ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-374/2021 от 31.12.9999 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело а-374/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,

с участием: представителя административного истца - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Казанкова Э.Н.,

представителя административного ответчика - администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, и об обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных актов,

у с т а н о в и л :

И.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы следующих муниципальных нормативных актов: постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации решения Собрания депутатов Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики «О бюджете Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»; постановления от 26 декабря 2020 года № 88 «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»; постановления от 4 декабря 2020 года № 85 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»; постановления от 29 декабря 2020 года № 89 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и об обязании административного ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу вышеуказанных указанных муниципальных нормативных актов.

Требования мотивированы тем, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения администрацией Кошноруйского сельского поселения Чувашской Республики антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрацией поселения в нарушение требования статей 3 и 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:

постановления от 16 декабря 2020 года № 87 «О мерах по реализации решения Собрания депутатов Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики «О бюджете Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»;

постановления от 26 декабря 2020 года № 88 «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»;

постановления от 4 декабря 2020 года № 85 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»;

постановления от 29 декабря 2020 года № 89 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупционных факторов.

По мнению прокурора, указанное бездействие администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов.

Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проведения коррупции.

В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Казанков Э.Н. административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика - администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Максимов В.И. в судебном заседании суду пояснил, что согласен с административным иском и против его удовлетворения не возражает.

Суд, выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно частям 3 и 4 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В силу подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 3 названного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного Федерального закона.

Правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики регулируются Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, утвержденным Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2007 года № 348, Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 года № 14 «О противодействии коррупции».

В соответствии со статьей 15 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют меры по противодействию коррупции в границах муниципальных образований.

Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 6 Устава Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, принятого ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах Кошноруйского сельского поселения (л.д.).

Постановлением администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 20 апреля 2020 года № 24 (л.д.) утверждено Положение о мониторинге муниципальных правовых актов Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, разработанное в целях совершенствования муниципальных нормативных правовых актов и обеспечения законности в правотворческой деятельности поселения.

Согласно пункту 4 Положения о мониторинге муниципальных правовых актов Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики (далее по тексту - Положение) целями проведения мониторинга являются выявление коррупционных факторов в муниципальных правовых актах и их последующее устранение.

В силу пункта «г» пункта 7 Положения при осуществлении мониторинга проверяется наличие в нормативном правовом акте коррупционных факторов.

Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы обязательно для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты, в данном случае для администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес>. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что старшим помощником Канашского межрайонного прокурора ФИО3 в ходе проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства выявлено, что администрацией Кошноруйского сельского поселения не проводилась антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов:

постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации решения Собрания депутатов Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики «О бюджете Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»;

постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики»;

постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики»;

постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д.).

Из сообщения администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что антикоррупционная экспертиза названных муниципальных правовых актов не проводилась (л.д).

Таким образом, со стороны администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики допущены нарушения требований федерального законодательства в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Непринятие мер по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрацией Кошноруйского сельского поселения ведет к нарушениям, связанным с разработкой муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не проведена в установленном законом порядке антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, суд считает необходимым исковые требования административного истца удовлетворить.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, и об обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных актов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:

постановления от 16 декабря 2020 года № 87 «О мерах по реализации решения Собрания депутатов Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики «О бюджете Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»;

постановления от 26 декабря 2020 года № 88 «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»;

постановления от 4 декабря 2020 года № 85 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»;

постановления от 29 декабря 2020 года № 89 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать администрацию Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:

постановления от 16 декабря 2020 года № 87 «О мерах по реализации решения Собрания депутатов Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики «О бюджете Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»;

постановления от 26 декабря 2020 года № 88 «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»;

постановления от 4 декабря 2020 года № 85 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики»;

постановления от 29 декабря 2020 года № 89 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Б.З. Орлов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение03.03.2021