ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4032/2023 от 25.10.2023 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело а-4032/2023

УИД 25RS0-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при помощнике ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах сайтов:

-

на страницах которых размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц, о возможности приобретения санкционных продуктов, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что Приморской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, в ходе которого при использовании рабочего компьютера с доступом к сети «Интернет», расположенного по адресу <адрес>, установлен беспрепятственный доступ к интернет – ресурсам:

-

на страницах которых размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц, о возможности приобретения санкционных продуктов. В разделах указанных сайтов представлен список санкционных товаров с их описанием, также указан номер телефона, по которому возможно получить информацию о ценах и условиях доставки. Покупателям интернет-магазина предлагаются товары, в отношении которых действуют запреты и ограничения. Так, на страницах вышеуказанных интернет - ресурсов реализуется сыр, являющийся молочной продукцией. Страна производства данного товара, самостоятельно указанная продавцом на страницах сайтов в сети «Интернет» - Испания, являющаяся членом Европейского Союза (далее – ЕС). Наличие указанной информации в сети «Интернет» противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от дата«О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Начиная с 2014 года по настоящее время странами ЕС вводятся запреты и ограничения, связанные с внешней торговлей с Российской ФИО1. Например, дата ЕС одобрил 11-ый пакет санкций против Российской Федерации. ФИО1 в условиях введенных санкций, в свою очередь, также принимает ответные меры, связанные с внешнеэкономической деятельностью стран ЕС. В целях защиты интересов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от дата «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в соответствии с Федеральными законами «О специальных экономических мерах» и «О безопасности» ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении ФИО1 юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от дата, от дата, от дата, от дата, от дата, от дата, от дата и от дата» определен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес>, Княжество Лихтенштейн и Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, запрещенной к ввозу в ФИО1. В данный перечень, в том числе входят молоко и молочная продукция. Таким образом, товар, предлагаемый к приобретению на указанных страницах в сети «Интернет», является санкционным. Исходя из преамбулы Указа Президента Российской Федерации от дата «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ) целью издания настоящего указа является защита национальных интересов Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан. Согласно пояснительной записке к проекту Указа (далее – проект Указа) проект разработан во исполнение пункта 1 Межведомственного плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений законодательства органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), утвержденного решением Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от дата. Пунктом 1 е) Пр-2005 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения положений законодательства и решений Президента, направленных на создание национальной системы управления качеством пищевой продукции на основе внедрения комплексного механизма ее прослеживаемости, Правительству Российской Федерации поручено провести проверку соблюдения организациями требований законодательства в области обеспечения качества и безопасности продуктов. Таким образом, ограничения на ввоз в ФИО1 санкционных товаров призваны снизить влияние импорта на внутренний рынок, вызваны необходимостью поддержки отечественного производителя продукции сельскохозяйственного назначения. Распространение вышеуказанной информации в сети «Интернет» противоречит экономическим интересам Российской Федерации, поскольку может привести к недобросовестной конкуренции с лицами, осуществляющими реализацию аналогичной продукции отечественного производства на правомерной основе, а также не соответствует поручениям главы государства. Согласно информации Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте установить администратора, обозначенных выше сайтов, не представилось возможным.

В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие уполномоченного представителя.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ).

Статьей 9 вышеуказанного Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено в судебном заседании, Приморской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, в ходе которого при использовании рабочего компьютера с доступом к сети «Интернет», расположенного по адресу <адрес>, установлен беспрепятственный доступ к интернет – ресурсам:

-

, на страницах которых размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц, о возможности приобретения санкционных продуктов.

В разделах указанных сайтов представлен список санкционных товаров с их описанием, также указан номер телефона, по которому возможно получить информацию о ценах и условиях доставки.

Покупателям интернет-магазина предлагаются товары, в отношении которых действуют запреты и ограничения. Так, на страницах вышеуказанных интернет - ресурсов реализуется сыр, являющийся молочной продукцией.

Страна производства данного товара, самостоятельно указанная продавцом на страницах сайтов в сети «Интернет» - Испания, являющаяся членом Европейского Союза (далее – ЕС).

Наличие указанной информации в сети «Интернет» противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от дата«О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Начиная с 2014 года по настоящее время, странами ЕС вводятся запреты и ограничения, связанные с внешней торговлей с Российской ФИО1.

Например, дата ЕС одобрил 11-ый пакет санкций против Российской Федерации. ФИО1 в условиях введенных санкций, в свою очередь, также принимает ответные меры, связанные с внешнеэкономической деятельностью стран ЕС.

В целях защиты интересов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от дата «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в соответствии с Федеральными законами «О специальных экономических мерах» и «О безопасности» ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении ФИО1 юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от дата, от дата, от дата, от дата, от дата, от дата, от дата и от дата» определен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес>, Княжество Лихтенштейн и Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, запрещенной к ввозу в ФИО1. В данный перечень, в том числе входят молоко и молочная продукция.

Таким образом, товар, предлагаемый к приобретению на указанных страницах в сети «Интернет», является санкционным.

Исходя из преамбулы Указа Президента Российской Федерации от дата «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ) целью издания настоящего указа является защита национальных интересов Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.

Согласно пояснительной записке к проекту Указа (далее – проект Указа) проект разработан во исполнение пункта 1 Межведомственного плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений законодательства органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), утвержденного решением Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от дата.

Пунктом 1 е) Пр-2005 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения положений законодательства и решений Президента, направленных на создание национальной системы управления качеством пищевой продукции на основе внедрения комплексного механизма ее прослеживаемости, Правительству Российской Федерации поручено провести проверку соблюдения организациями требований законодательства в области обеспечения качества и безопасности продуктов.

Таким образом, ограничения на ввоз в ФИО1 санкционных товаров призваны снизить влияние импорта на внутренний рынок, вызваны необходимостью поддержки отечественного производителя продукции сельскохозяйственного назначения.

Распространение вышеуказанной информации в сети «Интернет» противоречит экономическим интересам Российской Федерации, поскольку может привести к недобросовестной конкуренции с лицами, осуществляющими реализацию аналогичной продукции отечественного производства на правомерной основе, а также не соответствует поручениям главы государства.

Согласно информации Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте установить администратора, обозначенных выше сайтов, не представилось возможным.

В силу положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом , для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ.

Информация, размещенная на страницах вышеуказанных интернет – ресурсов, является актуальной, что подтверждается актом осмотра страниц в сети интернет от дата, из которого также следует, что посредствам указанных сайтов осуществляется дистанционная торговля санкционным товаром – испанским сыром, в том числе на территории <адрес> края.

На момент рассмотрения дела сведения о включении информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной страницах сайтов:

-

в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в материалах дела отсутствуют.

Поскольку распространение указанной информации противоречит действующему законодательству, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС ПФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Приморского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную страницах сайтов:

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.

Судья Т.А.Михайлова