ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-36/19 от 12.08.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело а-36/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** 12 августа 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием административного истца ФИО5, представителя административного истца ФИО10, представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва ФИО6, ФИО12, Бузур-оола А.А., ФИО7, прокурора Прокуратуры Республики Тыва ФИО8

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Монгуша Монгун-оола Сынааевича о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ПВХ-2 выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ полномочия окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию ** Республики Тыва (далее – ТИК **) – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу .

Административный истец ФИО9 выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва в порядке самовыдвижения.

ДД.ММ.ГГГГ в ТИК **ФИО9 были представлены документы для самовыдвижения.

ДД.ММ.ГГГГ кандидатом представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.

Решением ТИК ** от ДД.ММ.ГГГГФИО5 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва на основании подпунктов «г1», «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктами 6.1, 8 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1, а именно из-за выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, и недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

ФИО9 обратился в суд с административным исковым заявлением к ТИК ** о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии ** от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе ФИО5 в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу , выдвинутым в порядке самовыдвижения, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу ФИО5, указывая, что данное решение ТИК ** вынесено незаконно и необоснованно.

В обоснование своих требований указал на то, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило недостаточное количество представленных им подписей избирателей. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено 76 недостоверных подписей избирателей из 396. Полагает, что цифры и наименования кодов нарушений не соответствуют действительности. Согласно ведомостям проверки подписных листов 72 подписи избирателей признаны недействительными по подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ – несоответствующие действительности сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей. Считает, что данный вывод административным ответчиком сделан на основании разницы указания одного и того же адреса места жительства в паспорте избирателя и по данным регистрационного учета граждан. В данном случае указанный адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, не препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства, что подтверждается паспортами лиц, осуществлявших сбор подписей, ФИО1 и ФИО2.

Ссылается, что одна подпись избирателя (папка , лист 34, строка 3) по основанию внесения в подписной лист раньше дня оплаты не соответствует действительности.

В судебном заседании административный истец и его представитель ФИО10 административный иск по изложенным в нем основаниям поддержали.

Представители административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии **-оол А.А., Оюн А.Г., ФИО11, ФИО12 просили оставить административные исковые требования без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Республики Тыва не явилась, извещена о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 названного выше закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидат вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие его права, свободы и законные интересы.

Согласно подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в случаях, когда для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктами 6.1 и 8 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее – Закон Республики Тыва ВХ-1).

Согласно статье 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ, необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 37 Закона Республики Тыва ВХ-1, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.

Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Согласно постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва (16 мандатов)», утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по Автодорожному одномандатному избирательному округу составляет 11990 человек, то есть для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 360 подписей.

Судом установлено, что в избирательную комиссию для регистрации кандидат в депутаты по указанному избирательному округу ФИО9 представил подписные листы с 397 подписями избирателей в свою поддержку, из которых было проверено 397 подписей.

Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 64-ФЗ).

В силу ч.5 ст.41 Закона Республики Тыва ВХ-1 проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением Избирательной комиссии Республики Тыва. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, республиканского списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией

Согласно п.6.1 Инструкции о порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утв. постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями внесенными постановлением ИК РТ от ДД.ММ.ГГГГ), проверке подлежат все представленные подписи избирателей.

Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

На основании итогового протокола рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва ФИО5 из представленных и проверенных 396 подписей, количество достоверных и действительных составило 320, недостоверными (недействительными) были признаны 76 (19,19 %) подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, из них недостоверными (недействительными) признаны:

- 1 подпись – по коду 19 – подпись избирателя внесена им не собственноручно (справка ЭКЦ МВД по ** от ДД.ММ.ГГГГ);

- 2 подписи – по кодам 19, 20 – дата и подпись внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно (справка ЭКЦ МВД по ** от ДД.ММ.ГГГГ);

- 3 подписи – по кодам 19, 23, 28 – подпись избирателя внесена им не собственноручно (справка ЭКЦ МВД по ** от ДД.ММ.ГГГГ) и несоответствующие действительности сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей;

- 14 подписей – по коду 20 – дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно (справка ЭКЦ МВД по ** от ДД.ММ.ГГГГ);

- 6 подписей – по кодам 20, 23 - дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно (справка ЭКЦ МВД по ** от ДД.ММ.ГГГГ) и неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (в адресе – населенный пункт не указан);

- 9 подписей – по кодам 20, 23, 28 - дата внесения подписи избирателя выполнена им не собственноручно (справка ЭКЦ МВД по ** от ДД.ММ.ГГГГ) и не соответствующие действительности сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей;

- 44 подписи – по коду 23 – неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей;

- 39 подписей – по коду 23, 28 – не соответствующие действительности сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей.

В результате проведенной проверки 76 подписей избирателей, что составляет 19,19 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки (то есть более 10 процентов), признаны недействительными.

Данное обстоятельство послужило основанием для отказа ФИО5 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу .

В силу пункта 7 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Законодатель в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установил исчерпывающий перечень оснований признания подписей избирателей недействительными, в том числе, все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (пункт «з»).

Согласно пункту 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.

В силу части 4 статьи 37 Закона Республики Тыва ВХ-1 кандидат, избирательное объединение обязан составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Тыва. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально. Указанный список представляется в Избирательную комиссию Республики Тыва или соответствующую территориальную избирательную комиссию вместе с подписными листами.

Проверив обоснованность признания Территориальной избирательной комиссией ** недействительными подписей избирателей в связи с несоответствием действительности данных о сборщиках подписей ФИО1 и ФИО2 в подписных листах и нотариально удостоверенном списке, суд признает неправомерным признание указанных подписей недействительными ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Так, в подписных листах место жительства сборщика ФИО1 указано как «**, Кызылский кожуун, Кара-Хаакская сумонная администрация, **», что соответствует штампу в ее паспорте, в котором имеется штапм Кара-Хаакской сумонной администрации с указанием на то, что ФИО1 зарегистрирована по **, при этом в списке лиц, осуществлявших сбор подписей, местом жительства ФИО1 указано «**, Кызылский кожуун, **», тем самым сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в подписных листах соответствуют сведениям, указанным кандидатом в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

В данном случае суд учитывает, что выборы в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва осуществляются в **.

Населенный пункт Кара-Хаакская сумонная администрация (** Кызылского кожууна) относится к Кызылскому кожууну Республики Тыва.

Согласно разделу 1 "ОК 033-2013. Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований" (Том 7. Сибирский федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ст) (с учетом Изменений 1/2013 - 325/2019), среди сельских поселений Кызылского муниципального района под ко** 622 418, КЧ 3 указано наименование сельского поселения - Кара-Хаакский, дополнительное наименование – **.

Указание наименования населенного пункта как «Кара-Хаакская сумонная администрация» и «**» фактическому восприятию по поводу его географического местонахождения, особенностей местности и принадлежности к тому или иному кожууну Республики Тыва не препятствует, поскольку в ** имеется только один сумон Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва.

Таким образом, поскольку расхождения в указании названия населенного пункта не препятствуют его однозначному восприятию, то подписи, собранные ФИО1, признаны комиссией недействительными (недостоверными) из-за несоответствия действительности данных о сборщике подписей избирателей необоснованно.

Вместе с тем в папке лист 32 имеются неоговоренные исправления в годе рождения сборщика подписей ФИО1, в связи с чем 2 подписи (всего в листе) указанного листа подлежат исключению из 78 подписей, собранных ФИО1

Кроме того, согласно ведомости проверки подписных листов в папке лист в строке по кодам 23 и 28 из-за несоответствия действительности сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, исключена одна подпись. В папке лист заверен сборщиком подписей ФИО2, проживающей по адресу: **. При исследовании судом подписного листа и списка лиц, осуществлявших сбор подписей, судом не обнаружено расхождений в указании адреса места жительства сборщика подписей, как указывается административным ответчиком, паспортные данные и место жительства указаны одинаково.

Следовательно, из количества недействительных (недостоверных) подписей исключается 1 подпись, собранная сборщиком подписей ФИО2

Кроме того, согласно справке об исследовании Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел по ** от ДД.ММ.ГГГГ подписи в папке , лист папки , номера строк 2 и 3, а также в папке лист папки 34 номера строк 1 и 2 выполнены одним и тем же лицом.

Из положений п. 9 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 128/986-6, следует, что поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.

Таким образом, судом в ходе проверки подписных листов установлено, что подлежат признанию недействительными (недостоверными) 12 подписей избирателей, из них 2 подписи согласно справке Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел по ** от ДД.ММ.ГГГГ (папка , лист папки , номера строк 2 и 3, а также папка лист папки 34 номера строк 1 и 2); 4 подписи в связи с наличием неоговоренных исправлений (папка лист – 2 подписи, исправления в годе рождения сборщика подписей ФИО1; папка лист 34 подпись – 1 подпись, исправления в дате внесения подписи избирателя; папка лист подпись – 1 подпись, дата выдачи паспорта избирателя содержит неоговоренные исправления); 6 подписей в связи с недействительностью сведений о сборщике подписей ФИО13-С.С. в части указания названия улицы (такой улицы в ** нет)(папка лист подписи; папка лист подписи).

Следовательно, после повторной полной проверки судом подписных листов и списка лиц, осуществлявших сбор подписей, из 397 проверенных подписей 12 подписей признано недействительными (недостоверными), что менее 10% от общего количества подписей, подлежавших проверке.

При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва ФИО5 не имелось.

Соответственно, решение Территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, а требования истца об отмене решения об отказе в регистрации, возложении обязанности принять решение о регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламент) Республики Тыва подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 244 КАС РФ, суд удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не являются законными.

Разрешая ходатайство административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд принимает во внимание, что КАС РФ установлены предельные сроки, когда может быть принято соответствующее решение о защите избирательных прав.

Согласно части 6 статьи 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса; к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

В силу части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, которое удовлетворено судом, то настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

Административный иск Монгуша Монгун-оола Сынааевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Монгушу Монгун-оолу Сынааевичу в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу , выдвинутому в порядке самовыдвижения.

Обязать Территориальную избирательную комиссию ** зарегистрировать кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Автодорожному одномандатному избирательному округу выдвинутого в порядке самовыдвижения Монгуша Монгун-оола Сынааевича.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения суда в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу административному истцу и в Верховный Суд Республики Тыва.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Т.В. Кунгаа