблюдения общего процента застройки земельного участка с кадастровым номером , несоблюдения предельных параметров застройки, установленных Правилами землепользования и застройки ФИО6 городского поселения, для объектов индивидуального жилищного строительства, а также несвоевременного обращения за получением разрешительной документации. ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная проверка соблюдения градостроительного законодательства. По результатам проверки составлен соответствующий акт. В результате проверки установлено, что на проверяемом земельном участке возведен объект, состоящий из фундамента и части стен цокольного этажа, выполненных из кирпича и фундаментальных блоков.

Основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, з/у12а послужило нарушение противопожарных норм, а именно: п. 4.3 СП 4.13130.2013. Рядом стоящий с земельным участком административного истца двухэтажный дом – смешанной конструкции (дерево и бетон), на участке ФИО3 возведен только фундамент. Для дома или хозяйственной постройки с неопределенной степенью огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности противопожарные расстояния следует определять как для здания V степени огнестойкости. Таким образом, противопожарное расстояние между строящимся домом и соседним должно быть не менее 15 метров.

Земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне Ж-1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами. По результатам замера расстояний от границ земельного участка до строящегося объекта установлено, что предельные параметры застройки не соблюдены. Расстояние от границы участка до объекта со стороны фасада составляет менее 5 метров. От границ смежных земельных участков до объекта расстояние составляет 3 метра, 1 метр и 6 метров, что не соответствует отступам, предусмотренным Правилами землепользования и застройки ФИО6 городского поселения. Учитывая, что на момент обращения в ФИО4 городского округа, а также в период проведения общественных обсуждений работы по строительству объекта уже велись с нарушением регламентов, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства являлось невозможным.

Заинтересованное лицо – ФИО1 городского округа <адрес>ФИО9 с административным иском не согласен, в судебном заседании пояснил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Заслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Оспариваемое постановление административным ответчиком принято ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 обратился в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.

Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 637+/-9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, з/у 12а, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

На данном земельном участке ФИО3 возводит объект индивидуального жилищного строительства.

Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений представителя административного ответчика, исходя из выкопировки с генерального плана ФИО6 городского поселения, утвержденного решением Думы ФИО6 городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок расположен в зоне Ж1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Согласно Правилам землепользования и застройки ФИО6 городского поселения, утвержденным решением Думы ФИО6 городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных решением Думы ФИО6 городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ), в зоне Ж1:

предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 400 кв.м.,

минимальные отступы до границы соседнего земельного участка по санитарно-бытовым и пожарным требованиям должны быть не менее: от индивидуального, двух – трехэтажного дома – 3 метра;

минимальные отступы от границ земельных участков: до красной линии улиц – 5 метров; до красной линии проездов – 3 метра;

максимальный процент застройки в границах земельного участка: для индивидуальных жилых домов – 80 %.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО3 обращался в ФИО4 городского округа с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (л.д.67-70, 76-79).

ДД.ММ.ГГГГФИО4 городского округа направила в адрес административного истца уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке пожарным и санитарно-бытовым требованиям (л.д.64-66).

По факту выполнения строительно-монтажных работ по возведению индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> и соблюдения (несоблюдения) предельных параметров застройки, установленных для объектов индивидуального жилищного строительства на территории ФИО6 городского округа, ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка ФИО2 городского округа. По результатам проверки составлен акт, из которого следует, что на проверяемом земельном участке возведен объект, состоящий из фундамента и части стен цокольного этажа, выполненных из кирпича и фундаментальных блоков. По результатам замера расстояний от границ земельного участка до строящегося объекта установлено, что предельные параметры застройки не соблюдены, расстояние от границы участка до объекта, со стороны фасада составляет менее 5 метров, от границ смежных земельных участков до объекта, расстояние составляет 3 метра, 1 метр и 6 метров (л.д.52-53).

ДД.ММ.ГГГГФИО4 городского округа направила в адрес административного истца уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке пожарным и санитарно-бытовым требованиям (л.д.73-75).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ФИО4 городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и строящегося индивидуального жилого дома путем уменьшения предельных параметров согласно прилагаемой схеме: возведения объекта капитального строительства с отступами от границ земельного участка с трех сторон – 0,8 м, 2,5 м и 3 м (л.д.48, 49).

Постановлением ФИО4 городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначены общественные обсуждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-47).

Сообщение о проведении общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании – муниципальной газете «Новая жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50).

ДД.ММ.ГГГГФИО4 городского округа в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки ФИО6 городского округа направлено письмо, согласно которому ФИО5 считает необходимым отказать ФИО3 в предоставлении испрашиваемого им разрешения, поскольку он продолжает вести строительство объекта без соблюдения противопожарных норм и возможного нарушения санитарно-эпидемиологических требований, с нарушением максимального процента застройки. По результатам выездной проверки, проведенной ФИО2 по обращению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на момент обращения ФИО3 уже возвел большую часть фундамента из ФБС с нарушением действующих норм (л.д.45).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам общественных обсуждений Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки ФИО6 городского округа приняты рекомендации об отказе в предоставлении ФИО3 вышеуказанного разрешения (л.д.39).

Заключение о результатах общественных обсуждений по проектам постановлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Новая жизнь» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).

Постановлением ФИО4 городского округа от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: <адрес> в связи с нарушением противопожарных норм и санитарно-эпидемиологических требований (л.д.38).

Указанное постановление послужило основанием для обращения административного истца за судебной защитой.

Порядок принятия решения по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов (часть 1.1).

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3).

Согласно ч. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации ФИО1 местной ФИО5 (часть 5).

ФИО1 местной ФИО5 в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).

Судом установлено, что предусмотренный порядок проведения и организации общественных обсуждений по заявлению ФИО3 о разрешении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства капитального объекта ФИО4 городского округа <адрес> соблюден.

Основанием для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства послужило нарушение противопожарных норм, несоблюдение предельных параметров застройки, связанных с наличием установленных требований технических регламентов РФ в сфере пожарной безопасности, предусмотренных Правилами землепользования и застройки ФИО6 городского поселения, а также несоблюдения общего процента застройки земельного участка.

ФИО2 городского округа в ходе проведенной выездной проверки путем фотофиксации и замеров, составления схемы расположения объекта с отражением на ней в том числе существующего строения на соседнем земельном участке (л.д.52, 53), было установлено, что рядом стоящий с земельным участком ФИО3 двухэтажный дом построен из смешанной конструкции (дерево и бетон), на земельном участке ФИО3 возведен объект, состоящий из фундамента и части стен цокольного этажа. Расстояние от границы земельного участка до объекта составляет менее 5 м., до соседнего здания – менее 15 м (3 м от возводимого ФИО3 объекта до границы земельного участка и меньшее расстояние от границы земельного участка до существующего строения на соседнем земельном участке), что не соответствует минимальному противопожарному расстоянию 15 м и свидетельствует о нарушении противопожарных норм и правил (п. 4.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», таблица 1).

Применение названного свода правил, как следует из предисловия пункта 1.1, призвано обеспечить соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о том, что оснований для их удовлетворения не имеется, исходит из того, что с учетом вышеизложенных установленных в судебном заседании обстоятельств отказ ФИО4 городского округа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является законным и обоснованным, поскольку объект индивидуального жилищного строительства возводится на земельном участке по адресу: <адрес>, без соблюдения требований технических регламентов РФ в сфере пожарной безопасности, предельных параметров застройки, предусмотренных Правилами землепользования и застройки ФИО6 городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО3 к ФИО4 городского округа <адрес> о признании незаконным постановления ФИО4 городского округа <адрес> об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по предоставлению соответствующего разрешения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Ю.В. Брагин