ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-400/2022 от 18.05.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело а-400/2022

УИД 36OS0-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дёминой О.В.,

при секретаре судебного заседания Стороженко Е.В.,

с участием представителя Московского межрегионального транспортного прокурора по доверенности Короткова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим пункта 1 Решения Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62 «О введении в действие земельного налога за земли, находящиеся в пределах границ Краснобратского сельского поселения на 2022 год»,

установил:

Советом народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области 23 ноября 2021 года принято решение № 62 «О введении в действие земельного налога за земли, находящиеся в пределах границ Краснобратского сельского поселения на 2022 год», пунктом 1 которого установлены ставки земельного налога на территории Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области в следующих размерах:

0,3 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования сельскохозяйственное использование;

0,3 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования жилая застройка;

1,5 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования общественное использование объектов капитального строительства;

1,5 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования предпринимательство,

1,5 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования производственная деятельность,

0,3 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования ведение огородничества,

0,3 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования ведение садоводства,

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решение Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62 (далее - Решение от 23 ноября 2021 года № 62) опубликовано 23 ноября 2021 года в «Вестнике муниципальных правовых актов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области», номер выпуска 25 (11).

Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим пункта 1 Решения от 23 ноября 2021 года № 62, просил признать недействующим со дня вступления в силу решения суда пункт 1 Решения в части установления ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в которой указанная норма распространяет действие установленной ставки налога на категорию земель, ограниченных в обороте и предоставленных для обороны, безопасности и таможенных нужд ввиду его несоответствия нормам, содержащимся в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

В обосновании заявленных требований заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора указывает, что решением Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62 «О введении в действие земельного налога за земли, находящиеся в пределах границ Краснобратского сельского поселения на 2022 год» на территории муниципального образования установлены налоговые ставки земельного налога от кадастровой стоимости земель Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области в зависимости от вида разрешенного использования. При этом в указанном решении не установлена ставка налога для земельных участков, оборот которых ограничен и которые представлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Полагает нормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствующим
пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговая ставка не может превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, которые учтены в решении среди «прочих земельных участков» со ставкой 1,5 процента.

В возражениях на административное исковое заявление с учетом дополнений представитель Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области просит отказать в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством и в пределах компетенции, не противоречит пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку на территории Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области отсутствуют земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговая ставка для них не определялась.

Определением Воронежского областного суда от 27 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Коротков Р.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, его явка не была признана судом обязательной, просил рассмотреть дело в его отсутствие,

Представитель заинтересованного лица администрации Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, его явка не была признана судом обязательной.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Короткова Р.А., исследовав материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Как установлено частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Как следует из материалов административного дела, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность определено обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах, для чего организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случае несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд (пункт 2.2 Приказа).

В соответствии с приказом Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 10 июля 2018 года № 78 «Об участии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и организации надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов» в целях организации эффективного участия Московской межрегиональной транспортной прокуратуры и транспортных прокуроров (на правах районных) в правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и организации надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов, прямо либо косвенно влияющих на деятельность предприятий железнодорожного, воздушного и водного транспорта и (или) касающихся таможенной сферы и реализации прокурорами предоставленных полномочий в указанной сфере приказано организовать своевременное поступление и изучение в установленные организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации сроки нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (их проектов), затрагивающих вопросы функционирования железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также таможенной сферы (пункт 2.2 Приказа).

Судом установлено, что Лискинской транспортной прокуратурой проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства Решения Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62, по тем основаниям, что ставка земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, данным решением не определена.

В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства 18 февраля 2022 года транспортной прокуратурой принесен протест главе Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области, который решением Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 24 февраля 2022 года отклонен.

Исходя из положений статей 208, 2013, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Таким образом, судом установлен факт соблюдения требований пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается поименованным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2).

В силу предписаний подпункта 2 статьи 9, статьи 27 Устава Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 30 марта 2015 года № 201, вопрос об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов поселения находится в исключительной компетенции Совета народных депутатов, который в соответствии со статьями 46, 47 Устава по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, принимает решения, подлежащие подписанию и опубликованию в официальном печатном издании органов местного самоуправления Краснобратского сельского поселения - «Вестнике муниципальных правовых актов Краснобратского сельского поселения».

Исходя из приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что Решение от 23 ноября 2021 года № 62 принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие.

Относительно соответствия Решения от 23 ноября 2021 года № 62 «О введении в действие земельного налога за земли, находящиеся в пределах границ Краснобратского сельского поселения на 2022 год» положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Федеральный законодатель, предоставив право определять налоговые ставки земельного налога представительным органам муниципальных образований, одновременно в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установил их предельные размеры:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В приведенных нормах фактически содержится запрет на определение налоговой ставки сверх указанного размера.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи, являются ограниченными в обороте.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение органа местного самоуправления о земельном налоге не содержит отдельного положения об установлении размера ставки налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в отношении данной категории земельных участков установлена ставка 1,5 процента как для прочих земельных участков, что противоречит положениям пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы административного ответчика об отсутствии в границах сельского поселения земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, суд считает несостоятельными, поскольку оспариваемое решение как нормативный акт длительного периода действия направлено на неопределенный круг лиц и должно учитывать возможность изменения регулируемых правоотношений.

Кроме того, в пункте 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей основные начала законодательства о налогах и соборах, указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

По смыслу приведенной нормы, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без определения которого налог не считается установленным (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), должна иметь экономическое обоснование.

Между тем, административный ответчик не представил доказательств экономической обоснованности установленного оспариваемым нормативным правовым актом земельного налога в размере предельно допустимой ставки, не привел конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что предельный размер ставки установлен не произвольно, а с учетом объективных критериев.

Как следует из представленного в материалы дела протокола № 15 от 23 ноября 2021 года заседания Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского района Воронежской области, на котором принималось решение об установлении налоговой ставки земельного налога, вопрос об экономическом обосновании ее размера не обсуждался (вопрос № 6) (л.д. 84-88).

Статья 57 Конституции Российской Федерации, возлагая на граждан и организации одну из важнейших конституционных обязанностей платить законно установленные налоги и сборы, вместе с тем гарантирует им защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными.

Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральными законами.

Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации). Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 данной статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 данной части (пункт 2 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку решение Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62 в оспариваемой части изменяет определенное Налоговым кодексом Российской Федерации содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и соборах, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - Налоговому кодексу Российской Федерации (пункт 1 статьи 394, пункт 3 статьи 3, статья 6), административные исковые требования Московского межрегионального транспортного прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что решение Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62 до принятия решения суда применялось и на основании него были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 Решения Совета народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области от 23 ноября 2021 года № 62 «О введении в действие земельного налога за земли, находящиеся в пределах границ Краснобратского сельского поселения на 2022 год» в части установления ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков в той мере, в которой указанная норма распространяет действие установленной ставки налога на категорию земель ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом народных депутатов Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Дёмина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 мая 2022 года.