к делу №а-3/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Староминская Краснодарского края 28 июля 2020 г.
Староминский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Довбня А.А.,
при секретаре Фоменко Н.Ю.,
с участием:
представителя административного истца – директора ООО «Выбор» - Джаримок Р.А.,
представителя административного ответчика ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю - Худяков В.А. действующего на основании доверенности № 17 от 20.01.2020года,
рассмотрев административное дело по административному иску ООО «Выбор» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Староминского УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю об оспаривании решения ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Директор ООО «Выбор» обратился с административным иском к ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, об оспаривании решения ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, указывая, что в период с 28 января 2019 года по 05 февраля 2019 года во исполнение распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> – Скоропад B.C. была проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращении председателя совета Староминского потребительского кооператива ФИО4 (вх. № 23-Г-1-9-43 от 25.01.2019 года). 05 февраля 2019 года старшим дознавателем отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Худяков В.А. составлен акт и вынесено предписание об устранении требований пожарной безопасности № 25/1/1. Согласно данному предписанию № 25/1/1 от 05.02.2019 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, ООО "ВЫБОР" якобы установила некапитальное строение, торговый павильон "Витамин" общей площадью 19.72 кв.м., для реализации овощей и фруктов на принадлежащем Обществу земельном участке с кадастровым номером 23:28:0101131:200 с нарушением противопожарных расстояний между данным строением и зданием кафе "Романтика" (3 степени огнестойкости С1), на расстоянии 1,7 метра, а также установлен срок устранения нарушений до 22.04.2019 года. При этом, в данном предписании отсутствуют требования каким образом устранить выявленные нарушения, не возложена обязанность произвести какие-либо действия. В акте проверки № 25 от 05.02.2019 года, на основании которого выдано обжалуемое предписание, отсутствует конкретика и правовая определенность выявленного правонарушения, и формулировка правонарушения, отсутствует расчет степени огнестойкости объектов, отсутствуют результаты замеров этих расстояний, отсутствуют указания на предельные расстояния, определенные нормативными актами. Обжалуемое предписание содержит указания только на ч.1 ст.69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного ФЗ № 123-ФЗ и п.4.3 таблицы 1 СП 4.13130.2013. Обжалуемое предписание не содержит данных об адресе объекта надзора, конкретного места выявленного нарушения, отсутствуют указания о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Также из оспариваемого предписания, материалов дела не усматривается, что были проведены замеры огнестойкости, отсутствует описание, из какого конкретно материала выполнены стены зданий, а также указание какой предел огнестойкости они имеют. Поскольку оспариваемое предписание является не четким, не ясным, не отражает сведений о конкретном объекте надзора, в чем выразилось нарушение противопожарных расстояний, какова суть данных нарушений, не содержит указаний, какие конкретно мероприятия должна выполнить ООО "ВЫБОР" или Староминский потребительский кооператив, оно является незаконным. При этом, согласно п. 4.12 СП 4.13130.2013 - противопожарные расстояния между общественными зданиями и сооружениями не нормируются (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники) при суммарной площади в пределах периметра застройки, не превышающей допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130 для здания или сооружения с минимальными значениями допустимой площади, и худшими показателями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. Более того, в соответствии с НПБ 103-95, 1.1. "Степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 кв.м. и менее не регламентируется". Старшим дознавателем отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС РФ по <адрес>Худяков В.А. при выдаче предписания не были выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно, что смежный землепользователь земельного участка с кадастровым номером 23:28:0101131:154, с которым установлены границы земельного участка, незаконно дополнительно возвел пристройки непосредственно к зданию кафе "Романтика”, тем самым фактически увеличил площадь застройки на смежном земельном участке и уменьшил расстояние между строениями. Просит суд признать незаконным и не соответствующим нормативно-правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца ООО «Выбор», предписание старшего дознавателя отделения НД и ПР <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Худяков В.А.№ от 05.02.2019 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Обязать административного ответчика ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, устранить нарушение прав и законных интересов административного истца ООО «Выбор», отменить предписание старшего дознавателя отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору Худяков В.А. № 25/1/1 от 05.02.2019 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Представитель административного истца – директор ООО «ВЫБОР» Джаримок Р.А. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования, в судебное заседание предоставил письменное обоснование административного искового заявления по делу № 2а-3/2020 от 28.07.2020 года, и пояснил, что СП 4.13130.2013 применяется при проектировании и строительстве только вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара. Данный СП 4.13130.2013 предусматривает разделы для определения противопожарных расстояний с учётом типа здания, сооружения и его целевого назначения, между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и. т. п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1 данного свода правил. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.07.2012 года №117-ФЗ, с 12.07.2012 года требования к размещению временных объектов из ст. 69 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - исключены, в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, применяемых с 15.05.2012, вопросы, касающиеся размещения временных объектов – не урегулированы. Единственным действующим документом, регламентирующим размер расстояний между павильонами и жилыми домами, являются Нормы государственной противопожарной службы НПБ 103-95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», введенные в действие приказом ГУГПС МВД России от 31.01.1995 № 5. Более того, в соответствии с НПБ 103-95, п. 1.1. "Степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 кв.м. и менее не регламентируется". Торговый павильон «Витамин», общей площадью 19.72 кв.м., т.е. менее 20 кв.м., к жилым, общественным, вспомогательным зданиям промышленных предприятий и производственным зданиям не относится, т.к. является не капитальным строением и не является объектом недвижимости.
Административный ответчик в судебном заседании, административные исковые требования не признал, считает свое предписание законным и обоснованным.
Исследовав представленные письменные материалы, суд приходит к убеждению, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании с достаточной достоверностью установлено следующее.
Согласно акта установки торгового павильона на необорудованном торговом месте от 10.01.2019 года, на необорудованном торговом месте №6 ПЛ арендуемом ИП ФИО5, согласно договору аренды №6-ПЛ от 01.12.2018 года, был установлен торговый павильон площадью 19.72 кв.м., изготовленный из металлического каркаса и металлопрофиля С-8, с внутренней стороны утеплен минеральной ватой.
Согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №25 от 05.02.2019 года, была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО «Выбор» (объект защиты некапитальное строение (торговый павильон), земельный участок с кадастровым номером 23:28:0101131:200), в нарушении ч.1 ст.69 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3 табл. 1 СП 4.13130.2013, противопожарное расстояние (разрыв) от некапитального сооружения (торговый павильон «Витамин») (IV степени огнестойкости С1) до здания кафе «Романтика» (III степени огнестойкости С1) не соответствует требованиям и составляет 1.7 метра, (территория ООО «Выбор»), и указан срок устранения требований пожарной безопасности 22.04.2019 года.
Согласно предписания №25/1/1 от 05.02.2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, ООО «Выбор», директору ООО «Выбор» Джаримок Р.А., необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: в нарушении ч.1 ст.69 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3 табл. 1 СП 4.13130.2013, противопожарное расстояние (разрыв) от некапитального сооружения (торговый павильон «Витамин») (IV степени огнестойкости С1) до здания кафе «Романтика» (III степени огнестойкости С1) не соответствует требованиям и составляет 1.7 метра, (территория ООО «Выбор»). Объект защиты некапитальное строение (торговый павильон), земельный участок с кадастровым номером 23:28:0101131:200), <адрес>, квартал, 131.
Согласно технического заключения о несоответствии выявленных нарушений нормативным требованиям в области обеспечения безопасности торгового павильона «Витамин», расположенного по адресу: <адрес>, квартал, 131 от ДД.ММ.ГГГГ, выявленное нарушение согласно акта проверки № органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, требований в области обеспечения безопасности зданий и сооружений – не применимо к торговому павильону «Витамин», расположенного по адресу: <адрес>, квартал, 131, так как торговый павильон «Витамин» является нестационарным торговым объектом и некапитальным временным строением.
В соответствии с п.1.1 ч.1, норм государственной противопожарной службы МВД России, торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования НПБ-103-95, степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 кв.м. и менее не регламентируется.
В соответствии с ч.1 ст.69 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона. Данное нормативное требование распространяется на здания и сооружения, являющимися объектами капитального строительства.
Свод правил П. 4.3 табл.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», предусматривает разделы для определения противопожарных расстояний с учётом типа здания, сооружения и его целевого назначения, между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и. т. п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1 данного свода правил.
Таким образом, в судебном заседании с достаточным основанием было установлено, что торговый павильон «Витамин» площадью 19.72 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, квартал, 131, является нестационарным торговым объектом и некапитальным временным строением, площадью менее 20 кв.м., степень огнестойкости которого не регламентируется, и к которому неприменимы требования ч.1 ст.69 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 4.3 табл.1 СП 4.13130.2013 свода правил системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, поскольку указанные требования распространяются на здания и сооружения, являющимися объектами капитального строительства.
Согласно заключения эксперта № 285 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Краснодарскому краю от 23.01.2020 года, выявленное нарушение требований пожарной безопасности, указанное в акте проверки №25 от 05.02.2019 года, является нарушением требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных документов в области пожарной безопасности. Невыполнение требований пожарной безопасности, указанных в предписании №25/1/1 от 05.02.2019 года для объекта защиты, расположенного по адресу: ст. Староминская, ул. Красная, квартал, 131, является нарушением требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных документов в области пожарной безопасности.
В вышеуказанном заключении эксперт ссылается как на свод правил СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», которые в настоящее время утратили силу, так и на действующий свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». В выводах эксперта указано, что выявленное нарушение требований пожарной безопасности, указанное в акте проверки №25 от 05.02.2019 года является нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», однако экспертом не было учтено, что торговый павильон «Витамин» площадью 19.72 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, квартал, 131, является нестационарным торговым объектом и некапитальным временным строением, площадью менее 20 кв.м., степень огнестойкости которого не регламентируется, и к которому неприменимы требования ч.1 ст.69 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 4.3 табл.1 СП 4.13130.2013 свода правил системы противопожарной защиты.
В соответствии с вышеизложенным, суд не принимает во внимание как доказательство заключение эксперта № 285 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Краснодарскому краю от 23.01.2020 года, поскольку вышеуказанные требования распространяются на здания и сооружения, являющимися объектами капитального строительства, а торговый павильон «Витамин» площадью 19.72 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, квартал, 131, является нестационарным торговым объектом и некапитальным временным строением, площадью менее 20 кв.м., степень огнестойкости которого не регламентируется, и к которому неприменимы требования ч.1 ст.69 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и п. 4.3 табл.1 СП 4.13130.2013 свода правил системы противопожарной защиты.
Таким образом, в связи с вышеизложенным суд считает необходимым признать незаконным и не соответствующим нормативно-правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца ООО «Выбор», предписание старшего дознавателя отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору Худяков В.А. № 25/1/1 от 05.02.2019 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, и обязать административного ответчика ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, устранить нарушение прав и законных интересов административного истца ООО «Выбор», отменить предписание старшего дознавателя отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору Худяков В.А. № 25/1/1 от 05.02.2019 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ООО «Выбор» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Староминского УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю об оспаривании решения ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, удовлетворить.
Признать незаконным и не соответствующим нормативно-правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца ООО «Выбор», предписание старшего дознавателя отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору Худяков В.А. № 25/1/1 от 05.02.2019года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обязать административного ответчика ОНД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, устранить нарушение прав и законных интересов административного истца ООО «Выбор», отменить предписание старшего дознавателя отделения НД и ПР Староминского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю государственного инспектора Староминского района по пожарному надзору Худяков В.А. № 25/1/1 от 05.02.2019года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 31.07.2020года.
При проведении судебного заседания проводилось аудио протоколирование, стороны вправе знакомиться с протоколом и подавать на него замечания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Довбня