ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-36/2022 от 17.01.2022 Лопатинского районного суда (Пензенская область)

Дело а-36/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2022 года с.Русский Камешкир

Пензенской области

Лопатинский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Костиной Т.Г.,

с участием заместителя прокурора Камешкирского района Пензенской области Петровичевой К.А.,

при секретаре Первушкиной Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Постоянного судебного присутствия в с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Камешкирского района Пензенской области, заявленного в защиту неопределенного круга лиц, муниципального образования Лапшовский сельсовет Камешкирского района Пензенской области, к Администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Камешкирского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Камешкирского района Пензенской области в ходе проверки соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области выявлены нарушения указанного законодательства.

В ходе проверки установлено, что на территории села Лапшово Камешкирского района Пензенской области, по улице Строителей расположено два многоквартирных дома № 1 и № 3, в которых выбранный способ управления (непосредственный способ управления) не реализован. Каждым собственником жилого помещения в многоквартирном доме заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг. Вместе с тем, договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании домов отсутствует, то есть большинством собственников помещений в многоквартирных домах договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ, не заключены. По выявленным нарушениям прокуратурой района главе администрации Лапшовского сельсовета Камешкирскогорайона Пензенской области 01.04.2021, внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкурс по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами, до настоящего времени не проведён.

Прокурор Камешкирского района Пензенской области просит признать незаконным бездействие администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: д. № 1 и д. № 3
по ул. Строителей, с. Лапшово, Камешкирского района, Пензенской области; обязать администрацию Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области до 01.03.2022 провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: д. № 1 и <...> с. Лапшово, Камешкирского района, Пензенской области.

Прокурор в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал.

Представитель Администрации Лапшовского сельского совета Камешкирского района Пензенской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, административные исковые требования прокурора признают.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общедомового имущества.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 установлены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 9 которых определено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или заключается договор об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией, осуществляющей такую деятельность.

В ходе проверки установлено, что на территории села Лапшово Камешкирского района Пензенской области, по улице Строителей расположено два многоквартирных дома № 1 и № 3, в которых выбранный способ управления (непосредственный способ управления) не реализован.

Каждым собственником жилого помещения в многоквартирном доме заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.

Вместе с тем, договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании домов отсутствует, то есть большинством собственников помещений в многоквартирных домах договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ не заключены.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3 Порядка конкурс по отбору управляющей организации проводится, в том числе в случае, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе непосредственного способа управления домом не реализовано, то есть, большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.

Таким образом, отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании дома (на регулярной, а не разовой основе) является основанием для проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом.

При этом само по себе проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе непосредственного способа управления не является основанием для непроведения органом местного самоуправления открытого конкурса.

Решение о выборе способа управления домом должно быть не только принято, но и реализовано.

По выявленным нарушениям прокуратурой района главе администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области 01.04.2021 г. внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкурс по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами, до настоящего времени не проведён.

Бездействие со стороны администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

В материалах дела имеется заявление главы администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области о признании заявленных прокурором Камешкирского района Пензенской области требований.

Исходя из положений ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

При этом, суд, исходя из положений ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ, принимает признание административного ответчика административных исковых требований прокурора Камешкирского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором Камешкирского района Пензенской области административные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает необходимым, с учетом требований разумности, установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами – один месяц со дня вступления решения в законную силу.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Камешкирского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: д. № 1 и д. № 3
по ул.Строителей с.Лапшово Камешкирского района Пензенской области.

Возложить на администрацию Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: д. № 1 и <...> Пензенской области.

Об исполнении решения суда администрация Лапшовского сельсовета Камешкирского района Пензенской области обязана сообщить в суд, вынесший решение, прокурору Камешкирского района Пензенской области, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2022 года.

Судья Т.Г.Костина