ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-36/19 от 08.04.2019 Сухобузимского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2019 года <адрес>

Дело а-36/2019

Судья Сухобузимского районного суда <адрес> Кузнецова С.А., при секретаре Гасперской О.И., с участием помощника прокурора <адрес> Матиковой Е.А., представителя административного ответчика в лице главы администрации Высотинского сельсовета <адрес>ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Высотинского сельсовета <адрес> о признании бездействия ответчика незаконным и возложении на него обязанности оборудовать территории общественных кладбищ урнами для сбора мусора и площадками для мусоросборников на твердом покрытии,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным иском, уточнив его, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Высотинского сельсовета <адрес> с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившееся в непостановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, в <адрес> сельсовета <адрес>, в непринятии мер к надлежащему оформлению права на земельные участки, на которых расположены указанные общественные кладбища, в необорудовании территорий четырех общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.

Кроме того, прокурор просит обязать администрацию Высотинского сельсовета <адрес>: в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены общественные кладбища в <адрес> сельсовета <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему оформлению права на земельные участи, на которых расположены указанные общественные кладбища; в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения административным ответчиком законодательства об охране окружающей среды при содержании общественных кладбищ, в ходе которой установлено, что на территории Высотинского сельсовета расположено три общественных кладбища (<адрес>), являющиеся действующими, к вновь созданным не относящиеся. На территориях общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес> в нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с твердым покрытием, что приводит к несанкционированному складированию отходов на территориях указанных кладбищ, создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес главы Высотинского сельсовета <адрес> вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено в дисциплинарной ответственности, общественные кладбища так и не оборудованы урнами для сбора мусора, площадками для мусосборников с твердым покрытием.

Общественные кладбища, расположенные в <адрес> сельсовета <адрес>, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землей, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Установлено, что земельные участки, на которых расположены общественные кладбища в п <адрес> сельсовета <адрес> на кадастровый учет не поставлены.

Рассматриваемые объекты расположены в границах территории Высотинского сельсовета <адрес>, а, следовательно, бездействие администрации в части обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных кладбищ на учёт, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности.

Установлено, что земельные участки, на которых расположены общественные кладбища в <адрес> сельсовета <адрес>, собственников либо иных владельцев не имеют, администрацией сельсовета меры к надлежащему оформлению права на земельные участки не принимаются.

Непостановка на кадастровый учет и неоформление прав на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбищ в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Матикова Е.А. требования административного иска поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик - глава Высотинского сельсовета <адрес>ФИО3 требования административного иска не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, дополнила, что в указанные истцом сроки, не представляется возможным исполнить решение суда, поскольку для этого необходимо дополнительное финансирование. Администрация сельсовета не бездействует, а по мере поступления финансов принимает меры к устранению нарушений законодательства.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. «п» ч.1 ст. <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения отнесены к ведению сельских поселений края».

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления в силу п.2 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле».

В ведении органов местного самоуправления находятся общественные кладбища (п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле»).

В силу 4.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к устройству кладбища содержатся в положениях СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», согласно п.1.1 которых эти санитарные требования распространяются на все кладбища независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования к условиям их эксплуатации. В силу положений пункта 1.2 названных СанПиН эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право па занятие данными видами деятельности.

Согласно п.6.6, п.6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В силу ч.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.

Порядок расходования средств местного бюджета предусмотрен Бюджетным кодексом РФ, решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ (ч.1 ст.53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Согласно ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве».

На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как установлено в судебном заседании, на территории Высотинского сельсовета расположено три общественных кладбища (<адрес>), являющиеся действующими. Указанные общественные кладбища, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землей, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Земельные участки, на которых расположены общественные кладбища в <адрес> сельсовета <адрес> на кадастровый учет не поставлены, собственников либо иных владельцев не имеют. Соответственно, муниципальное образование не вправе расходовать средства местного бюджета на обустройство такого объекта до приобретения его в муниципальную собственность. На территориях общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусосборников с твердым покрытием, что приводит к несанкционированному складированию отходов на территориях указанных кладбищ, что создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лип на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Свидетель ФИО5, представляющий Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> разъяснил в судебном заседании порядок постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены сельские кладбища.

Непостановка на кадастровый учет и неоформление прав на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбищ, финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

При наличии указанных обстоятельств, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, суд полагает установить более длительные сроки для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Высотинского сельсовета <адрес>, выразившееся в непостановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены общественные кладбища в <адрес> сельсовета <адрес>, в непринятии мер к надлежащему оформлению права на указанные земельные участки, а также в необорудовании территорий общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.

Обязать администрацию Высотинского сельсовета <адрес> в срок до 01.06. 2020 года поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены общественные кладбища в <адрес> сельсовета <адрес>.

Обязать администрацию Высотинского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему оформлению права на земельные участки, на которых расположены общественные кладбища в <адрес> сельсовета <адрес>.

Обязать администрацию Высотинского сельсовета <адрес> в срок до 01.10. 2020 года оборудовать на территории общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца.

Судья

Копия верна:

судья Сухобузимского

районного суда С.А. Кузнецова