ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-393/2021 от 22.04.2021 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-393/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2021 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

с участием прокурора Мулланурова Р.Ш.,

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО16 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка от 13.09.2020 «О признании недействительными бюллетени перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие иные помарки, посторонние повреждения и надписи при подсчете голосов избирателей в день голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»,

Заинтересованные лица: Территориальная избирательная комиссия Зеленодольского района Республики Татарстан, ФИО1, ФИО2, ФИО3,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка от 13.09.2020 «О признании недействительными бюллетени перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие иные помарки, посторонние повреждения и надписи при подсчете голосов избирателей в день голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» с момента его вынесения.

В обоснование требований указано, что 13.09.2020 прошли выборы депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, назначенные решением Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 22.06.2020 , на которых ФИО4 была выдвинута и зарегистрирована кандидатом по одномандатному избирательному округу . Участковая избирательная комиссия избирательного участка (далее – УИК ) 14.09.2020 приняла обжалуемое решение, датированное 13.09.2020, которое административный истец считает незаконным и подлежащим отмене в силу следующего. В нарушение п.17 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.17 ст. 79 Избирательного кодекса Республики Татарстан члены Участковой избирательной комиссии приняли обжалуемое решение с превышением своих полномочий, заочно решив отнести к числу недействительных бюллетеней все бюллетени, которые имеют хоть какие-то недостатки в оформлении, т.е. комиссия не откладывала в отдельную пачку сомнительные бюллетени, а сначала определила считать недействительными все бюллетени, которые имеют недостатки в виде «перечеркивания, подчеркивания, помарок и иных посторонних повреждений и надписей», а затем причислила к недействительным все бюллетени, имеющие любые отклонения от нормы, голосования по каждому бюллетеню не было. Законом определены четкие критерии, по которым можно отнести бюллетени к числу недействительных. Это бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов или, при проведении выборов по одномандатному или единому избирательному округу, недействительными считаются также бюллетени, в которых отметки поставлены более чем в одном квадрате. Установление комиссией дополнительных условий признания бюллетеней недействительными незаконно. Комиссия полномочна принимать решение по вопросу отнесения бюллетеней к числу действительных иди недействительных только в том случае, если возникают сомнения в определении волеизъявления избирателя. Комиссия не вправе применять критерии отнесения бюллетеней к числу недействительных по дате голосования избирателями. В обжалуемом решении говорится лишь о бюллетенях дня голосования 13.09.2020 и были пересчитаны по таким критериям лишь бюллетени, извлеченные из стационарного ящика для голосования 13.09.2020, а бюллетени досрочно проголосовавших избирателей, извлеченные из сейф-пакетов, считали по критериям действительности, установленным Федеральным законом №67-ФЗ и Избирательным кодексом РТ. Административный истец считает, что обжалуемым решением УИК нарушены ее права как кандидата в депутаты Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу , поскольку по обжалуемому правовому акту на избирательном округе было признано недействительными 107 бюллетеней, а разница голосов между ФИО4 и победителем выборов составляет всего два голоса. Указанным решением нарушено её право быть избранной в представительный орган местного самоуправления, поскольку принятым нормативно-правовым актом избирательная комиссия признала недействительными значительное число бюллетеней, поданных за ФИО4

По инициативе суда определением от 17.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия Зеленодольского района Республики Татарстан (л.д.2).

Определением Зеленодольского городского суда РТ от 14.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1 ФИО17, ФИО2 ФИО19, ФИО3 ФИО20 (л.д.46).

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом посредством смс-сообщения (л.д.146).

Представитель административного истца ФИО5, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством смс-сообщения (л.д.145).

В судебном заседании представитель административного ответчика Участковая избирательная комиссия избирательного участка ЗМР РТ ФИО6, действующая по доверенности, в административном иске просила отказать, позицию, изложенную в представленном ранее возражении на административное исковое заявление, поддержала, дополнив, что имеется решение Зеленодольского городского суда, вступившее в законную силу, которым отказано в исковых требованиях ФИО4 о признании выборов недействительными. При рассмотрении административного иска была детально изучена процедура голосования, а также подсчет голосов: допрошены члены УИК и кандидаты в депутаты, просмотрены и изучены видеоматериалы, представленные ФИО4, судом установлено, что со стороны УИК нарушений избирательного законодательства, прав ФИО4 при избирательной кампании непосредственно в ходе голосования, а также нарушений по работе с бюллетенями и по принятию решений допущено не было, все решения приняты комиссией коллегиально и гласно.

Представитель заинтересованного лица - Территориальная избирательная комиссия ЗМР РТ ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку нарушений на избирательном участке при подсчете голосов при проведении выборов не выявлено.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой, направленной на электронный адрес Nachdom2020@mail.ru (л.д.148) и посредством смс-сообщения (л.д.151).

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством смс-сообщения (л.д.150).

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством смс-сообщения (л.д.152).

Согласно ч.3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Поскольку явка административного истца и его представителя, заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3 не признана судом обязательной, а также принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).

В силу п.1 ст.11 Федерального закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Частью 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации провозглашено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона №67-ФЗ гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Согласно п. 7 ст. 64 Федерального закона №67-ФЗ голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Аналогичные положения содержатся в части 10 статьи 76 Избирательного кодекса Республики Татарстан.

В соответствии с п.10 ст. 66 Федерального закона №67-ФЗ голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона.

На основании п.17 ст. 66 Федерального закона №67-ФЗ по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

Пунктом 6 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ установлен круг полномочий участковой избирательной комиссии. В числе прочего, участковая комиссия проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию (подпункт «З»), а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законом (подпункт «Н»).

Пункт 1 статьи 67 Федерального закона №67-ФЗ и часть 1 статьи 78 Избирательного кодекса Республики Татарстан предусматривают, что участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

В соответствии с положениями ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (пункт 1).

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (пункт 2).

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования (пункт 3).

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования (пункт 4).

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Если на выборах в органы местного самоуправления в избирательном бюллетене помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и пунктом 15 статьи 65 настоящего Федерального закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (пункт 17).

При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись (пункт 28).

Аналогичные положения содержатся в статье 79 Избирательного кодекса Республики Татарстан.

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

22.06.2020 Советом Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принято решение о назначении выборов депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва на 13.09.2020 с опубликованием данного решения в газете «...» не позднее, чем через пять дней со дня его принятия, размещением на сайте Зеленодольского муниципального района в составе портала муниципальных образований Республики Татарстан (http://....ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах: п.Октябрьский, <адрес>, здание <адрес>, <адрес>, здание <адрес> (л.д.175).

В газете «...» ((3285)) данное решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78).

Решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 24.06.2020 председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № Зеленодольского района Республики Татарстан назначена ФИО8 ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ. рождения – член вышеуказанной участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, предложенный в состав участковой избирательной комиссии избирательного участка Местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан (л.д.30).

Кандидатами в депутаты органов местного самоуправления Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, округ , согласно списку, заверенному председателем УИК , являются: ФИО4 ФИО22, ФИО2 ФИО23, ФИО3 ФИО24, ФИО1 ФИО25 (л.д.34).

27.08.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение об утверждении формы избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Зеленодольского района Республики Татарстан четвертого созыва (Приложение №1,1.1), о размещении данного решения на официальном сайте территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.70).

Формы избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Республики Татарстан 13.09.2020 приведены в приложениях к вышеуказанному решению территориальной избирательной комиссии (л.д.71-72 Приложение 1), (л.д. 73-74 Приложение 1.1.).

01.09.2020 между ООО «Прима-Колор» (далее – Поставщик) и Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского муниципального района в лице председателя ФИО13, действующей на основании Постановления ЦИК РТ от 10.12.2015 (далее – Покупатель) заключен договор , в соответствии с которым Поставщик принимает на себя обязательство изготовить и передать Покупателю полиграфическую продукцию, соответствующую Техническому заданию и нормам печати. Наименование, количество, цена указаны в спецификации на 5 (пяти) листах (Приложение 1 к данному договору), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (л.д.63-64). В спецификации к договору от 01.09.2020 указано, что для избирательного округа в Октябрьском сельском поселении изготовлено 290 бюллетеней (л.д.65-69).

По акту приема-передачи от 08.09.2020 Территориальная избирательная комиссия Зеленодольского района Республики Татарстан передала участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Зеленодольского района Республики Татарстан четвертого созыва по избирательному округу в количестве 290 штук (л.д.75).

01.09.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение о проведении в период с 08.00 часов до 19.00 часов 11 и 12 сентября 2020 года досрочного голосования групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, определив: перечень населенных пунктов и иных мест для проведения голосования в соответствии с пунктом 1 настоящего решения (приложение №1); количество переносных ящиков для голосования для организации досрочного голосования, указанного в пункте 1 настоящего решения (приложение №2); участковым избирательным комиссиям, указанным в пункте 2 настоящего решения: обеспечить информирование избирателей о дате, времени и месте проведения голосования; по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из переносных ящиков для голосования помещать в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума (л.д.161-162).

Приложением №1 к решению Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан от 01.09.2020 является Перечень населенных пунктов на территории <адрес> Республики Татарстан и иных мест, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, для проведения голосования 11 и 12 сентября 2020 года (л.д.163-165).

Приложением №2 к решению Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 01.09.2020 определено количество переносных ящиков для голосования для организации досрочного голосования групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, для УИК выделено 3 переносных ящика под номерами №№1,2,3 (л.д.166-167).

01.09.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение об организации в период с 08.00 часов до 19.00 часов 11 и 12 сентября 2020 года досрочного голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) на выборах, проводимых в единый день голосования 13 сентября 2020 года, определив: перечень мест для проведения голосования в соответствии с пунктом 1 настоящего решения (приложение №1); количество переносных ящиков для голосования для организации досрочного голосования, указанного в пункте 1 настоящего решения (приложение №2). Участковым избирательным комиссиям, указанным в пункте 2 настоящего решения: обеспечить информирование избирателей о дате, времени и месте проведения голосования; по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из переносных ящиков для голосования перемещать в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума (л.д.168-169).

В перечне территорий и мест, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), 11 и 12 сентября 2020 года (приложение №1 к решению Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 01.09.2020 ) в качестве таких мест по УИК в п. Октябрьский Зеленодольского района указаны: ул. <адрес>), коттеджный поселок <адрес>), ул. <адрес>»), ул. <адрес>) (л.д.170-172).

Приложением №2 к решению Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 01.09.2020 определено количество переносных ящиков для голосования для организации досрочного голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), для УИК выделено 3 переносных ящика под номерами №№1,2,3 (л.д.173-174).

Протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Октябрьскому одномандатному избирательному округу избирательного участка от 13.09.2020 Участковая избирательная комиссия установила: число избирателей, внесенных в список на момент голосования - 290, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 290, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 31, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии - 0, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 139, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования – 0, число погашенных избирательных бюллетеней – 120, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 31, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 139, число недействительных избирательных бюллетеней – 107, число действительных избирательных бюллетеней - 63, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0; фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО1 ФИО26 – 4, ФИО2 ФИО27 – 7, ФИО4 ФИО28 – 25, ФИО3 ФИО29 – 27. В день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей в участковую избирательную комиссию поступили две жалобы (л.д.76).

Решением от 13.09.2020 Участковой избирательной комиссии избирательного участка № Зеленодольского района Республики Татарстан признаны недействительными бюллетени перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие помарки и иные посторонние повреждения и надписи при подсчете голосов избирателей в день голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (л.д.12).

В письменных возражениях относительно заявленных требований по рассматриваемому административному делу, поступивших от председателя УИК ФИО8 указано, что по итогам голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения по десяти одномандатным избирательным округам, проводившегося 13.09.2020 УИК , протоколом об итогах голосования по одномандатному избирательному округу избранным признан кандидат ФИО3, получивший наибольшее число голосов избирателей – 27 голосов, за кандидата ФИО4 проголосовали 25 избирателей. В соответствии с протоколом об итогах голосования по одномандатному избирательному округу число недействительных избирательных бюллетеней составило 107 бюллетеней (строка 8 протокола), число действительных бюллетеней (строка 9 протокола) – 63 бюллетеня. Административный истец считает, что оспариваемое им решение УИК от 13.09.2020 нарушает его права как кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу , поскольку по обжалуемому акту было признано недействительными 107 бюллетеней, а разница между ФИО4 и победителем выборов составляет всего два голоса. Указанным решением нарушено право истца быть избранным в представительный орган местного самоуправления. Таким образом, поскольку число действительных и недействительных бюллетеней установлено в протоколе об итогах голосования, фактически истец оспаривает итоги голосования, установленные 14.09.2020 УИК . В соответствии с ч.2 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования. Согласно ч.7 ст. 240 КАС РФ данный срок не подлежит восстановлению независимо от причины его пропуска. Со ссылкой на ч.10 ст.240 КАС РФ председатель УИК считает, что пропуск срока исковой давности является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления. Помимо этого, административное исковое заявление не может быть удовлетворено, поскольку доводы ФИО4 о незаконности действий УИК при признании бюллетеней недействительными были исследованы в судебном заседании при рассмотрении административного дела а-2824/2020, в соответствии с решением по которому каких-либо серьезных нарушений законодательства РФ о выборах, нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, судом не установлено, в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 о признании недействительными итогов голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения по одномандатному избирательному округу отказано. В соответствии с пп.2 ч.1 ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. При рассмотрении искового заявления ФИО4 об оспаривании итогов голосования в судебном заседании была подробно исследована процедура подсчета членами комиссии голосов избирателей УИК , в том числе порядок признания их недействительными. В соответствии с требованиями закона недействительными признавались бюллетени, в которых не было отметок избирателей за кандидатов, либо отметки были более, чем за одного кандидата. Вызывавшие сомнение бюллетени откладывались отдельно, и по каждому такому бюллетеню комиссия определяла его отнесение к действительным или недействительным. Таким образом, наличие или отсутствие решения не повлияло на процедуру подсчета голосов. Доводы административного истца о том, что комиссия, принимая данное решение, заочно решила отнести к числу недействительных все бюллетени, имеющие любые недостатки в оформлении, не обоснованы, уже являлись предметом рассмотрения искового заявления о признании итогов голосования недействительными и не нашли своего подтверждения. Не обоснованным является довод административного истца о том, что УИК признавались недействительными лишь бюллетени, по которым избиратели проголосовали 13.09.2020, а бюллетени, по которым избиратели проголосовали 11.09.2020, 12.09.2020 на предмет действительности якобы не рассматривались, поскольку проведение подобного подсчета невозможно, т.к. избирательные бюллетени не содержат дату выдачи избирателю. Не может быть принят во внимание довод административного истца о нарушениях, по его мнению, при подсчете голосов – о том, что комиссия не откладывала в отдельную пачку сомнительные бюллетени, а сначала определила считать недействительными все бюллетени, имеющие недостатки в виде «перечеркивания, подчеркивания, помарок и иных посторонних повреждений и надписей», а затем перечислила к недействительным все бюллетени, имеющие любые отклонения от нормы, голосования по каждому бюллетеню не было. Этот довод подтверждает, что фактически предметом иска является оспаривание итогов голосования, что уже рассмотрено судом и не нашло своего подтверждения (л.д.39-42).

Вопреки доводам административного ответчика о пропуске административным истцом 10-дневного срока для обращения с административным иском в суд, установленного частью 2 статьи 240 КАС РФ, в данном случае необходимо руководствоваться положениями части 1 и части 3 статьи 240 КАС РФ, следовательно, срок подачи административного искового заявления не пропущен.

В письменных пояснениях, поступивших в суд 28.01.2021, представитель административного истца опровергает и считает несостоятельными содержащиеся в возражениях доводы, указав, что обжалуется не решение избирательной комиссии об итогах голосования, а оспаривается законность решения УИК от 13.09.2020 «О признании недействительными бюллетени перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие иные помарки, посторонние повреждения и надписи при подсчете голосов избирателей в день голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан», в просительной части административного искового заявления содержится единственное требование: признать незаконным обжалуемое решение с момента его вынесения. Об оспаривании итогов голосования на избирательном участке на выборах депутатов Совета Октябрьского сельского поселения по одномандатному избирательному округу в административном исковом заявлении не сказано ни слова. На решение по административному делу от 20.11.2020, на которое ссылается административный ответчик, подана апелляционная жалоба, дело не рассмотрено судом апелляционной инстанции, соответственно решение не вступило в законную силу и в рамках настоящего рассматриваемого дела не применим принцип преюдиции. В судебных заседаниях по административному делу а-2824/2020 устанавливались обстоятельства признания или не признания бюллетеней недействительными, т.е. конкретные фактические действия комиссии по отношению к бюллетеням, судом не рассматривался вопрос о законности или незаконности решения УИК от 13.09.2020 как нормативно-правового акта. Административный истец не оспаривает конкретные действия УИК по признанию или не признанию комиссией определенных бюллетеней действительными или недействительными и основания отнесения конкретных бюллетеней к той или иной категории, оспаривается законность самого принятого документа, поскольку административный истец полагает, что при его принятии УИК вышла за пределы своих полномочий. Административный истец обжалует решение комиссии как нормативно-правовой акт и считает незаконным не факт принятия комиссией решения по определенному вопросу, а считает незаконными конкретные формулировки в принятом нормативно-правовом акте. Так, административный истец утверждает, что избирательная комиссия не имела права устанавливать иные, дополнительные критерии для признания бюллетеней недействительными, помимо тех, что уже определены законом. Именно дополнительные основания для признания бюллетеней недействительными, а именно, перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие иные помарки, посторонние повреждения и надписи, и делают обжалуемое решение незаконным. Имеющаяся неточность в формулировке решения, которая формально распространяет действие обжалуемого решения только на бюллетени для голосования 13.09.2020, оставляя вне сферы своего регулирования бюллетени досрочного голосования 11.09.2020, 12.09.2020, тем более является основанием для признания незаконным решение УИК от 13.09.2020 . Если бы комиссия в своем решении продублировала нормоположения пункта 17 статьи 68 Федерального закона №67-ФЗ, то такое действие можно было бы признать излишним, но вполне укладывающимся в рамки закона. Настаивая в возражении, что процедура подсчета голосов, в частности, вопрос об отнесении бюллетеней к числу недействительных, велась в соответствии с критериями, установленными законом, а дополнительные условия, прописанные в обжалуемом решении, комиссией не учитывались, указывая, что «таким образом, наличие либо отсутствие решения никоим образом не повлияло на процедуру подсчета голосов», административный ответчик признает, что дополнительные условия для признания бюллетеней недействительными, прописанные в обжалуемом решении, незаконны, соответственно, незаконно и само обжалуемое решение от 13.09.2020. Факт признания решения УИК от 13.09.2020 незаконным не изменит итоги голосования на одномандатном избирательном округе , однако этот факт не лишает административного истца права обжаловать поименованный нормативно-правовой акт (л.д.57-59).

Таким образом, административный истец не отрицает, что оспариваемое решение само по себе не свидетельствует о нарушении членами избирательной комиссии порядка и процедуры подсчета голосов, а также невозможность с достоверностью определить действительную волю избирателей. Вместе с тем даже с учетом вышеприведенных доводов административного истца отсутствуют основания полагать, что именно из-за незаконных действий членов избирательной участковой комиссии бюллетени перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие иные помарки, посторонние повреждения и надписи были признаны недействительными.

В смысле избирательного законодательства, учитывая, что административный истец являлся кандидатом и имел объективную возможность контроля выборного процесса, его несогласие с действиями избирательной комиссии по принятию оспариваемого решения связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования на избирательном участке.

Данные обстоятельства также подтверждаются выводами вступившего в законную силу решения Зеленодольского городского суда РТ от 20.11.2020 по административному делу , в рамках которого административный истец ФИО4, будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу , считая, что при проведении выборов депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвёртого созыва, прошедших 13.09.2020 по одномандатному избирательному округу , были допущены грубые нарушения порядка установления итогов голосования, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, обратилась с административным исковым заявлением о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвёртого созыва, прошедшим 13.09.2020 по одномандатному избирательному округу , и проведения повторного подсчёта голосов избирателей (л.д.35-38).

Решением Зеленодольского городского суда РТ от 20.11.2020 в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО30 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № Зеленодольского района Республики Татарстан о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвёртого созыва, прошедших 13.09.2020 по одномандатному избирательному округу , о проведении повторного подсчёта голосов избирателей, отказано (л.д.176-185).

Вопреки доводам административного истца относительно того, что члены участковой избирательной комиссии приняли обжалуемое решение от 13.09.2020 с превышением своих полномочий, заочно решив отнести к числу недействительных бюллетеней все бюллетени, которые имеют хоть какие-то недостатки в оформлении, из содержания вышеуказанного решения суда от 20.11.2020 следует, что на видео зафиксировано, что все бюллетени открыто демонстрируются всем присутствующим, относятся к числу действительных или недействительных, что не вызывает возражений присутствующих. После того, как обнаруживаются исчерканные бюллетени, вызывающие сомнение в определении волеизъявления избирателя, члены комиссии решают произвести пересчет бюллетеней, находившихся в стационарных урнах, так как ранее такие бюллетени отнесли к действительным. После пересчета бюллетеней подводятся результаты голосования, оформляется протокол, оглашаются итоги.

09.02.2021 Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан вынесено апелляционное определение, которым решение Зеленодольского городского суда РТ от 20.11.2020 по административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО4 ФИО31 – без удовлетворения (л.д.186-193).

Доводы административного истца об обжаловании решения участковой избирательной комиссии как нормативного правового акта, который является незаконным не по факту принятия комиссией решения по определенному вопросу, а по конкретным формулировкам, которые делают решение незаконным, не могут быть приняты во внимание, поскольку утверждая, что избирательная комиссия не имела права устанавливать иные, дополнительные критерии для признания бюллетеней недействительными помимо тех, что определены законом, административный истец не приводит обоснованные доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, подлежащих восстановлению, за защитой которых он обратился в суд, допущенных административным ответчиком, и не представляет какие-либо доказательства нарушения прав. Вместе с тем в соответствии с п.1 ч.8 ст.213 КАС РФ факт нарушения прав административного истца является обязательным условием при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативного правового акта.

Проанализировав положения действующего законодательства, совокупность приведенных доказательств в их взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 239-241, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 ФИО32 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка о признании незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка от 13.09.2020 «О признании недействительными бюллетени перечеркнутые, подчеркнутые, имеющие иные помарки, посторонние повреждения и надписи при подсчете голосов избирателей в день голосования по выборам депутатов Совета Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» с момента его вынесения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение пяти дней со дня принятия.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 26.04.2021.

Судья: подпись