дело №а-401/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 21 ноября 2017 года
Ардонский районный суд РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи – Туаева А.Т.,
при секретаре - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РСО-Алания к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-Алания о признании незаконным бездействия, обязании детского сада устранить нарушения закона и прав неопределенного круга лиц,
установил:
<адрес> обратился в суд с иском к административному ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А в сфере обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, обязать АМС Мичуринского сельского поселения <адрес> РСО-А устранить выявленные нарушения Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечить условиями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски путем установки пандуса у входа в здание администрации и в обоснование сослался на следующие обстоятельства:
Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
К объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения и т.д.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
Согласно п. 3.17 СНиП 35-01-2001 помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках следует, как правило, размешать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты и другие приспособления для перемещения инвалидов.
Согласно требованиям ст. 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вход в здание должен быть оборудован приспособлениями (пандусами, поручнями), способствующими свободному доступу в них инвалидов, использующих кресла коляски, и других маломобильных граждан.
В соответствии с положениями ст. 2 п. 3 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Однако в нарушение вышеуказанных требований закона вход в здание МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» по <адрес> не отвечает установленным требованиям по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о бездействии МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-Алания в сфере обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, что противоречит интересам Российской Федерации и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга инвалидов, предусмотренных ст.15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь.
Помощник прокурора <адрес>ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд признать незаконными бездействия МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А в сфере обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Обязать МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А устранить выявленные нарушения Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечить условиями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски путем установки пандуса у входа в здание администрации в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного ответчика МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А ФИО4, действующая на основании доверенности от 21.11.2017г., в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признала, при этом пояснив, что указанные нарушения не устраняются, в связи с отсутствием финансирования на указанные мероприятия.
Выслушав помощника прокурора, мнение представителя ответчика, исследовав материалы административного дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 7 Конституции России в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В соответствии с ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что помощником прокурора <адрес> совместно с заведующим МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А произведен осмотр здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, которым установлено, что вход в здание, в нарушение требований ст. 15 № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не оборудован приспособлениями (пандус, поручен), способствующие свободному доступу в здание детского сада инвалидов, использующих кресла коляски и других маломобильных граждан (л.д. 7).
Согласно объяснениям, данных заведующей МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А ФИО5 в ход в здание сада не оборудован пандусами и поручнями в виду отсутствия необходимых финансовых средств (л.д. 8).
К объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения и т.д.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1521 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (СНиП 35-01-2001), которая гласит, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках следует, как правило, размешать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты и другие приспособления для перемещения инвалидов.
Согласно требованиям ст. 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вход в здание должен быть оборудован приспособлениями (пандусами, поручнями), способствующими свободному доступу в них инвалидов, использующих кресла коляски, и других маломобильных граждан.
В соответствии с положениями ст. 2 п. 3 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о бездействии МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-А в сфере обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, что противоречит интересам Российской Федерации и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга инвалидов, предусмотренных Конституцией РФ, ст.15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь.
При таких обстоятельствах требования административного истца, является обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.7 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-Алания - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-Алания в сфере обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №<адрес>» <адрес> РСО-Алания устранить выявленные нарушения Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечить условиями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла – коляски путем установки пандуса у входа в здание школы, расположенного по адресу: <адрес>, Пл. Гайтова, 12 в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Ардонский районный суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Т. Туаев