ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-395/20 от 23.06.2020 Сосновского районного суда (Тамбовская область)

дело а-395/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года р.п.Сосновка

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Синельниковой Н.В.,

при секретаре Прибытковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о наложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги - признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сосновского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о наложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги -признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, указав в заявлении, что прокуратурой района проведен мониторинг полноты муниципального правового регулирования вопросов предоставления муниципальных услуг в ходе которого установлено, что администрацией Октябрьского сельсовета не приняты должные меры по обеспечению своевременной разработки и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также своевременному приведению их в соответствие с действующим законодательством.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В нарушение требований статьи 6 Федерального закона № 210- ФЗ, устанавливающей обязательность предоставления государственных или муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами, ряд муниципальных услуг, предоставление которых должно осуществляться администрацией сельсовета и подведомственными ей учреждениями, либо вообще не предоставляются, либо предоставляются в отсутствие административных регламентов предоставления указанных услуг.

До настоящего времени административным ответчиком не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги, включенной в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019г. № 2113 Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления ( далее- Перечень№1)- « Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом ( п.41 Перечня №1).

Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утвержден разделом VI Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В целях устранения указанных нарушений 28.02.2020года было внесено представление на имя главы Октябрьского сельсовета.

Согласно ст.24 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В нарушение данного положения Федерального закона « О прокуратуре РФ» администрацией Октябрьского сельсовета меры, направленные на устранение нарушений указанных в представлении приняты не были. В прокуратуру района предоставлен промежуточный ответ, однако административный регламент - признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом- до сего времени не принят.

В данном случае нарушены права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги.

Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги - признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом и обязать административного ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги - признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Сосновского района Тамбовской области Смагина М.А. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги- признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом и обязать административного ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги- признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Представитель ответчика- администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Административные исковые требования признает в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление прокурора Сосновского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.2, 4 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ- « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления а участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Статьей 3 вышеуказанного закона определено, что нормативное правовое регулирование в отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Согласно ст.6 Федерального закона № 210- ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны: предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч.1ст.13 Федерального закона № 210- ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Частью 15 статьи 13 Федерального закона № 210 –ФЗ определено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Постановлением администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области от 17.10.2019г. № 141 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией сельсовета.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019г. № 2113-р О перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержден Перечень предоставляемых услуг. Одним из таких услуг п.41 Перечня является- признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утвержден разделом VI Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В судебном заседании установлено, что в нарушение норм действующего законодательства, административным ответчиком не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги, включенный в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019г. № 2113 Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления- признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом ( п.41 Перечня).

В целях устранения указанных нарушений и.о. прокурора Сосновского района Платициной В.Н. 28 февраля 2020 года на имя главы администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области было внесено представление.

Согласно ст.24 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В нарушение данного положения Федерального закона « О прокуратуре РФ» администрацией Октябрьского сельсовета меры, направленные на устранение нарушений указанных в представлении приняты не были. В прокуратуру района предоставлен промежуточный ответ, однако административный регламент - признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом- до сего времени не принят.

В данном случае нарушены права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Сосновского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о наложении обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги - признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги -признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Обязать администрацию Октябрьского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги- признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.

Судья Н.В. Синельникова

Решение в окончательной форме составлено 23 июня 2020 года в 15 часов 30 минут

Судья Н.В. Синельникова