ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3856/2022 от 07.06.2022 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-3856/2022

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области 07 июня 2022 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Лисовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Председателю Московской областной Думы ФИО2 и к Заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителю Государственно-правового управления ФИО3 о признании незаконными действий,

Установил:

ФИО1 предъявила к Председателю Московской областной Думы ФИО2 и к Заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителю Государственно-правового управления ФИО3 административный иск, в котором просит суд признать незаконными действия депутата Московской областной Думы ФИО2, Заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы, выразившиеся в отказе в назначении материальной помощи. В обоснование административного иска указано о том, что 03 марта 2022 года она обратилась к депутату ФИО2 с заявлением об оказании материальной помощи, указав, что лишена средств к существованию. Ответом руководителя секретариата Московской областной Думы ФИО4 от 16 марта 2022 года в предоставлении материальной помощи отказано со ссылкой на непринятие закона Московской области «О дополнительных мероприятиях по развитию ЖКХ и социальной – культурной сферы на 2022 и плановые 2023-2024». 17 марта 2022 года она повторно обратилась к депутату Московской областной Думы ФИО2 с просьбой оказания материальной помощи. Ответом руководителя аппарата Московской областной Думы ФИО3 от 07 апреля 2022 года в предоставлении материальной помощи отказано в связи с тем, что она не представила доказательства невозможности преодоления тяжелой жизненной ситуации самостоятельно. Одновременно разъяснено ее право на обращение с соответствующими заявлениями к судебному приставу – исполнителю и в территориальный орган социальной защиты населения. Из ответов должностных лиц Московской областной Думы следует, что рассмотрение вопроса об оказании ей материальной помощи поручено руководителю секретариата ФИО4 и заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы ФИО5, которые отказали ей в назначении материальной помощи в связи с тем, что она представила соответствующие доказательства. Вместе с тем, ей не предложено предоставить документы, свидетельствующие о тяжелом материальной положении. Одновременно заместителем руководителя аппарата Московской областной Думы установлено, что основания, указанные ей для оказания материальной помощи, не подтверждают, что она не может преодолеть свои трудности самостоятельно. Полагает, что оснований для отказа в назначении материальной помощи не имелось, вопрос решен формально без учета требований действующего законодательства Московской области (л.д. 4; 5; 13-14).

Определением суда от 12 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Московская областная Дума (л.д. 17).

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена о времени и месте надлежащим образом (л.д. 45), о причинах неявки суду не сообщила.

Административные ответчики Председатель Московской областной Думы ФИО2 и Заместитель руководителя аппарата Московской областной Думы – руководитель Государственно-правового управления ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом (л.д. 46; 47; 48), о причинах неявки суду не сообщили.

Заинтересованное лицо Московская областная Дума в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте надлежащим образом извещено (л.д. 48), о причинах неявки представителя суду не сообщило.

Представитель административного ответчика Председателя Московской областной Думы ФИО2 по доверенности (л.д. 18; 20) - ФИО6, также по доверенности (л.д. 19; 20) представляющая интересы заинтересованного лица Московской областной Думы, в судебное заседание не явилась, о времени и месте надлежащим образом извещена лично под расписку (л.д. 21), о причинах неявки суду не сообщила. Представила в дело письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просит суд административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения (л.д. 22-26).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, и не сообщивших суду о причинах своей неявки.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.

Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Из положений ст.ст. 8, 9, 10, 12 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ следует, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1 Закона Московской области от 23 июля 2018 года № 135/2018-ОЗ «О Московской областной Думе» (принят постановлением Мособлдумы от 05.07.2018 № 21/58-П) (далее – Закон МО от 23.07.2018 г. № 135/2018-ОЗ) Московская областная Дума (далее - Дума) является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Московской области. Дума обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.

В силу п.п. 5 п. 4, п. 5, п. 6 ст. 8 Закона МО от 23.07.2018 г. № 135/2018-ОЗ Председатель Думы осуществляет общее руководство работой аппарата Думы. Деятельность Председателя Думы обеспечивается секретариатом Председателя Думы. В пределах своей компетенции Председатель Думы издает распоряжения.

Постановлением Мособлдумы от 19 сентября 2019 года № 24/92-П «О Положении об аппарате Московской областной Думы» утверждено Положение об аппарате Московской областной Думы (далее - Положение).

Согласно п. 8 названного выше Положения общее руководство деятельностью Аппарата осуществляет Председатель Думы.

В соответствии с пп. 3 п. 12 названного выше Положения в структуру Аппарата входит секретариат Председателя Думы.

Как установлено п.п. 1 п. 13 названного выше Положения, основными функциями структурных подразделений Аппарата являются: секретариат Председателя Думы: содействие Председателю Думы в реализации его полномочий, а также обеспечение Председателя Думы необходимыми информационно-аналитическими материалами по всем направлениям деятельности Думы, осуществление организационно-технических мероприятий по обеспечению его деятельности.

Закон Московской области от 10 декабря 2020 года № 272/2020-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят постановлением Мособлдумы от 26.11.2020 № 73/132-П) (далее – Закон МО от 10.12.2020 г. № 272/2020-ОЗ) утверждает Перечень дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы Московской области, в том числе развитие здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения, оказание материальной помощи и проведение подписки на периодические издания отдельных категорий граждан, проведение мероприятий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам, установленным в Российской Федерации и Московской области на 2021 год, отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области и законами Московской области к ведению и полномочиям Московской области, а также устанавливает правовые основы финансирования подлежащих исполнению в 2021 году дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы Московской области и объемы средств, выделенных на плановый период 2022 и 2023 годов.

Закон Московской области от 16 марта 2022 года № 23/2022-ОЗ «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (принят постановлением Мособлдумы от 03.03.2022 № 21/17-П) (далее – Закон МО от 16.03.2022 г. № 23/2022-ОЗ) опубликован 17 марта 2022 года.

Постановлением Правительства Московской области от 22 апреля 2022 № 405/14 «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в 2022 году» в соответствии с Законом МО от 16.03.2022 г. № 23/2022-ОЗ утвержден Порядок оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, в 2022 году.

Из материалов административного дела следует, что 16 марта 2022 года ФИО1 обратилась в адрес Председателя Московской областной Думы ФИО2, указывая в своем обращении о том, что 10 февраля 2022 года она обратилась к депутату ФИО7, и указала, что находится в сложной жизненной ситуации, просила оказать ей материальную помощь от депутата. Ответом депутата ФИО7 от 02 марта 2022 года в оказании материальной помощи отказано со ссылкой на то, что такое основание как «арест счетов в ПАО Сбербанк» не свидетельствует о том, что эту ситуацию невозможно преодолеть самостоятельно (л.д. 27).

Председатель Московской областной Думы ФИО2 дал поручение ФИО3 рассмотреть обращение и направить ответ заявителю (л.д. 31).

За подписью Заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителя государственно-правового управления ФИО3 на указанное выше обращение дан письменный ответ от 07 апреля 2022 года № в котором указано о том, что в обращении не указано, предпринимались ли ФИО1 действия по преодолению сложившейся финансовой ситуации. В целях улучшения финансовой ситуации ФИО1 вправе самостоятельно предпринять следующие действия. 1. Повторно обратиться в государственное учреждение службы занятости населения по месту жительства за содействием в поиске подходящей работы или регистрации в качестве безработной. 2. Обратиться в подразделение судебных приставов с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Также сообщено, что Председатель Московской областной Думы не уполномочен рассматривать жалобы на ответы, данные депутатом ФИО7, и давать правовую оценку указанным в обращении фактам (л.д. 6-8; 28-30).

Распоряжением Председателя Московской областной Думы от 25 сентября 2019 года № ФИО3 с 01 октября 2019 года назначена на должность государственной гражданской службы Московской области заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителя Государственно-правового управления (л.д. 44).

В соответствии с п.п. 2, 7 и 23 п. 19 Должностного регламента государственного гражданского служащего Московской области, замещающего должность государственной гражданской службы Московской области заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителя Государственно-правового управления гражданский служащий, замещающий указанную должность, исполняет следующие обязанности: координирует деятельность структурных подразделений аппарата Думы по подготовке и прохождению распоряжений Председателя Думы; исполняет поручения Председателя Думы по вопросам, входящим в его компетенцию; рассматривает обращения депутатов Думы, организаций и граждан, поступивших в Управление (л.д. 32-43).

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, и участвующими в деле лицами не опровергнуты.

Административный истец ФИО1 также представила в дело письменное сообщение ГКУМО «Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО8» от 14 марта 2022 года (л.д. 9-10), приказ ГКУМО «Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО8» от 04 февраля 2022 года № «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» (л.д. 11), электронное сообщение по вопросу назначения пособия (л.д. 12).

Иных доказательств по административному делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив каждое доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого в данном административном деле административного иска.

Из представленных по административному делу письменных доказательств, а также из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, усматривается, что обращение ФИО1 рассмотрено административными ответчиками в пределах их компетенции, в установленные законом сроки, и в установленном законом порядке по существу, и на обращение административного истца дан ответ в установленный законом срок.

Фактически позиция административного истца сводится к несогласию с существом данного ответа, что не свидетельствует о бездействии со стороны административных ответчиков, либо о незаконности их действий.

При указанных обстоятельствах в их совокупности, требования административного истца о признании незаконными действий депутата Московской областной Думы ФИО2, заместителя руководителя аппарата Московской областной Думы, выразившиеся в отказе в назначении материальной помощи, как данные требования изложены в просительной части административного искового заявления, не подлежат удовлетворению в виду отсутствия к тому каких – либо правовых оснований.

Таким образом, рассматриваемый в данном административном деле административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Председателю Московской областной Думы ФИО2 и к Заместителю руководителя аппарата Московской областной Думы – руководителю Государственно-правового управления ФИО3 о признании незаконными действий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 12 июня 2022 г.

Судья Д.И. Лебедев