ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-365/2022 от 12.08.2022 Серышевского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0-17

Дело а-365/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Серышево 12 августа 2022 г.

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего Кузнецовой И.А.,

при секретаре Кузинкиной М.В.,

с участием представителя административного истца Территориальной избирательной комиссии Серышевского округа ФИО4,

заинтересованного лица ФИО2,

а также помощника прокурора Серышевского района Амурской области Тимошенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению территориальной избирательной комиссии об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2,

у с т а н о в и л :

Председатель территориальной избирательной комиссии ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва ФИО2» была зарегистрирована ФИО2 Регистрация кандидата подлежит отмене, так как решение Комиссии о регистрации кандидата было принято с нарушением требований, предусмотренных пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, а именно кандидат представил для регистрации недостаточное количество достоверных подписей избирателей. Кандидат ФИО2 в нарушении требований Приложения к Федеральному закону № 67-ФЗ нарушила форму, представленных в Комиссию двух подписных листов, неверно указав наименование представительного органа, в котором она осуществляет депутатские полномочия, а именно: вместо «депутат поселкового Совета народных депутатов пгт. Серышево» указала «депутат поселкового совета». В результате чего, в силу требований пп. «и» п. 6 ст. 38 Федерального Закона № 67-ФЗ все 10 представленных кандидатом ФИО2 подписей избирателей в двух подписных листах являются недействительными. Руководствуясь ч. 6 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, ст. 239 КАС РФ, просит решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва ФИО2» отменить.

В судебном заседании представитель административного истца председатель избирательной комиссии ФИО4 поддержал подданное им заявление по доводам и мотивам указанным в заявлении. В дополнении указал, что ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией принято решение о назначении выборов депутатов Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. С 1 по ДД.ММ.ГГГГ комиссией осуществлялся приём документов от кандидатов в депутаты и политических партий. ДД.ММ.ГГГГ были приняты заявление о баллотировании с документами от ФИО2 Избирательной комиссией были выявлены нарушения в документах, в связи с чем она доносила в ТИК справку о том, что является действующим депутатом, кроме того в подданном заявлении в ТИК дописывала полное наименование представительного органа в котором осуществляет деятельность в качестве депутата. Комиссия при проверки подписных листов, поданных ФИО2, посчитали несущественными нарушениями тот факт, что ею не полностью указано наименование представительного органа, в котором она является депутатом. При этом исправление в подписных листах, их замена либо новый сбор подписей избирателей кандидатом в депутаты Федеральным законом № 67-ФЗ не допускается. ДД.ММ.ГГГГ решением ТИК ФИО2 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва. Однако в период избирательной компании ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией в ходе осуществления плановой проверки всех документов, представленных кандидатами и политическими партиями по выдвижению кандидатов, было указано на допущенное кандидатом нарушение при составлении подписных листов. Выявленные нарушения послужили основанием для обращения в суд с иском об отмене регистрации кандидата. ФИО2 была извещена о выявленных нарушениях ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованное лицо – кандидат в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва ФИО2 не возражала против заявленных административных исковых требований. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ она в ТИК передала весь объём документов. ДД.ММ.ГГГГ была извещена о выявленных в подписных листах нарушениях. Считает, что указанные в иске нарушения, содержащиеся в подписных листах, не являются существенными, так как она не вводила избирателей в заблуждение, они её знают. Считает, что при своевременном обнаружении ошибки избирательной комиссией, у неё была бы возможность заново собрать подписи избирателей в свою поддержку.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение помощника прокурора ФИО5, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.

На основании постановления избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ полномочия, предусмотренные пунктом 9.1 ст. 26 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума Серышевского муниципального округа возложены на территориальную избирательную комиссию .

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией приняло решение о назначении выборов депутатов Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва. Выборы назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) о выборах было опубликовано в газете » ДД.ММ.ГГГГ и этого же дня вступило в силу, что не оспаривалось сторонами.

Решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О количестве подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва» установлено количество сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва по избирательных округам с по – не менее 10 действительных подписей и не более 14 подписей избирателей от числа зарегистрированных избирателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии с положениями ч. 1, 5 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) решения комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Выявив нарушения законодательства о выборах, допущенные при регистрации кандидата в депутаты ФИО2, председатель ТИК ФИО4 на основании ч. 5 ст. 239 КАС РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, обратился в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно п. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. При этом установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.

Согласно подпунктам «з», «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ недействительными признаются:

все подписи избирателей в подписном листе, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности;

все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6.3, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 ст. 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 ст. 37 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования содержатся и в п. 8 ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в ».

Пунктом 8 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ определено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Из установленной Приложением к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ формы подписного листа следует, что в случае, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, указываются в подписном листе.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 ст. 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Подпункт «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата предусматривает недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 представила в территориальную избирательную комиссию документы для регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва по многомандатному избирательному округу , в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей.

По итогам проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата ФИО2 на выборах депутатов Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва рабочей группой по проверке подписных листов ДД.ММ.ГГГГ установлено, что все десять представленных подписей избирателей являются действительными.

Решением ТИК от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва по многомандатному избирательному округу ФИО2. Основание регистрации – подписи избирателей.

Судом были исследованы документы, поступившие в территориальную избирательную комиссию от кандидата ФИО2 и установлено, что требования, содержащиеся в Приложении к Федеральному закону № 67-ФЗ к форме подписных листов, представленных в ТИК была нарушена. В обоих поданных подписных листах кандидатом ФИО2 было указано: «Работающего: депутат поселкового совета».

Из справки главы администрации пгт. Серышево от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 является депутатом поселкового Совета народных депутатов пгт. Серышево.

Таким образом, ФИО2 в двух подписных листах неверно указано наименование представительного органа, депутатом которого является кандидат.

Указанные нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные пунктами 9 ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в », согласно которым недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями №, 7.1, 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 2, 3 ст. 41 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 1 ст. 41 настоящего Закона.

Несоответствие подписных листов форме Приложения 8, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является существенным нарушением норм избирательного права, и все подписи избирателей в этих подписных листах являются недействительными. Следовательно, имеются правовые основания для отказа избирательной комиссией в регистрации кандидата, согласно подпункту «д» п. 24 ст. 38 вышеназванного Федерального закона, поскольку в поданных подписных листах наименование соответствующего представительного органа, в котором ФИО2 осуществляет полномочия депутата, несмотря на прямое требование о том федерального закона, указано не верно.

Согласно п. 11 ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в » регистрация кандидата не производится в случае недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов, либо выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

При таких обстоятельствах, суд считает, что территориальная избирательная комиссия необоснованно незаконно приняла решение о регистрации ФИО2 в качестве депутата Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва по многомандатному избирательному округу .

Кроме того, суд считает необходимым указать, что избирательная комиссия при проверке соответствия подписного листа установленной форме не должна основываться на иных представленных документах, а также на известности кандидата, фактически толкуя изложенные в подписном листе сведения, поскольку не наделена на это соответствующими полномочиями.

Изготовление, оформление подписных листов, внесение в них сведений, является личным волеизъявлением кандидата и не может быть подразумевать внесение таких сведений, которые подлежат толкованию или домысливанию, поскольку в таком случае нарушаются права как избирателей, так и иных кандидатов.

Данный вывод суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом. (Определение от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Материалы дела не содержат сведений об письменном извещении кандидата в депутаты ФИО2 о выявленных нарушениях федерального законодательства. Вместе с тем, несмотря на отсутствия извещения комиссией кандидата о недостатках и очевидность допущенного кандидатом нарушения, о наличии нарушения не могло быть неизвестно кандидату в депутаты ФИО2

При установленных судом обстоятельствах, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных исковых требованиях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление территориальной избирательной комиссии – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа первого созыва ФИО2».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение пяти дней со дня принятия и оглашения решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.А. Кузнецова