Дело №а-395/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 09 декабря 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Боровского В.А.,
при секретаре Кузнецове А.Ю.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части генерального плана муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2019 года № 261,
УСТАНОВИЛ:
10 июня 2019 года Правительством Ленинградской области принято постановление № 261 «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области» (далее также – Постановление № 261), которым утвержден Генеральный план муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее – также Генеральный план) согласно приложению.
Постановление № 261 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области "lenobl.ru" 16 июня 2019 года.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ленинградской области о признании не действующим с момента принятия генерального плана муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2019 года № 261, в части расположения магистральной улицы районного значения, примыкающей с восточной стороны к участку с кадастровым номером №№.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 800 кв.м, с кадастровым номером №№, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - отдельно стоящие жилые дома на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми земельными участками, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись №№ от 20.01.2016. Указанный земельный участок был освоен административным истцом посредством возведения на нем жилого дома в границах пятна застройки, определенного градостроительным планом земельного участка № RU47301000-844 от 01.03.2016, утвержденного Постановлением администрации Сосновоборского МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 14.03.2016 года №597.
Административный истец ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель с целью увеличения принадлежащего ему участка с кадастровым номером №№ за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также с просьбой об утверждении схемы инв. №1436/СРЗУ-07-20 расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Ленинградская область, МО Сосновоборский городской округ, <...>. К заявлению приложена схема расположения земельного участка. Административный истец получил отказ от 23.10.2020 № 257/20-2-1-1 в согласовании схемы и в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по мотивам несоответствия схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
ФИО1 в Сосновоборский городской суд было подано административное исковое заявление о признании незаконным решения от 23.10.2020 № 257/20-2-1-1 об отказе в утверждении схемы инв. № 1436/СРЗУ-07-20 расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Ленинградская область, МО Сосновоборский городской округ, <...> и о заключении соглашения о перераспределении земель с целью увеличения принадлежащего ему участка с кадастровым номером №№ за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. Сосновоборским городским судом административный иск был удовлетворен. В процессе судебного заседания ответчиком была предоставлена выкопировка из генерального плана, утвержденного Правительством Ленинградской области от 10.06.2019 г. № 261, согласно которой на территории земельного участка, за счет которого предстоит увеличение земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером №№, расположена Магистральная улица районного значения, предназначенная для прохода к береговой полосе Балтийского моря неограниченного круга лиц.
Местоположение проектируемой улицы на карте Генерального плана административный истец считает незаконным, покольку требования по отступам, установленным Правилами землепользования и застройки, при нанесении дороги в Генеральном плане не были соблюдены. Кроме того, в соответствии с таблицей 1.1 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, основное назначение магистральной улицы районного значения заключается в транспортной и пешеходной связи в пределах жилых районов, выходы на другие магистральные улицы; обеспечивании выходов на улицы и дороги межрайонного и общегородского значения; движение регулируемое и саморегулируемое; пропуск всех видов транспорта и т.д. Вместе с тем, в соответствии с картой планируемого размещения объектов, входящей в состав Генерального плана Сосновоборского городского округа, предполагаемая к размещению магистраль не предполагает какого-либо соединения с другими дорогами, поскольку нанесена обособленно от других улично-дорожных сетей. В настоящее время в отношении спорной территории установлены зоны с особыми условиями использования территории - зона затопления и зона подтопления водного объекта, повышение уровня грунтовых вод которых обуславливается подпором грунтовых вод уровнями нагонных явлений Финского Залива и уровнями высоких вод реки Коваши, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты. В соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления и подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. Соответственно, размещение нового объекта - Магистральной улицы районного значения - осуществить невозможно. Нанесение планируемой к размещению Магистральной улицы районного значения также не соответствует сведениям о границах территориальных зон, которые внесены в ЕГРН, поскольку в данной местности не установлена соответствующая территориальная зона.
В отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области и дополнений к нему указывается на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, предоставленных Правительству Ленинградской области, с соблюдением установленного законодательством порядка.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
Ссылка административного истца на несоблюдение отступов, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 03.09.2019 года № 59 после ввода в эксплуатацию жилого дома, является необоснованной в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Также исходя из положений части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, сам по себе факт установления зоны подтопления не является препятствием для строительства объектов капитального строительства. При этом, доказательства установления зоны подтопления на дату утверждения оспариваемого генерального плана не представлены (по информации, представленной администрацией МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области - установлена в 2021 году).
Автомобильные дороги (проезды) в силу понятия, приведенного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, относятся к территориям общего пользования. Согласно информации, представленной администрацией МО Сосновоборский городской округ Ленинградкой области, на земельном участке, испрашиваемом административным истцом под перераспределение, расположена грунтовая дорога (как и на всей территории района Ручьи). Данная дорога обеспечивает доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №, находящихся в частной собственности.
Принятие решения об исключении из генерального плана оспариваемой улицы повлечет ограничения прав неопределенного круга лиц на доступ как к земельным участкам, находящимся в частной собственности, так и к береговой полосе по существующим проездам.
На карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа (объекты физической культуры и массового спорта, образования) спорная дорога обозначена как существующая улица и дорога местного значения. Также на карте функциональных зон городского округа спорная дорога обозначена как существующая улица и дорога местного значения. Отображение спорной дороги на указанных каратах соответствует местоположению существующей дороги, проходящей вблизи земельного участка административного истца, что подтверждается фотоматериалами, представленными в материалы дела. На указанных картах спорная дорога обозначена вблизи участка истца, не пересекает границы участка административного истца, в связи с чем отображение на картах генерального плана существующей дороги не нарушает прав административного истца. Исходя из смысла частей 3 и 5 статьи 23 ГрК РФ функциональная зона для отображения линейного объекта не устанавливается. Также генеральным планом не определяются координаты местоположения линейных объектов.
Представитель заинтересованного лица комитета градостроительной политики Ленинградской области просит отказать в удовлетворении требований административного иска, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным административным ответчиком, также отмечая, что Комитет осуществляет полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по принятию решений о подготовке проектов планировки территории, проектов межевания территории, проверке и утверждению документации по планировке территории в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 областного закона от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области», Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 9 сентября 2019 года N 421. В соответствии со статьями 45, 46 ГрК РФ, ч. 2 ст. 1 областного закона от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» Комитет осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 ГрК РФ.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2019 № 227 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется для размещения объектов, указанных в ч. 4, 4.1 и 5 - 5.2 ст. 45 ГрК РФ, на основании решений органов местного самоуправления или органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (далее - Порядок).
Территория, на которой расположена спорная дорога находится в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке документации по планировке территории, согласно распоряжению Комитета от 19.03.2020 № 82. Правовой акт в соответствии с Порядком размещен на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://arch.lenobl.ru. Администрацией Сосновоборского городского округа заключен муниципальный контракт от 30.10.2020 № 32/30 на выполнение инженерных изысканий и подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории Ручьи Сосновоборского городского, срок исполнения - 19.03.2022. Проектом планировки территории спорная территория отнесена к улично-дорожной сети, входящей в состав территории общего пользования.
Представителем заинтересованного лица администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области представлены возражения, аналогичные изложенным Правительством Ленинградской области и комитетом градостроительной политики Ленинградской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, об уважительности причин неявки не сообщили.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО3 просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области ФИО4 полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, сссылаясь на возражения, представленные в письменной форме и поддерживая правовую позицию, изложенную административным ответчиком.
Представители заинтересованных лиц комитета градостроительной политики Ленинградкой области, совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, об уважительности причин неявки не сообщили.
Выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей заявленные требования неподлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 является собственниками земельного участка с кадастровым номером №№, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно-стоящие жилые дома на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми земельными участками.
Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что областным законом Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» с 01.01.2015 к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесено утверждение генеральных планов поселений и внесение в них изменений.
Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2015 № 68.
Согласно п.4.2 данного Порядка от 16.03.2015 № 68, изменения в документ территориального планирования муниципального образования утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области.
Согласно ст. 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2). Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 8). Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч. 9). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (ч. 13).
Судом установлено, что проект изменений в Генеральный план подготовлен на основании постановления администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 09 декабря 2015 года № 3137 «О принятии решения по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области».
В соответствии со ст. 25 ГрК РФ проект внесения изменений в генеральный план согласован с Минэкономразвития России (сводное заключение от 12 декабря 2018 года № 36881-ВЖ/Д27), органами исполнительной власти Ленинградской области (сводное заключение от 16 июля 2018 года № 59-2154/2018), администрацией муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (заключение от 08 июня 2018 года № 33-2667/18-0-2).
Главой муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области принято решение от 07 мая 2018 года № 33 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области» с 23.10.2020 по 27.11.2020.
В публичных слушаниях 29 мая 2018 года приняли участие 764 участников, поступили замечания и предложения по проекту изменений в Генеральный план.
Результаты публичных слушаний опубликованы в газете Маяк в выпуске от 01 августа 2018 года № 30 (4907) (27.11.2020 г. № 45).
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Принятое Постановление № 261 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 17 июня 2019 года.
Следовательно, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На картах генерального плана соответственно отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к категории линейных объектов.
В силу пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Из указанных норм следует, что линейные объекты местного значения отображаются на картах генерального плана поселения или городского округа не в виде функциональных зон, а как элементы функционально-планировочной структуры территории.
Так, согласно представленной выкопировки из карты функциональных зон Сосновобоского городского округа, черным цветом отображена (согласно условным обозначениям) улица (автомобильная дорога) местного значения, которая проходит возле земельного участка административного истца, и находится в зонах зеленых насаждений и территории общего пользования, при этом данная дорога не имеет пересечения (наложения) с участком административного истца, который расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами.
Доводы административного истца о том, что данная дорога является магистральной улицей районного значения не нашли своего подтверждения.
Отображение на карте функциональных зон генерального плана возле земельного участка дороги местного значения не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства, а также таблице 11.2 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", имеющее условный характер и не определяющее конкретные границы зоны размещения таких объектов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами, границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов обозначаются красными линиями.
Вместе с тем статьей 23 Градостроительного кодекса не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Отображение в генеральном плане местоположения линейного объекта само по себе не ограничивает прав административного истца на использование принадлежащего ему земельного участка.
Поскольку генеральный план городского округа определяет назначение территорий в целом, то ориентировочное изображение на нем дороги местного значения не может нарушать прав и интересов административного истца.
При этом суд исходит из положений частей 1 и 11 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ, согласно которым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Доводы административного истца относительно невозможности строительства автомобильной дороги в зоне подтопления, не могут быть судом признаны состоятельными, поскольку пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, на положения которого ссылается административным истец, предусмотрено, что в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Вместе с тем в Водном кодексе Российской Федерации отсутствует безусловный запрет на строительство в вышеуказанных зонах с особыми условиями, а лишь указана невозможность такого строительства без осуществления действий, которые осуществляются на стадии разработки проектной документации в целях осуществления такого строительства, а не при подготовке и утверждении документов территориального планирования, в частности, генерального плана.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в оспариваемой части применительно к земельному участку с кадастровым номером №№, расположенному по адресу: Ленинградская область, Сосновоборский городской округ, <...> уч. № 17, Генеральный план нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании недействующим генерального плана муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2019 года № 261, в части расположения магистральной улицы районного значения, примыкающей с восточной стороны к участку с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Боровской
Решение принято в окончательной форме 23 декабря 2021 года.