Дело №а–3/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ставрополь 23 мая 2019 года
Ставропольский краевой суд в составе
судьи Ставропольского краевого суда Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Козловской Л.И.,
с участием прокуроров - Ледовской Н.В., ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» к Региональной тарифной комиссии о признании частично недействующим постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 ноября 2015 года № 58/3 «Об установлении долгосрочных параметров государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы» в редакции постановления от 14 декабря 2017 года № 60/1 «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края» в части установления тарифов в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения на 2018 год,
установил :
постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее – РТК СК, регулирующий орган, Комиссия) от 26 ноября 2015 года № 58/3 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы.
Постановлением РТК СК от 14 декабря 2017 года № 60/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края» установлены, в том числе, тарифы в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения на 2018 год потребителей ГУП СК «Ставропольводоканал» в границах Ставропольского края в размерах тарифов, указанных в приложениях № 7 и № 9 к постановлению РТК СК от 26 ноября 2015 года № 58/3 в редакции постановления РТК СК от 14 декабря 2017 года № 60/1.
Приложением № 7 и № 9 к указанному постановлению в отношении ресурсоснабжающей организации - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее - ГУП СК, Предприятие, регулируемая организация), установлены тарифы на питьевую воду, водоотведение для потребителей ГУП СК в границах Ставропольского края.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующим постановления РТК Ставропольского края в части установления указанных тарифов на питьевую воду и водоотведение (приложение № 7 и приложение № 9 к постановлению).
По мнению истца РТК СК рассмотрела представленные расчеты Предприятия и оспариваемым постановлением № 60/1 в период действия долгосрочных тарифов необоснованно внесла изменения в плановые показатели, предложенные Предприятием - объем отпуска питьевой воды; потери питьевой воды; регистрацию прав хозяйственного ведения; корректировку необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2016 год; нормативную прибыль на капитальные вложения; отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
По мнению административного истца, при утверждении данных тарифов в нарушение требований статей 3, 32, 33 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 38, 65, 76, 78 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения в порядке ведения его учета, Правил расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, необоснованно откорректированы плановые показатели, предложенные Предприятием. Утвержденные регулирующим органом тарифы на 2018 год являются экономически необоснованными, их применение не обеспечивает и не обеспечит в дальнейшем компенсацию расходов ГУП СК по эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения и влечет возникновение убытков у предприятия.
В судебном заседании представитель административного истца ГУП СК – «Ставрополькрайводоканал» – ФИО2 поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика - РТК Ставропольского края, заинтересованных лиц - Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края – ФИО3, ФИО4, возражали в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просили в иске отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц – министерства имущественных отношений Ставропольского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, министерства имущественных отношений Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края, Главного Управления КЧР по тарифам и ценам, ООО «Аква», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представив письменные заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - ФИО2, возражения представителей административного ответчика - РТК Ставропольского края, заинтересованных лиц – Губернатора и Правительства Ставропольского края – ФИО3, ФИО4, проверив оспариваемое постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, Ставропольский краевой суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочиями на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
РТК Ставропольского края осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 2 и 10 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года № 495-п. В соответствии с пунктом 14 данного Положения для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в комиссии на постоянной основе действует коллегиальный орган – правление РТК СК (далее Правление). Решения правления издаются в форме постановлений.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» решение об установлении тарифов принимается правлением (коллегиально) органа регулирования тарифов на основании представляемых регулируемой организации материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно части первой статьи 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования в сетевом издании и вступления в законную силу правовых актов Ставропольского края» источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края является сетевое издание «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края»/
Постановление РТК СК от 26 ноября 2015 года № 58/3 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 года» опубликовано 30 ноября 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края – www.pravo.stavregion.ru за номером 2109.
Постановление РТК СК от 14 декабря 2017 года № 60/1 опубликовано 15 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края – www.pravo.stavregion.ru за номером 5567.
Изложенное свидетельствует о том, что указанное постановление, оспариваемое административным истцом в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.
Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
Судом установлено, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ставропольского края на основе тарифов, утвержденных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 ноября 2015 года № 58/3 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы» для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» утверждены и установлены долгосрочные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы. Тарифы на 2016 год установлены методом экономически обоснованных расходов, а на 2017-2018 годы – методом индексации.
27 апреля 2017 года Предприятие представило в РТК СК для рассмотрения и утверждения расчеты корректировок установленных тарифов и необходимой валовой выручки на 2018 год с документами, подтверждающими их экономическую обоснованность.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2017 года № 60/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края» произведена корректировка тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение.
По мнению истца регулирующий орган оспариваемым постановлением № 60/1 в период действия долгосрочных тарифов необоснованно внес изменения в следующие плановые показатели, предложенные предприятием :
1. Объем отпуска питьевой воды необоснованно увеличен на 10441тыс.м3.
2. Потери питьевой воды снижены на 11 600 тыс.м3.
3. Расходы на оплату госпошлины по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества, зарегистрированных в собственность Ставропольского края и находящихся на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не приняты в сумме 10 670 тыс. рублей, в том числе:
- в тариф на питьевую воду – 9 990,230 тыс. рублей;
- в тариф на техническую воду – 44тыс. рублей;
- в тариф на водоотведение – 1526,770 тыс. рублей.
4.Корректировка необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2016 год снижена по питьевой воде на 292394,270 тыс. рублей.
5.Нормативная прибыль на капитальные вложения не приняты в сумме 28 942,980 тыс. рублей, в том числе :
- в тариф на питьевую воду – 26311,980 тыс. рублей;
- в тариф на водоотведение – 2 631 тыс. рублей.
6.Отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий - 0,3 % от фонда оплаты труда не приняты в сумме 7774,020 тыс. рублей, в том числе :
- в тариф на питьевую воду – 5989,490 тыс. рублей;
- в тариф на техническую воду – 26,350 тыс. рублей;
- в тариф на водоотведение – 1758,180 тыс. рублей.
Проверяя оспариваемые нормы постановления РТК СК на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон о водоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Статья 32 вышеуказанного закона предусматривает, что расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема постановленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, в том числе методом индексации, который рассчитывается с учетом изменения цен, используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования им обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (тили) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 80 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимо валовой выручки, указанной в пункте 90 Методических указаний и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа (пункт 80 Основ ценообразования).
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей в себя следующие показатели :
а) отклонение фактически достигнутого объема поданной воды и принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;
в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;
г) ввод объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменение утвержденной инвестиционной программы;
д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 90 Методических указаний, в соответствии с которым необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
В пункте 12 Методических указаний предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Разрешая заявленные требования в части объема реализации услуг питьевого водоснабжения суд приходит к следующему.
Как следует из заявленных исковых требований и представленных доказательств, расчет объема реализации услуг питьевого водоснабжения потребителям Ставропольского края на 2018 год произведен ГУП СК в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний и составил - 78 786,1 тыс. м3.
РТК СК рассмотрены указанные ГУП СК расчеты объемов реализации питьевой воды, технической воды и водоотведения на 2018 год, осуществленные по формулам Методических указаний с учетом изменения темпа роста (снижения) объемов реализации за 3 предшествующих года. По результатам рассмотрения представленных материалов эксперты Комиссии пришли к выводу о занижении Предприятием плановых объемов реализации на 2018 год (плановых объемов поставки воды и услуг водоотведения). Расчетный объем реализации (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей города Лермонтова) на 2018 год РТК СК не принят в объеме 78786,1 тыс.м3.
Объем реализации на 2018 год запланирован регулирующим органом в размере - 89227,077 тыс. м3 согласно предварительному расчету тарифов в скорректированной Инвестиционной программе, утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 октября 2014 года № 543, с изменениями утвержденными приказом министерства от 25 октября 2017 года № 269, с учетом планируемой подключаемой нагрузки объектов капитального строительства заявителей или территорий (строительных площадок, земельных участков), на которых расположены такие объекты, которые необходимо подключить к централизованным системам холодного водоснабжения в 2018 году.
Как следует из экспертного заключения от 3 декабря 2017 года о рассмотрении заявления ГУП СК, экспертами Комиссии проведен анализ отчетных показателей водного баланса, в том числе по подразделениям предприятия за 2012-2016 годы и расчет водного баланса, предлагаемый для корректировки объема реализации воды на 2018 год. В результате эксперты пришли к выводу о том, что в 2016 году произошло увеличение объема потерь воды на 3717,6 тыс. м3 и снижение объема реализации воды потребителям на 3353,2 тыс.м3. Уровень потерь воды после подачи в сеть увеличился с 45,63% до 48,02% (без учета расхода воды на технологические нужды предприятия). Потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показателей приборов учета или количества проживающих граждан (в случае осуществления расчетов с абонентами по нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению) в представленных ГУП СК документах, являющихся отчетностью предприятия, равны нулю.
Эксперты пришли к выводу, что ГУП СК не выявляются потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан (в случае осуществления расчетов с абонентами по нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению). Эти потери отнесены предприятием к скрытым потерям, не обнаруживаемым при внешнем осмотре водопроводной сети. Удельный вес объемов скрытых потерь воды в сетях за 2016 год в объеме всех потерь воды после подачи ее в сеть составил - 84,3%.
Эксперты также сослались на заключение Федерального бюджетного учреждения Южный региональный центр судебной экспертизы Минюста России, которым в 2013-2014 годах по заявлению ГУП СК было проведено исследование в зоне эксплуатации отдельных филиалов предприятия по вопросу оценки технического состояния и степени износа участков водопроводных сетей, выявления зависимости объема утечек от степени износа и установления объема утечек на исследованном участке водопроводной сети.
На основании изложенного эксперты Комиссии пришли к заключению о занижении истцом фактического объема поставки воды потребителям, а также о том, что предприятием должным образом не анализируются и не устраняются причины потерь воды при транспортировке.
В пакете документов ГУП СК для установления тарифов на 2018 год ГУП СК предоставлена копия Инвестиционной программы ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 годы, утвержденная приказом министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 октября 2014 года № 543, с внесенными в нее изменениями, утвержденными приказом министерства от 25 октября 2017 года № 269.
В скорректированной Инвестиционной программе, сформированной с учетом мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения и увеличения объектов поставки воды с учетом подключения новых потребителей, внесены изменения в предварительный расчет тарифов, согласно которому изменены объемы реализации питьевой воды и водоотведения на 2018 год. Объемы реализации, указанные ГУП СК в предварительном расчете тарифов, представленном в РТК до 1 мая 2017 года, отличался от объемов реализации, указанных в предварительном расчете тарифов в составе утвержденной Инвестиционной программы от 25 октября 2017 года.
На 2018 год объем реализации (единый тариф для потребителей Ставропольского края) в утвержденной Инвестиционной программе запланирован ГУП СК в размере - 89227,077 тыс. куб. метров.
Экспертами РТК СК были рассмотрены показатели скорректированной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 25 октября 2017 года № 268 Инвестиционной программы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 годы, сформированной с учетом мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов централизованных систем водоснабжения, водоотведения и увеличения поставки воды с учетом подключения новых потребителей.
Согласно предварительному расчету тарифов в утвержденной Инвестиционной программе ГУП СК объем реализации на 2018 год (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей г. Лермонтова с эффектом Инвестиционной программы) запланирован ГУП СК в размере - 89227,077 тыс. м3, который принят РТК СК при расчете тарифов как плановый объем реализации питьевой воды на 2018 год.
Суд не может согласиться с доводами ответчика об экономической обоснованности принятой тарифным органом величины объема отпуска воды по следующим основаниям.
Расчетный объем отпуска воды, объем сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям, утвержденным Приказом № 1746-э) на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемый к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Расчетные объемы отпуска воды определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6, на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным законом о водоснабжении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Вместе с тем, РТК произведена корректировка тарифов на 2018 год не в соответствии с формулой, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, а исходя из объема реализации на 2018 год (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей города Лермонтова), согласно предварительному расчету тарифов в утвержденной Инвестиционной программе запланированных Предприятием в размере - 89227,077 тыс.м3.
Поскольку такая возможность прямо не предусмотрена Методическими указаниями, плановый объем отпуска питьевой воды, рассчитанный регулирующим органом для истца на 2018 год, не может быть признан достоверным.
Кроме того, по настоящему административному делу назначена судебная экспертиза, проведенная ООО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства». На разрешение экспертов судом поставлен вопрос определения экономически обоснованного размера корректировки необходимой валовой выручки (НВВ) с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации питьевой воды, уровня неподконтрольных расходов и товарной выручки предприятия – ГУП СК за 2016 год для включения в тариф на питьевой водоснабжение на период регулирования с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года для потребителей Ставропольского края.
При экспертном исследовании документов, имеющихся в материалах административного дела и дополнительно направленных на экспертизу сторонами спора, эксперты сослались на положения вышеизложенного законодательства. Для ответа на поставленный судом вопрос эксперты определили размер экономически обоснованных расходов, подлежащих включению в НВВ 2018 года : недополученные (выпадающие) доходы по факту 2016 года, отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятия сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Поскольку при снижении объема реализации используются значения как планируемых, так и подтвержденных документально фактических объемов воды, экспертами рассмотрены : размер и обоснованность применяемых РТК для установления тарифов на 2016 год объемов реализации и ответственность сторон договора водоснабжения (абонент/потребитель – ГУП СК) при снижении фактических объемов реализации воды.
Включение недополученных (выпадающих) доходов в необходимую валовую выручку вследствие снижения фактических объектов реализации по сравнению с утвержденными регулятором, возможно при условии, что регулируемая организация не в силах оказать воздействие на причины такого снижения.
Экспертами в заключении проанализированы : динамика объемных показателей ГУП СК за 2012-2014 годы, сведения о фактических объемах питьевой воды за 2011-2014 года, используемые РТК СК для расчета тарифа на 2016 год отдельно по Ставропольскому краю и городу Лермонтов, оценена динамика изменения потребления воды и планируемый объем реализации на 2016 год. Используя указанные выше формулы Методических указаний, эксперты рассчитали темп изменения потребления воды для определения планируемых показателей на 2016 год, сравнили планируемые РТК СК и фактические объемы реализации воды в 2016 году, произвели анализ возможности предприятия воздействовать на причины снижения объемов реализации питьевой воды в 2016 году, с учетом сведений снижения в указанном году объемов реализации питьевой воды потребителям, расчеты с которыми производятся по нормативам потребления в целом по Предприятию на 1782504,2 м3.
На основании исследованных документов и материалов дела эксперты пришли к выводу о том, что по данным бухгалтерского учета и статистической отчетности фактический объем реализованной питьевой воды по Ставропольскому краю (без учета г. Лермонтов) в 2016 году составил - 79451,10 тыс. м3.
В результате проведенных расчетов эксперты пришли к выводу о том, что включению в НВВ подлежат выпадающие (недополученные) доходы в размере 315432,48 тыс. рублей (объем реализации питьевой воды (без города Лермонтов) : установленный РТК на 2016 год – 86934,67 тыс. м3. минус реализация питьевой воды по факту 2016 года по оценке экспертов (без города Лермонтов) - 79451,10 тыс. м3, умноженный на средний тариф в 2016 году – 42,15 рублей/куб.м.).
Таким образом, сумма корректировки НВВ, рассчитанная экспертной организацией, сложилась исходя из недополученного дохода, связанного с не достижением предприятием фактического объема реализации относительно объема, принятого при регулировании.
Доводы административного ответчика в обоснование правильности произведенного расчетного объема реализации услуг питьевого водоснабжения потребителям Ставропольского края на 2018 год со ссылкой на пункт 11 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым, в случае принятия в установленном порядке решения о корректировке Инвестиционной программы регулируемой организации, орган регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов учитывает внесенные в инвестиционную программу изменения, начиная со следующего периода регулирования, не могут быть приняты судом во внимание, как по вышеизложенным основаниям, так и потому, что из анализа фактических объемов реализации коммунального ресурса в 2016-2017 годах, произведенного административным истцом, установлено значительное отличие фактических объемов реализации по указанным в Инвестиционной программе объектам капитального строительства или территорий (строительных площадок, земельных участков), на которых расположены такие объекты, которые необходимо подключить к централизованным системам холодного водоснабжения ГУП СК, от заявленных. Общая фактическая среднесуточная нагрузка 2016-2017 годы по указанным мероприятиям (без учета объекта, не вышедшего на полную производственную мощность – Тепличный комбинат с производственной площадью 10га для выращивания овощей и другой продукции, расположенный в Андроповском районе Ставропольского края) не превышает 30,3% от заявленной подключаемой нагрузки в Инвестиционной программе.
Разрешая исковые требования в части потерь питьевой воды суд установил, что в 2017 году Предприятие обратилось в РТК СК с заявлением об изменении на 2018 год уровня потерь воды и установление их в размере 44,1%.
Для разрешения вопроса о корректировке объема потерь питьевой воды на 2018 год, заявленного истцом в РТК СК, экспертами последнего проведены сравнительные анализы представленных натуральных показателей, изложенные в экспертном заключении от 3 декабря 2017 года. Кроме того, регулирующим органом, при разрешении данного заявления истца, использовались результаты исследования Федерального бюджетного учреждения Южный региональный Центр судебной экспертизы Минюста России от 12 февраля 2013 года № 29/06-5, № 30/10-5, которое проводилось в зоне деятельности филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Пятигорский «Водоканал».
Возражая на заявленные исковые требования в указанной части РТК СК сослалось на отсутствие оснований, предусмотренных законодательством, для пересмотра установленного долгосрочного параметра регулирования потерь воды на 2018 год.
Данный вывод ответчика, по мнению суда, является обоснованным и законным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе уровень потерь воды.
В соответствии с положениями статьи 2 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» долгосрочные параметры регулирования тарифов - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования. Долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, установленным в статье 33 Основ ценообразования :
а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;
в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);
г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;
ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течении периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.
2018 год является последним годом первого 3-х летнего долгосрочного периода регулирования тарифов ГУП СК.
Постановлением РТК СК от 26 ноября 2015 года № 58/3 утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы.
Долгосрочные параметры регулирования потерь питьевой воды установлены РТК СК в 2015 году на 3 года (2016-2018 годы) на основании расчетов потерь, представленных ГУП СК : на 2016 год – 39,98%, на 2017 год – 39,73%, на 2018 год – 39,53%.
РТК СК установлены долгосрочные параметры потерь воды на 2016 год – 37,29%, на 2017 год – 37,28%, на 2018 год – 37,27%.
Поскольку вышеперечисленных оснований, установленных в статье 33 Основ ценообразования, для пересмотра долгосрочного параметра регулирования тарифов ГУП СК на 2018 год по указанному параметру не имелось, выводы РТК являются законными и обоснованными.
Подтвержденные материалами настоящего административного дела фактические обстоятельства рассмотрения ответчиком в установленном законом порядке заявления ГУП СК об изменении долгосрочного параметра – уровня потерь воды на 2018 год с проведением анализа и причин таких потерь, в том числе со ссылкой на экспертное исследование ФБУ Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в 2013-2014 годах, не может являться основанием к признанию незаконным решения РТК СК в данной части, поскольку выводы, приведенные в экспертном заключении и протоколе заседания РТК СК от 14 декабря 2017 года в части потерь воды, сделаны регулирующим органом в рамках предоставленных полномочий и никоим образом не влияют на обоснованность принятого в этой части решения.
Доводы истца в части неприменения РТК СК Методических указаний, утвержденных приказом Минстроя России от 17 октября 2014 года № 640/пр, являются несостоятельными, поскольку при корректировке установленных тарифов на 2018 год не производился перерасчет установленных долгосрочных параметров, в том числе уровень потерь. Такой долгосрочный параметр регулирования был установлен РТК СК в 2015 году на 3 года (2016-2018) на основании расчетов, представленных Предприятием.
Разрешая требования административного истца в части необоснованного исключения РТК СК из тарифа на 2018 год затрат в сумме 10 670 тыс. рублей на оплату госпошлины при регистрации прав хозяйственного ведения 910 объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе Предприятия, которые ежегодно с 2016 года включаются последним в расчеты тарифов, так как данные расходы не были отнесены к неподконтрольным расходам, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, в составе пакета документов по обоснованию затрат ГУП СК на 2016-2018 год в РТК СК направлены материалы о необходимости включения в тариф на 2018 год затрат по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества, зарегистрированных в собственность Ставропольского края и находящихся на балансе ГУП СК на сумму 10670 тыс. руб., из них :
- на услуги питьевого водоснабжения – 9099,23 тыс. руб.;
- на услуги технического водоснабжения – 44,0 тыс. руб.;
- на услуги водоотведения – 1526,77 тыс. руб.
В обоснование данных расходов в РТК СК истцом представлен расчет плановых затрат по регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества, с указанием перечня объектов, на которые необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения ГУП СК, а также сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве собственности Ставропольского края. При этом, в перечне объектов указаны номера свидетельств о регистрации, а кадастровые номера объектов отсутствуют.
Кроме того, из представленной ГУП СК информации следует, что Предприятием осуществлена регистрация права хозяйственного ведения на 28 объектов за период с 2015 по 2017 годы. Фактические затраты по регистрации права хозяйственного ведения на эти объекты составили 560000 рублей.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Неподконтрольные расходы относятся к параметрам расчета тарифов, которые учитываются при корректировке НВВ на очередной период регулирования при условии отклонения уровня неподконтрольных расходов, учтенных при регулировании и фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов.
В соответствии с пунктом 90 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значения параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
В соответствии с пунктом 91 Методических указаний величина отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов, рассчитывается по формуле, с учетом скорректированной величины фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов, а также величины неподконтрольных расходов, учтенной при установлении тарифов.
Поскольку ГУП СК сведений о фактически понесенных затратах (фактически достигнутого уровня расходов) по данному виду расходов в РТК СК не представлено, корректировка неподконтрольных расходов с учетом заявленной Предприятием суммы по затратам на регистрацию права хозяйственного ведения не осуществлена обоснованно, в связи с отсутствием к этому законных оснований.
С учетом изложенного, доводы истца о неправильном отнесении регулирующим органом затрат на регистрацию прав хозяйственного ведения к операционным расходам и признанию РТК СК необходимости и обоснованности отнесения указанных затрат к неподконтрольным расходам, не влечет за собой обязательного включения в НВВ на 2018 год заявленных истцом расходов и не свидетельствует о неправильном формировании экспертами РТК СК неподконтрольных расходов с учетом данных о фактических затратах за базовый 2016 год.
При расчете корректировки необходимой валовой выручки (НВВ) за 2016 год ГУП СК учитывало фактические значения :
- операционные расходы на уровне утвержденных на 2016 год в соответствии с долгосрочным параметром «базовый уровень операционных расходов»;
- расходы на электроэнергию исходя из утвержденного долгосрочного параметра «удельное потребление электроэнергии», фактически документального подтвержденного объема реализации услуг и фактического тарифа на электроэнергию за 2016 год;
- неподконтрольные расходы в размере фактических документально подтвержденных значений;
- амортизация в размере фактических документально подтвержденных значений;
- нормативная прибыль исходя из утвержденного долгосрочного параметра «нормативный уровень прибыли»;
- НВВ факт как сумма вышеуказанных расходов;
- товарная выручка (доходы) учитываются в размере фактических документально подтвержденных значений;
- разница между НВВ факт и товарной выручкой – корректировка НВВ на 2018 год в части недополученных доходов и выпадающих расходов (кроме операционных) за 2016 год.
В результате расчета сумма корректировки по питьевому водоснабжению (единый тариф для потребителей СК) составила – 392129,890 тыс. рублей.
Сумма корректировки по расчету экспертов РТК СК составила – 99 млн. 735 тыс. 62 руб. С учетом пункта 12 Методических указаний сумма корректировки распределена на 2 периода : 1/2 часть в размере 49 млн. 867 тыс. 81 руб. учтена экспертами на 2018 год и 1/2 часть в таком же размере – будет учтена на 2019 год.
Для разрешения вопроса о правильности производства расчета корректировки НВВ и определения экономически обоснованного размера корректировки НВВ с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации питьевой воды, уровня неподконтрольных расходов и товарной выручки предприятия за 2016 год для включения в тариф на питьевое водоснабжение на период регулирования с 1 января 2018 по 31 декабря 2018 года для потребителей Ставропольского края по делу назначена и проведена судебная экспертиза.
Для разрешения поставленного судом вопроса, экспертами исследовано отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов в 2016 году от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифа на 2016 год.
Неподконтрольные расходы – расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению (абз. 10 пункта 2 Основ ценообразования).
Согласно пункту 76 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент установления тарифов Предприятия на 2016 год и в течение 2016 года) при установлении тарифов методом индексации неподконтрольные расходы включают в свой состав расходы, предусмотренные пунктом 65 Основ ценообразования :
- расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов;
- расходы на арендную плату и лизинговые платежи;
- расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования;
- экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;
- расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией;
- расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;
- расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним.
При установлении тарифа на питьевой водоснабжение потребителей Ставропольского края (кроме потребителей г. Лермонтов) на 2016 год в необходимую валовую выручку Предприятия включены неподконтрольные расходы в размере 365703,40 тыс. руб. Фактические неподконтрольные расходы в 2016 году, по мнению Предприятия, составили – 453633,79 тыс. руб., по мнению РТК – 415979,14 тыс. руб.
В силу законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения объем финансовых средств (НВВ), необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности, должен быть экономически обоснован, то есть при установлении тарифа в необходимую валовую выручку должны быть включены только экономически обоснованные расходы.
Следовательно, если фактические неподконтрольные расходы регулируемой организации осуществлены в размере, определенном при установлении тарифа, то такие затраты признаются экспертами экономически обоснованными. В случае, если фактически понесенные затраты превышают размер затрат, определенных при установлении тарифа, то размер превышения подлежит обоснованию для учета таких затрат в последующий период регулирования как экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования (расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменение законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов или судом (абз. 19 пункта 2 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 15 и 23 Основ ценообразования фактические расходы должны быть подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью регулируемой организации за соответствующий период, а также данными, полученными по результатам мероприятий по контролю.
При установлении тарифа на питьевое водоснабжение потребителей Ставропольского края, кроме потребителей г. Лермонтов, на 2016 год в НВВ Предприятия были включены, и фактически понесены в 2016 году неподконтрольные расходы :
1) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе : расходы на покупку воды, расходы на транспортировку воды;
2) расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов, в том числе : налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог и арендная плата за землю (земельный налог, арендная плата за землю), водный налог и плата за пользование водными ресурсами (водный налог, плата за пользование водными ресурсам), транспортный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации и нормативов и (или) лимитов, прочие налоги и сборы (услуги банка);
3) расходы на арендную плату и лизинговые платежи;
4) расходы по сомнительным долгам;
5) расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией;
6) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним.
Согласно выводов судебной экспертизы размер корректировки необходимой валовой выручки 2016 года определен экспертами с учетом всех составляющих, предусмотренных Методическими указаниями, со следующими особенностями : расходы, которые не оспариваются в рамках настоящего дела (операционные расходы и расходы на амортизацию) принимались в размере, заявленном Предприятием и признанном регулирующим органом при осуществлении корректировки для включения в необходимую валовую выручку 2018 года; расходы на электрическую энергию пересчитывались с учетом определенных экспертами объемных показателей по реализации питьевой воды; нормативная прибыль пересчитывалась с учетом изменения размера необходимой валовой выручки по факту 2016 года.
Разница между товарной выручкой, определенной экспертами по факту 2016 года и фактическим размером необходимой валовой выручки за аналогичный период составила – 313044,35 тыс. руб., в том числе определенной экспертами размер выпадающих доходов Предприятия за 2016 год составил – 315412,30 тыс. рублей, превышение планируемых показателей необходимой валовой выручки над фактическими расходами определены экспертами в размере «минус» 2367,95 тыс. руб.
Следовательно, экономически обоснованный размер корректировки необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации питьевой воды, уровня неподконтрольных расходов и товарной выручки предприятия – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2016 год для включения в тариф на питьевой водоснабжение на период регулирования с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года (на 2018 год) для потребителей Ставропольского края по экспертным расчетам составил – 313044,35 тыс. руб.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперты, проводившие судебную экспертизу – ФИО5, ФИО6, ФИО7 предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеют специальное высшее образование; сертификаты соответствия по экспертной специальности – «исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта», стаж работы в области оценочной деятельности и экспертной деятельности 29, 14, и 8 лет соответственно.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям законодательства о водоснабжении и водоотведении, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на экономическую обоснованность размера корректировки НВВ на заданный период времени.
Как следует из заключения судебной экспертизы, экспертами проанализированы представленные в материалы дела расчеты Предприятия, бухгалтерская и статистическая отчетность, документы, исследованные и представленные РТК СК, а также дополнительно запрошенные судебными экспертами. По результатам экспертами подготовлено заключение, основанное на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, на научной и практической основе, со ссылками на нормы законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании эксперты, проводившие указанную судебную экспертизу дали необходимые пояснения по ней, со ссылкой на нормы законодательства и представленную в материалы дела документацию ГУП СК, являвшуюся предметом рассмотрения РТК СК.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее экономически обоснованный размер корректировки необходимой валовой выручки за 2016 год для включения в тариф на питьевой водоснабжение на период регулирования – 2018 год.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны методы исследования, приведены расчеты необходимой валовой выручки, ссылки на нормы законодательства, регулирующие спорные вопросы.
Определенный в экспертном заключении размер необходимой валовой выручки на указанный период не является произвольным, при оценке объекта эксперт придерживались принципов, предусмотренных федеральным законодательством в области водоснабжения и водоотведения; заключение экспертизы основано на достоверных первичных бухгалтерских и отчетных документах Предприятия, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
С учетом изложенного, установленных обстоятельств того, что доводы, изложенные административным истцом в иске фактически подтверждены заключением судебной экспертизы по делу, отсутствуют доказательства недостоверности представленных истцом сведений, использованных экспертами при подготовке экспертного заключения, а также иные обстоятельства, влияющие на выводы, изложенные в заключении, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к отказу в удовлетворении заявленных исковых требованиях в части корректировки необходимой валовой выручки на 2018 год.
По изложенным основаниям несогласие административного ответчика с выводами, изложенными в экспертном заключении, по мнению суда, не могут свидетельствовать о недостоверности и недопустимости расчетов, произведенных экспертами по заданному в определении суда вопросу и выводов, сделанных на их основании.
ГУП СК в обоснование корректировки НВВ и установления тарифов на 2018 год на капитальные вложения в РТК СК представлена Инвестиционная программа по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 годов (с корректировкой 2016 год), утвержденная приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 30 ноября 2016 года № 453. Одним из источников реализации мероприятий Инвестиционной программы Предприятия на 2018 год являются тарифы на водоснабжение и водоотведение (за счет прибыли – капитальные вложения) в размере 28942,980 тыс. рублей. При этом, по мнению истца, в соответствии с подпунктом «а» пункта 78 Основ ценообразования, учет расходов на капитальные вложения в указанной сумме в НВВ должен был быть произведен регулирующим органом, поскольку произведена корректировка Инвестиционной программы Предприятия.
Согласно экспертным заключениям РТК СК от 1 и 3 декабря 2017 года о рассмотрении заявлений по указанной корректировке НВВ и тарифов на 2018 год, снижение расходов на 28942,980 тыс. рублей (в полном объеме) за счет нормативной прибыли осуществлено в связи с необходимостью приведения планового уровня нормативной прибыли в соответствии с долгосрочным параметром регулирования, с чем административный истец не согласен.
Кроме того, в РТК СК направлено обращение первичной профсоюзной организации ГУП СК о корректировке НВВ и включении в тарифы ГУП СК на 2018 год дополнительных затрат на социальные нужды и отчисления в профсоюзные организации. При этом ГУП СК в составе НВВ на 2018 год учитывалась расчетная предпринимательская прибыль, за счет которой частично производились выплаты по Коллективному договору. Со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года № 534 пункт 472, ГУП СК направлены в регулирующий орган для корректировки НВВ на 2018 год дополнительные затраты на отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Регулирующим органом на обращение первичной профсоюзной организации о включении в тарифы ГУП СК на 2018 год дополнительных затрат на социальные нужды и отчисления в профсоюзные организации, отказано, со ссылкой на то, что уровень нормативной прибыли является долгосрочным параметром регулирования и в течение периода регулирования изменению не подлежит.
Разрешая заявленные исковые требования в указанной части, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования, учитываемая при определении НВВ нормативная прибыль включает в себя :
а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемые на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;
б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий;
в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором.
Отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий от фонда оплаты труда, предусмотренные коллективным договором, относятся к расходам на социальные нужды в составе прибыли.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года.
ГУП СК заключены после указанной даты договоры аренды муниципального имущества - объектов водоснабжения и водоотведения с муниципальными образованиями Ставропольского края.
В связи с этим в отношении ГУП СК при регулировании на долгосрочный период 2016-2018 годы установлен долгосрочный параметр регулирования тарифов – нормативный уровень прибыли, который не может быть изменен в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 33 Основ ценообразования :
а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;
в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);
г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;
е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;
ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.
Увеличение (прирост) расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами, к которым также относятся отчисления денежных средств первичной профсоюзной организации на проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, не входят в указанный перечень, в связи с чем доводы административного истца в указанной части нельзя признать обоснованными.
Ссылка административного истца на положения подпункта «а» пункта 78 Основ ценообразования, в котором предусмотрено изменение величины нормативной прибыли в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации или принятия в установленном порядке решения о корректировке такой инвестиционной программы, не является основанием к удовлетворению заявленных требований ГУП СК в указанной части, поскольку изменения Инвестиционной программы, в соответствии с которыми ГУП СК включены расходы на капитальные вложения за счет нормативной прибыли, осуществлены после утверждения долгосрочных параметров регулирования тарифов.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ГУП СК исковых требований в части необоснованного внесения РТК СК изменений в плановые показатели, предложенные Предприятием, для корректировки установленных постановлением РТК СК от 26 ноября 2015 года № 58/3 тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2018 год, в период действия долгосрочных тарифов – по объему отпуска питьевой воды и корректировке необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2016 год, что является основанием для удовлетворения административного иска и признания недействующим в части данного постановления РТК СК в редакции постановления от 14 декабря 2017 года № 60/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что на момент рассмотрения заявленных требований действие Постановления № 58/3 от 26 ноября 2015 года в оспариваемой редакции от 14 декабря 2017 года № 60/1 прекращено в связи с истечением срока, на который установлены оспариваемые тарифы (с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года). Постановлением РТК СК от 14 декабря 2018 года № 56/2 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы.
С учетом изложенного, признание оспариваемого Постановления не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому указанное Постановление подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня его принятия.
Административным истцом в суд подано ходатайство о взыскании с административного ответчика расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, а также расходов по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере – <данные изъяты> рублей.
Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства направлено в суд ходатайство о возмещении расходов в размере <данные изъяты> рублей, связанных с явкой двух экспертов в судебное заседание вне места постоянного жительства.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 1 статьи 108 указанного Кодекса экспертам возмещаются расходы, связанные с явкой в суд (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные).
По настоящему административному делу административным истцом при обращении с иском в суд уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, произведена оплата проведенной по делу судебной экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей.
Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства представлены надлежащие подтверждения истребуемых денежных сумм, связанных с явкой двух экспертов в судебное заседание в размере <данные изъяты> рублей, из которых расходы на дорожные билеты – <данные изъяты> рублей, проезд до аэропорта – <данные изъяты> рублей и дополнительные расходы за одни сутки – <данные изъяты> рублей.
Вышеуказанные денежные суммы в силу положений части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию с административного ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ставропольский краевой суд
решил :
административные исковые требования ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании не действующим в части нормативного правового акта и взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 58/3 от 26 ноября 2015 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы» в редакции постановления от 14 декабря 2017 года № 60/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края» в части установления тарифов в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения на 2018 год для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в границах Ставропольского края в размерах тарифов, указанных в приложении № 7 - «тарифы на питьевую воду» :
- потребители станицы Баклановской Изобильненского района : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 47,57 рублей за 1 куб.метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 51,33 рублей за 1 куб.метр; для населения : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 52,35 рублей за 1 куб.метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 54,45 рублей за 1 куб.метр;
- потребители, осуществляющие деятельность в сфере холодного водоснабжения на территории города Лермонтова : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 16,80 рублей за 1 куб.метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 17,13 рублей за 1 куб.метр;
- потребители, осуществляющие деятельность в сфере теплоснабжения и электроснабжения на территории города Лермонтова : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 28,77 рублей за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 30,26 рублей за 1 куб. метр;
- потребители Ставропольского края, кроме перечисленных в пунктах 1-3 таблицы тарифов : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 47,57 рублей за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - размере 51,33 рублей за 1 куб. метр; для населения : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 52,35 рублей за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 54,45 рублей за 1 куб.метр;
в приложении № 9 - «тарифы на водоотведение» :
- потребители Ставропольского края : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 23,07 рублей за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 23,07 рублей за 1 куб. метр; для населения : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 27,22 рубля за 1 куб.метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 27,22 рубля за 1 куб. метр;
- потребители Карачаево-Черкесской Республики : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 5,79 рублей за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 6,00 рублей за 1 куб. метр; для населения Карачаево-Черкесской Республики : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 6,83 рубля за 1 куб.метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 7,08 рублей за 1 куб.метр;
- водоотведение (услуга по очистке сточных вод) : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 18,83 рубля за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 19,53 рубля за 1 куб. метр; для населения : с 1 января по 30 июня 2018 - в размере 22,22 рубля за 1 куб. метр, с 1 июля по 31 декабря 2018 - в размере 23,05 рублей за 1 куб. метр.
Обязать Региональную тарифную комиссии Ставропольского края опубликовать в установленном законом порядке сообщение о настоящем судебном решении в течение 1 месяца со дня вступления его в законную силу.
Взыскать с Региональной тарифной комиссии Ставропольского края в пользу Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» судебные расходы :
в пользу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» расходы за проведенную судебную экспертизу в размере – <данные изъяты> рублей, расходы на уплату государственной пошлины при подаче иска в суд в размере - <данные изъяты> рублей;
в пользу ООО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» расходы на проезд в сумме - <данные изъяты> рублей и дополнительные расходы, связанные с проживанием экспертов вне места постоянного жительства (суточные) в сумме – <данные изъяты> рублей.
Ходатайство Института экономики жилищно – коммунального хозяйства о взыскании денежной суммы – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.