ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-370/19 от 03.04.2019 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а- 370/19

Р Е Ш Е Н И Е

(в окончательной формулировке)

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года <адрес>

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.

с участием представителя административного ответчика Магомедова А.И.

при секретаре судебного заседания Мутаеве М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Исмаиловой С. Р. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным отказа Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении земельного участка с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, обязать Администрацию ГО «<адрес>» внести земельный участок с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в девствующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>,

установил:

Исмаилова С. Р. обратилась в суд с административным иском к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным отказа Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении земельного участка с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в действующую схему размещения НТО на территории <адрес>, обязать Администрацию ГО «<адрес>» внести земельный участок с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м. в девствующую схему размещения НТО на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что согласно свидетельства о госрегистрации права Собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м. собственником является Российская Федерация. На основании Положения о ТУ Росимущества в <адрес>, Федерального закона о введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, Протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ, между ТУ Росимущества в <адрес> и Исмаиловой С. Р., на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м. заключен договор аренды от 30.05,2018 сроком на 49 лет. 07.06.2018г. проведена регистрация договора аренды о чем сделана запись о регистрации . ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением с приложенным к нему договором аренды, топографической съемкой расположения объекта, о включении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано мотивировав тем, что схема находится на стадии завершения. С действиями Администрации ГО «<адрес>» не согласна, считает их необоснованными и незаконными. Просит удовлетворить административное исковое заявление.

Административный истец Исмаилова С.Р. в судебном заседании поддержала требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации ГО «<адрес>» на основании доверенностей Магомедов А.И.. иск не признал и просил в его удовлетворении отказать так как работы по внесению изменений в схему нестационарных торговых объектов завершены, схема находится на стали утверждения. Следующие внесения изменений в схему нестационарных торговых объектов планируется в 2020 году..

Заинтересованные лица - представители отдела строительства и архитектуры Администрации ГО «<адрес>», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела в судебное заседание не явились, о причинах не явки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества Исмаилов С.Г. просит удовлетворить заявленные требования указанные в административном исковом заявлении.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о госрегистрации права собственности Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м.

На основании Положения о ТУ Росимущества в <адрес>, Федерального закона о введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, Протокола о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ, между ТУ Росимущества в <адрес> и Исмаиловой С. Р., заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м. сроком на 49 лет.

07.06.2018г. проведена регистрация договора аренды о чем сделана запись о регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением о включении в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказано истице, мотивировав тем, что схема находится на стадии завершения.

Согласно п. 6 ст. 2 Закона о торговле <1> под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно - технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В п. 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 <2> содержится аналогичное определение нестационарного торгового объекта, а в примечании к указанному пункту уточняется, что к таким объектам относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. Нестационарными передвижными торговыми объектами являются лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.

Согласно п. 6 ст. 10 Закона о торговле утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (данная норма часто является предметом спора в суде). Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.

По мнению Минпромторга, практика пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов без видимых на то причин противоречит смыслу п. 6 ст. 10 Закона о торговле, согласно которому схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности (Письмо от ДД.ММ.ГГГГ N ЕВ-820/08).

В этой связи развитие всех форматов розничной торговли (малых, в том числе нестационарных, средних, крупных), с учетом антимонопольных ограничений, налагаемых на крупных операторов, является одной из важных задач органов власти всех уровней, прежде всего как инфраструктурная мера поддержки отечественных производителей.

На основании изложенного в соответствии с пунктами 1,5.12(1), 5.21.1, 6.5 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 438, Минпромторг России считает целесообразным:

1. Не допускать при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать, исходя из принципа "меняется место - сохраняется бизнес", предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса.

В случаях применения в практике субъектов Российской Федерации срочных договоров или иных разрешительных документов на размещение и функционирование объектов (договоров аренды земельных участков, иных договоров и разрешений) необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществление хозяйствующими" субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса. В таких случаях высвобождающиеся места размещения целесообразно предлагать в установленном порядке для ведения торговой деятельности другими хозяйствующими субъектами.

  1. Принимать действенные меры по развитию малого торгового предпринимательства путем предоставления хозяйствующим субъектам, при наличии соответствующих запросов от них, новых мест для размещения торговых объектов и осуществления торговой деятельности.

Следует обратить особое внимание на необходимость увеличения количества объектов продаж социально значимых товаров (в первую очередь, продуктов питания - овощей, фруктов, ягод, бахчевых культур, молока и молочной продукции, мяса и мясной гастрономии, рыбы, хлеба и хлебобулочных изделий, а также печатной продукции, цветов, изделий народных (художественных) промыслов).

  1. Обеспечить стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса. Не допускать пересмотра ранее объявлявшихся и утвержденных правил и процедур без принятия действенных и заблаговременных мер по недопущению сокращения предпринимательской активности, а также по предоставлению хозяйствующим субъектам реальных альтернативных возможностей бесперебойного продолжения и развития предпринимательской деятельности. Указанные меры необходимо вырабатывать публично, с привлечением к выработке и обсуждению решений предпринимательского сообщества.

Просят руководствоваться указанной позицией, довести ее до органов местного самоуправления на подведомственных территориях и обеспечить разработку и выполнение всех необходимых мероприятий, в том числе путем издания соответствующих нормативных правовых актов.»

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 381-ФЭ) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Согласно части 1 статьи 10 Закона N Э81-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381 -ФЗ).

Частью 6 статьи 10 Закона -Ф3 предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 225-0, положение части 6 статьи 10 Закона N 381-Ф3 направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

Часть 6 статьи 10 Закона N 381-Ф3 не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

В соответствии с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ЕВ-820/08 произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, невключение в схемы размещения или исключение из них уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов, что противоречит смыслу приведенных правовых актов в совокупности, из смысла которых следует, что схема размещения является инструментом систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Виды разрешенного использования земельных участков, а также объектов капитального строительства определяются в ходе градостроительного зонирования территорий путем их утверждения в составе правил землепользования и застройки градостроительных регламентов (гл. 4 ГрК РФ)

Основная идея градостроительного зонирования территорий заключается в том, что правообладатель земельного участка вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбрать любой вид разрешенного использования участка из числа предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 ГрК РФ). В число лиц, которые могут выбрать вид разрешенного использования участка, входят и арендаторы (п. 3 ст. 85 ЗК РФ)

Правила землепользования и застройки указанные в ст. 30 ГрК РФ разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

Так, согласно ст. 5 Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) городского округа «<адрес>» выделяются следующий перечень территориальных зон:

  • жилые зоны;
  • общественно-деловые зоны;
  • промышленные зоны;
  • рекреационные зоны;
  • сельскохозяйственные зоны;
  • зоны специального назначения;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • зоны размещения военных объектов.

В соответствии со ст. 9 Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) городского округа «<адрес>», а так же, ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с таблицей 1.Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства приведенной в ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м. отнесен к коду 14.310 «Зона многофункциональной производственной, коммунальной и общественно-деловой застройки»

В соответствии с таблицей 2. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, сопутствующие основным и условно разрешенным видам использования соответствующих участков приведенной в ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 05:48:000031:101 площадью 873 кв.м. отнесен к коду 14.212 «оборудованные площадки для временных сооружений торговли и общественного питания».

В соответствии со ст.35 ГрК РФ 4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Кроме того, в соответствии со ст.90 Земельного кодекса РФ Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

В связи с чем отказ Администрации ГО «<адрес>» во внесении земельного участка в схему нестационарных торговых объектов является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Исмаиловой С. Р. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным отказа Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении земельного участка с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, обязать Администрацию ГО «<адрес>» внести земельный участок с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в девствующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении земельного участка с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Обязать Администрацию ГО «<адрес>» внести земельный участок с кадастровым номером 05:48: 000031:101 площадью 873 кв.м. в девствующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке.

Председательствующий

Решение в окончательной формулировке будет вынесено ДД.ММ.ГГГГ