ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3/2024 от 17.01.2024 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело OS0-33

Производство а-3/2024

Категория 011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 г. г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего – судьи Орловой С.В.,

при секретаре – Михайловой В.Г.,

с участием:

прокурора – Василенко С.Н.,

представителей административного истца – ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика – ФИО3,

представителя заинтересованного лица Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – ФИО4,

представителя заинтересованного лица Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя – ФИО5

представителя заинтересованного лица ФИО6 – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эверест» к Правительству Севастополя, заинтересованные лица – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Эверест» (далее – ООО «Эверест», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив исковые требования, просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» (далее также – постановление Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП) в части внесения изменений в Приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» (пункт 1.3).

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Эверест» является арендатором земельного участка с кадастровым , площадью 0,94 га, расположенного по адресу: <адрес> представленного для строительства и обслуживания культурно-развлекательного центра, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) внесена соответствующая регистрационная запись.

В границах арендуемого истцом земельного участка, постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», включены в схему размещения места размещения нестационарных торговых объектов (далее также – НТО) на период до 1 января 2025 г., под номерами мест на карте 1441-1445 Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – услуги общественного питания, период функционирования нестационарных торговых объектов – круглогодично. Данные места на карте переданы ООО «Эверест» в аренду индивидуальным предпринимателям под нестационарные торговые объекты.

Также, в границах арендуемого земельного участка, постановлением Правительства Севастополя от 21 апреля 2022 г. № 163-ПП и постановлением Правительства Севастополя от 26 августа 2022 г. № 379-ПП включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее также – Схема) на период до 1 января 2025 г. следующие места: № Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – непродовольственная группа товаров, период функционирования нестационарного торгового объекта – круглогодично, где осуществлялся монтаж нестационарных торговых объектов в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 21 апреля 2022 г. № 163-ПП; № 1977 Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – услуги общественного питания, период функционирования нестационарного торгового объекта – круглогодично, переданный в аренду индивидуальному предпринимателю; Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – услуги общественного питания, период функционирования нестационарного торгового объекта – круглогодично, переданный в аренду индивидуальному предпринимателю.

9 февраля 2023 г. Правительством Севастополя принято постановление № 55-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 701- ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», в соответствии с которым из Схемы исключены места размещения нестационарных торговых объектов на период до 1 января 2025 г. под номерами мест на карте 1441-1445, 1967-1977, 2054.

Однако все исключенные объекты расположены на земельном участке с кадастровым площадью 0,94 га, принадлежащем на праве аренды ООО «Эверест» и были ранее включены в схему на основании заявления и поданных Обществом материалов. Кроме того, ООО «Эверест» заключило договоры с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на размещение НТО, на вышеуказанном земельном участке, а также договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ на проведение строительных и монтажных работ по установке НТО с целью ведения предпринимательской деятельности, понесены соответствующие расходы. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» заключен договор микрозайма на сумму 2 800 000 рублей, которые направлены на строительство НТО, подводку, разводку водоснабжения и водоотведения, сетей электроснабжения, ведение хозяйственной деятельности. Исключение из схемы нестационарных торговых объектов, часть которых передана в аренду индивидуальным предпринимателям, повлечет за собой срыв хозяйственной деятельности ООО «Эверест», неисполнение условий заключенных договоров, прямые убытки, а также неполученную прибыль, в связи с чем административный истец считает, что пункт 1.3 постановления Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП, которым внесены изменения в Приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в части исключения вышеуказанных мест размещения НТО из Схемы, незаконно, нарушает права и законные интересы ООО «Эверест», противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно – статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статье 46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обращает внимание, что при утверждении Схемы в отношении объектов, исключенных постановлением от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП, причин, препятствующих размещению НТО на земельном участке с кадастровым , уполномоченным органом выявлено не было, а в тексте оспариваемого постановления отсутствует ссылка на основания, по которым были исключены места размещения НТО, в связи с чем такое исключение является произвольным и необоснованным. Кроме того, орган власти должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства либо что он был принят с нарушением установленного порядка, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.

В судебных заседаниях представители административного истца ООО «Эверест» и представитель заинтересованного лица ФИО6 – ФИО7, заинтересованное лицо – ФИО11 иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Правительства Севастополя, представители заинтересованных лиц Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебных заседаниях, считая оспариваемый нормативный правовой акт принятым органом государственной власти в пределах компетенции, не противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушающим прав административного истца, просили административный иск ООО «Эверест» оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

В судебное заседание 17 января 2024 г. лица, участвующие в деле – законный представитель административного истца ООО «Эверест», представители заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя, заинтересованные лица – ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, в том числе письменные пояснения к административному иску и возражения на него, заслушав заключение прокурора, считавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Эверест» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Севастопольским городским Советом и ФИО12, а также на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между финансовым управляющим должника Бондаря В.М. – ФИО13 и ООО «Эверест», является арендатором земельного участка с кадастровым общей площадью 9400 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе пляжа «Парк Победы», целевое назначение земельного участка: для строительства и обслуживания культурно-развлекательного центра. Срок действия договора аренды 25 лет (т.5 л.д.5-18, 19-23).

Переход прав и обязанностей по вышеуказанным договорам к ООО «Эверест» зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 5 л.д. 24-28).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» обратилось в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя (с ДД.ММ.ГГГГ – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя) с пятью предложениями о включении в схему размещения НТО на территории города Севастополя мест размещения НТО с приложением схем границ размещения НТО (т. 9 л.д.64-95).

Указанные предложения были согласованы с уполномоченными органами, за исключением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа в согласовании послужил отказ Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, поскольку целевое назначение земельного участка с кадастровым – для размещения объектов культуры, тогда как для включения в Схему предлагаются НТО со специализацией – общественное питание, а положения договора аренды не содержат условий для размещения НТО (т. 9 л.д. 98-101, т. 8 л.д. 187).

Протоколом заседания Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3.3) решено включить в Схему места с адресным ориентиром НТО, указанные в подпунктах 6-10 Приложения (т. 10 л.д. 9-25).

Постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в границах арендуемого земельного участка ООО «Эверест» в схему размещения НТО на территории города Севастополя на период до 1 января 2025 г. включены НТО под номерами мест на карте 1441-1445 Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – услуги общественного питания, период функционирования НТО – круглогодично (Приложение № 1) (т. 2 л.д. 69-70).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» обратилось в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя с предложением о включении в схему размещения НТО на территории города Севастополя мест размещения НТО с приложением схемы границ размещения НТО (т. 9 л.д. 105-116).

Указанное предложение было согласовано с уполномоченными органами (т. 9 л.д. 119-121).

Протоколом заседания Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3.11) решено включить в Схему место размещения НТО, указанное в пункте 19 Приложения № 3 (т. 9 л.д. 30-43).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» обратилось в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя с десятью предложениями о включении в схему размещения НТО на территории города Севастополя мест размещения НТО с приложением схем границ размещения НТО (т. 9 л.д. 122-165).

Указанные предложения согласованы с уполномоченными органами (т. 9 л.д. 168-172).

Протоколом заседания Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.17) решено включить в Схему места размещения НТО, указанные в пункте 55-64 Приложения № 4 (т. 9 л.д. 4-29).

Постановлением Правительства Севастополя от 21 апреля 2022 г. № 163-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» до 1 января 2025 г. включены НТО под номерами мест на карте 1967-1976 Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – непродовольственная группа товаров, период функционирования НТО – круглогодично, а также НТО под номером места на карте 1977 Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – услуги общественного питания, период функционирования НТО – круглогодично (Приложение ) (т. 2 л.д. 71-74).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эверест» обратилось в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя с предложением о включении в схему размещения НТО на территории города Севастополя места размещения НТО с приложением схем границ размещения НТО (т. 9 л.д. 173-188).

Указанное предложение согласовано с уполномоченными органами (т. 9 л.д. 189-195).

Протоколом заседания Комиссии по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.16) решено включить в Схему место размещения НТО, указанное в пункте 19 Приложения № 1 (т.9 л.д. 44-63).

Постановлением Правительства Севастополя от 26 августа 2022 г. № 379-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» до 1 января 2025 г. включено НТО под номером места на карте 2054 Гагаринского ВМО, в районе пляжа «Парк Победы», со специализацией – услуги общественного питания, период функционирования НТО – круглогодично (Приложение № 1) (т. 2 л.д. 75).

Впоследствии ООО «Эверест» заключило договоры аренды на часть НТО с третьими лицами, а именно: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО8 (т. 2 л.д. 90-99), ДД.ММ.ГГГГ – с ИП ФИО6 (т. 2 л.д. 100-103), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – с ИП ФИО10 (т. 2 л.д. 104-115), ДД.ММ.ГГГГ – с ИП ФИО9 (т. 2 л.д. 116-119), ДД.ММ.ГГГГ – с ФИО11 (т. 10 л.д. 56-61).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на имя заместителя губернатора города Севастополя ФИО14 направил письмо (исх. ) о том, что в Схему размещения НТО включены места в границах земельного участка 91:02:001016:73, переданного в аренду ООО «Эверест», с нарушением норм земельного законодательства и условий договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания культурно-развлекательного центра», тогда как в соответствии с пунктом 1.1 договора арендатор обязан использовать участок в соответствии с его целевым назначением и условиями настоящего договора, в связи с чем для устранения нарушений на земельном участке с кадастровым необходимо внести изменения в постановление Правительства Севастополя от 27 декабря № 701-ПП «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» об исключении данных НТО, включенных в схему с нарушением законодательства (т. 8 л.д. 67-74).

Данное письмо заместителем Губернатора города Севастополя было передано для рассмотрения в уполномоченный орган – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка город Севастополя, а в последующем в Комиссию по разработке Схемы размещения НТО на территории города Севастополя.

Согласно протоколу заседания Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссией рассмотрены предложения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) об исключении из Схемы мест, указанных в подпункте 1-17 Приложения № 1, а именно: НТО под номерами мест на карте 1441-1445, 1967-1977, 2054, в связи с нарушением норм земельного законодательства и условий договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и по результатам рассмотрения принято решение об их исключении (т. 6 л.д. 69-77).

Пунктом 1.3 постановления Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 701-ПП «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в Приложение № 1 к постановлению внесены изменения, согласно которым строки 1441-1445, 1967-1977, 2054 исключены (т. 3 л.д.72-74).

Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – Губернатором города Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 9 февраля 2023 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sev.gov.ru).

В соответствии с пунктом 2 данного постановления, оно вступило в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть с 20 февраля 2023 г.

Считая, что указанное постановление о внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в части пункта 1.3 постановления, которым из Приложения № 1 исключены строки 1441-1445, 1967-1977, 2054, необоснованным и противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушающим права и законные интересы ООО «Эверест», административный истец обратился с настоящим иском в суд.

Учитывая, что места размещения НТО под номерами мест на карте 1441-1445, 1967-1977, 2054 внесены в Схему на основании предложений ООО «Эверест» и расположены на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001016:73, переданном Обществу в аренду, ООО «Эверест» является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полномочия Правительства Севастополя на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 129 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания условий для развития торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в том числе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, организации и осуществления мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: 1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности (пункты 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).

Абзацем вторым части 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.

Законом города Севастополя от 30 декабря 2014 г. № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» вопрос об утверждении Схемы не определен как вопрос местного значения.

Согласно части 2 статьи 31 и части 1 статьи 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (далее – Устав города Севастополя) Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов города Севастополя, издает постановления и распоряжения.

Пунктом 21 части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30 декабря 2022 г. № 737-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон о Правительстве Севастополя), пунктом 14 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство в пределах своих полномочий осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, Уставом, законами города Севастополя, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления исполнительным органам отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия, отнесенные к ведению Правительства в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, осуществляются Правительством непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы (часть 3 статьи 22 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя»).

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя, пунктами 1 и 8 статьи 7 Закон города Севастополя «О Правительстве Севастополя», Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган города Севастополя – Правительство Севастополя, определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; подписывает правовые акты Правительства.

Частями 1, 3, 4 статьи 6 Закона о Правительстве Севастополя установлено, что правовые акты Правительства, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановления. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Регламентом Правительства. Нормативные правовые акты Правительства подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Правительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законом города Севастополя.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом – Правительством Севастополя в пределах компетенции, поскольку оно наделено полномочиями в области регулирования торговой деятельности, в том числе по установлению требований к организации такой деятельности, разработке, утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, а также по внесению в данную Схему изменений.

Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленной форме, подписан уполномоченным лицом – Губернатором города Севастополя, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения путем опубликования на официальном сайте Правительства Севастополя, что не оспаривалось представителями административного истца.

Что касается доводов административного истца, а также доводов заинтересованных лиц – индивидуальных предпринимателей, изложенных ими в письменных пояснениях, о несоответствии оспариваемого постановления Правительства Севастополя законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Из приведенных выше положений частей 1, 2, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ следует, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

На территории города Севастополя требования к размещению нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, порядок формирования схемы размещения НТО на территории города Севастополя, установлены Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» (далее – Порядок № 700).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка № 700 (здесь и далее – в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размещение НТО на землях или земельных участках (частях земельного участка), в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со Схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуры, и достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также с учетом специализации и вида НТО.

В силу пункта 1.5 Порядка № 700 органом, уполномоченным на формирование Схемы, является Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее – Уполномоченный орган).

Пунктом 2.2 Порядка № 700 предусмотрено, что размещение НТО должно соответствовать требованиям земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, законодательства о защите прав потребителей, законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, ограничениям, установленным законодательством, регулирующим оборот алкогольной продукции и табачных изделий, и другими нормативными правовыми актами, нормативам градостроительного проектирования и Правилам благоустройства территории города Севастополя, а также требованиям законодательства, регулирующего торговую деятельность, с учетом дислокации стационарных торговых объектов и задач по обеспечению товарами первой необходимости.

Схема включает места размещения НТО с учетом требований, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, на землях или земельных участках (частях земельных участков), в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, в том числе земельных участках в пределах территорий, переданных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду.

В случае несоответствия размещения НТО на землях или земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя и переданных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, требованиям, указанным в том числе в пункте 2.2 настоящего Порядка, место размещения НТО исключается в порядке, определенном разделом 3 настоящего Порядка (пункт 2.4 Порядка № 700).

В соответствии с подпунктами 1 и 6 пунктом 3.1 раздела 3 Порядка № 700-ПП инициаторами включения в Схему места размещения НТО, а также внесения изменений в Схему, в том числе исключения места размещения НТО из Схемы (далее – заинтересованные лица), могут быть: государственный орган города Севастополя – относительно мест размещения НТО на землях или земельных участках (частях земельных участков), в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, в том числе в пределах территорий, переданных подведомственным им государственным предприятиям, учреждениям города Севастополя; арендатор земельного участка (части земельного участка), находящегося в собственности города Севастополя, – относительно мест размещения НТО в границах территорий, переданных в пользование на правах аренды, в течение срока аренды земельного участка (части земельного участка), находящегося в собственности города Севастополя.

Для включения в Схему места размещения НТО, внесения изменения(й) в Схему либо исключения места размещения НТО из Схемы заинтересованное лицо подает в Уполномоченный орган предложение о включении в Схему места размещения НТО, внесении изменения(й) в Схему либо исключении места размещения НТО из Схемы (далее по разделу – предложение), которое оформляется по форме, утвержденной Уполномоченным органом (пункт 3.2 Порядка № 700).

При отсутствии оснований, предусмотренных в пунктах 3.7 и 3.8 настоящего Порядка, предложение и приложенные к нему документы направляются на рассмотрение созданной Правительством Севастополя Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее – Комиссия), о чем сообщается заинтересованному лицу (пункт 3.9 Порядка № 700).

В случае принятия Комиссией решения об одобрении (согласовании) проекта Схемы (изменений в Схему) Схема (изменения в Схему) утверждается правовым актом Правительства Севастополя, проект которого разрабатывается Уполномоченным органом в установленном порядке.

Утвержденные Схема и вносимые в нее изменения подлежат размещению на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3.10 Порядка № 700-ПП).

Распоряжением Правительства Севастополя от 30 апреля 2020 г. № 36-РП утверждено Положение о Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее – Положение).

Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения Комиссия по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным Правительством Севастополя в целях рассмотрения вопросов о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. Комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед Правительством Севастополя.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения задачами Комиссии являются: координация работы по определению мест размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя; принятие решений об одобрении (согласовании) проектов Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее – Схема) и проектов изменений в Схему.

Комиссия для выполнения возложенных на нее задач, в том числе: рассматривает предложения по формированию Схемы и изменению утвержденной Схемы; рассматривает проекты Схемы (изменений Схемы) и принимает решения об их одобрении (согласовании) либо необходимости их доработки (пункт 2.2 Положения).

Подпунктом 3 пункта 3.1 Положения предусмотрено право Комиссии рассматривать проект Схемы (изменений Схемы), вопросы о внесении изменений в утвержденную Схему и принимать решения об одобрении (согласовании) или о неодобрении (несогласовании) проекта Схемы (изменений Схемы) либо о необходимости доработки проекта Схемы (изменений Схемы).

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии (пункт 5.7 Положения).

В рассматриваемом случае, предложение (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) об исключении из Схемы мест размещения НТО, включенных с нарушением законодательства, направленное Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, который в соответствии пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 г. № 883-ПП, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, обосновано нарушением требований земельного законодательства и несоблюдением ООО «Эверест» условий договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выразившихся в использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и условиями данного договора.

Решением Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения предложения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) из Схемы размещения НТО исключены места, указанные в подпункте 1-17 Приложения № 1, а именно: места размещения НТО под номерами мест на карте 1441-1445, 1967-1977, 2054 в связи с нарушением норм земельного законодательства и условий договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т. 6 л.д. 69-77), что соответствует процедуре формирования Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесения в нее изменений, установленной разделом 3 Порядка № 700.

При проверке оснований исключения из Схемы мест размещения НТО под номерами мест на карте 1441-1445, 1967-1977, 2054 суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.6 Порядка № 700 торговая деятельность (оказание услуг населению) с использованием НТО осуществляется на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, переданных в пользование на правах аренды, постоянного (бессрочного) пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, – в соответствии со Схемой и договором аренды или иным гражданско-правовым договором, который заключается в порядке, определенном пользователем земельного участка (части земельного участка), с учетом требований, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Судом установлено, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Севастопольским городским Советом и ФИО12, и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между финансовым управляющим должника Бондаря В.М. – ФИО13 и ООО «Эверест», административному истцу в аренду передан земельный участок с кадастровым общей площадью 9400 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе пляжа «Парк Победы», целевое назначение земельного участка: «для строительства и обслуживания культурно-развлекательного центра» (т. 5 л.д. 5-18, 19-23).

В соответствии с выпиской из ЕГРН, вид разрешенного использования указанного земельного участка – «для строительства и обслуживания культурно-развлекательного центра», категория земель – «земли населенных пунктов» (т. 1 л.д. 14-17).

Согласно пункту 5.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан соблюдать режим использования, не ухудшать состояние переданного в аренду земельного участка.

В пункте 5.4 этого же договора указано, что арендованный земельный участок или его часть может по согласованию арендодателя передаваться арендатором в субаренду без изменения целевого назначения.

В соответствии с подпунктами «а» и «е» пункта 9.1.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель имеет право требовать от арендатора использования земельного участка по целевому назначению согласно настоящего договора, а также устранения допущенных нарушений условий настоящего договора.

Арендатор обязан использовать земельный участок строго по целевому назначению (подпункт «в» пункта 9.2.2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ).

В случае выявленного использования земельного участка не по целевому назначению арендатор обязан в месячный срок устранить указанные нарушения (пункт 13.6 указанного договора аренды).

Таким образом, условия приведенных выше договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ, а также вид разрешенного использования, внесенный в ЕГРН – «для строительства и обслуживания культурно-развлекательного центра», не предусматривают возможности размещения на указанном земельном участке нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что фактически земельный участок с кадастровым использовался ООО «Эверест» для организации торговли и услуг общественного питания на набережной пляжа «Парк Победы» в г. Севастополе.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) в порядке реализации конституционных предписаний закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечивать эффективное использование и одновременно охрану земли, включая земли населенных пунктов, каковым целям служат также положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, обязанность использования их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (Постановление от 30 июня 2011 г. № 13-П, определения от 24 декабря 2013 г. № 2153-0, от 24 марта 2015 г. № 671-О, от 23 июня 2015 г. № 1453-0, от 28 февраля 2017 г. № 443-О).

При этом, законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, будучи по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, обусловлены прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

В силу пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенными использованием способами.

В пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 установлено, что нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Таким образом, вопреки доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях представителя административного истца и заинтересованных лиц – субарендаторов мест, на которых размещены НТО, размещение на спорном участке нестационарных торговых объектов является нарушением земельного законодательства ввиду нецелевого использования земельного участка, при этом приведенные выше нормы гражданского и градостроительного законодательства указывают на невозможность произвольного изменения вида разрешенного использования земельного участка и его использования по собственному усмотрению арендатора.

Доводы ООО «Эверест» о законности использования НТО в виду наличия их в схеме размещения нестационарных торговых объектов Севастополя, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенные выше нормы права не распространяют свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых изначально было произведено с нарушениями требований действующего законодательства. Иное толкование данных положений не отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан и не позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства в пределах городского округа.

То есть, если включение в схему размещения спорных мест размещения НТО противоречило условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и положениям Земельного кодекса Российской Федерации, то включение в схему мест является ничтожным, поскольку их возникновение состоялось в результате нарушения действующего законодательства и условий договора аренды.

При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 2.2 Порядка № 700, согласно которому размещение НТО должно соответствовать, в том числе требованиям земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, суд приходит к выводу о законности названного основания для исключения спорных мест размещения НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя при издании административным ответчиком постановления Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП, а также о том, что принятие оспариваемого постановления не было произвольным, в его основу положено решение Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении включением в Схему спорных НТО требований земельного законодательства и условий договора аренды.

При этом доводы представителей административных истцов о том, что при исключении из Схемы мест размещения НТО были нарушены положения Порядка № 700 в части формы подачи предложения исполнительного органа государственной власти Севастополя, поскольку письмо Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) не соответствует форме предложения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной приказом Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 17 января 2020 г. № 2-П «Об утверждении форм предложений относительно схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», а само письмо направлено не в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, а в адрес заместителя Губернатора города Севастополя, которая в свою очередь поручила Департаменту сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя рассмотреть указанное предложение, подлежат отклонению как не являющиеся существенными нарушениями порядка внесения изменений в Схему, не влияющие на законность самой Схемы и, как следствие, оспариваемого постановления Правительства Севастополя.

Так, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», только существенное нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, например его принятие в отсутствие кворума, необнародование высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, неопубликование, отсутствие предусмотренного законодательством согласования с уполномоченным органом, может повлечь исключение такого акта из системы действующих правовых актов субъекта Российской Федерации.

Доводы представителей административного истца о том, что указанное письмо подлежало возврату, поскольку к нему не были приложены документы, предусмотренные пунктом 3.3 Порядка № 700, также подлежат отклонению, поскольку Уполномоченный орган – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя располагал всеми необходимыми документами, которые были представлены заинтересованным лицом при решении вопроса о включении указанных мест в Схему, в связи с чем оснований для не рассмотрения указанного предложения или его возврата не имелось.

При проверке доводов административного иска относительно нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с не проведением оценки регулирующего воздействия проекта постановления, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: 1) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее – обязательные требования); 2) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; 3) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 13 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится осуществляющими их подготовку государственными органами города Севастополя (должностными лицами), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом города Севастополя и законодательством города Севастополя право вносить в государственные органы города Севастополя проекты нормативных правовых актов, в целях, указанных в абзаце втором части 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и в порядке, определенном Правительством Севастополя.

Однако оспариваемое постановление каких-либо запретов и ограничений для ведения истцом предпринимательской деятельности не содержит, административный истец не лишен права осуществлять законную предпринимательскую деятельность в иных местах, предусмотренных Схемой, например, заключив договор на размещение нестационарных торговых объектов по результатам проводимых Департаментом сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя аукционов. Кроме того, оспариваемое постановление не устанавливает обязательных требований, обязанностей и запретов для иных субъектов предпринимательской деятельности, то есть выраженных правил поведения нормативных предписаний, а также каких-либо видов ответственности.

Кроме того, как следует из ответа Департамента экономического развития города Севастополя за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, проект оспариваемого постановления Правительства от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП не содержал в себе положений, указанных в статье 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, вводящих убыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, в связи с чем не подлежал оценке регулирующего воздействия (т. 9 л.д. 197-199).

При таких обстоятельствах, в данном случае непроведение оценки регулирующего воздействия само по себе не может быть расценено как нарушение, влекущее безусловное признание оспариваемого нормативного акта недействующим.

Доводы представителей административного истца о том, что оспариваемое постановление противоречит пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку принятием указанного постановления административный ответчик осуществил переоценку своего первичного решения о включении НТО в Схему, чем допустил произвольный пересмотр ранее принятого им решения и применил необоснованно широкие пределы усмотрения, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов определена в качестве одной из основных мер профилактики коррупции; проводится с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Пунктом 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определены коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в том числе широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).

Учитывая, что оспариваемое постановление не содержит устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, а принято в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденным постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 700-ПП, касается конкретных мест размещения НТО, право на использование которых имелось лишь у ООО «Эверест», проведение антикоррупционной экспертизы не требовалось.

Доводы административного иска о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 46 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также подлежат отклонению, поскольку указанный закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, тогда как Правительство Севастополя не является органом местного самоуправления, а принятые им нормативные правовые акты не относятся к муниципальным, в связи с чем оспариваемое постановление Правительства Севастополя не подлежит проверке на соответствие положениям указанного закона.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части, в которой он оспаривается административным истцом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения административного иска не усматривается.

В соответствии с частями 1 и 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле. В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Учитывая, что административный иск удовлетворению не подлежит, меры предварительной защиты, принятые по данному административному делу определением Арбитражного суда города Севастополя от 28 февраля 2023 г. подлежат отмене, вместе с тем принятые по данному делу меры предварительной защиты сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 89, статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Эверест» к Правительству Севастополя о признании недействующим в части нормативного правового акта – отказать.

Отменить меры предварительной защиты, принятые по данному административному делу определением Арбитражного суда города Севастополя от 28 февраля 2023 г. в виде приостановления действия постановления Правительства Севастополя от 9 февраля 2023 г. № 55-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя» в части, которой предусмотрено исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (текстовая часть) строк №№ 1441-1445, 1977, 2054.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб или представления через Севастопольский городской суд.

Судья –

Мотивированное решение составлено 31 января 2024 г.

Судья –