ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-404/2016 от 04.08.2016 Болотнинского районного суда (Новосибирская область)

Дело а-404/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2016 г. <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колесникова А.В.,

при секретаре судебного заседания Титовой Ю.С.,

с участием административного истца гособвинителя: Симухиной Н.А.

административного ответчика представителя администрации <адрес>: Щегловского М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия администрации <адрес> и понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском к администрации <адрес> с вышеназванным иском.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что объект жизнеобеспечения – система центрального водоснабжения жилых домов, находящихся на <адрес> НСО, в том числе водоразборные колонки, находящиеся у домов , указанной улицы на балансе муниципального образования не состоят, являются бесхозными, техническая документация на них отсутствует, работы по предотвращению аварий не осуществляются, регулярные обследования не проводятся, контроль за техническим состоянием его сохранности не обеспечивается, водопровод не защищен от террористических посягательств, может быть опасен для использования гражданами.

Система центрального водоснабжения по указанному выше адресу, без оформления соответствующих документов, обслуживается ОАО «Горводоканал».

Проверкой также было установлено, что в нарушение п.11.19 «СП 31.13330.2012. Свод правил, Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84» утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ ближайшая к домам №,5,13 действующая водозаборная колонка, расположенная у <адрес>, находится на расстоянии более 100 м. от жилых домов, не имеет отмостки шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки.

В сложившейся ситуации водоснабжение жителей <адрес> НСО является ненадлежащим, не соответствует установленным законом требованиям.

Невыполнение администрацией <адрес> НСО мер к постановке на учет выявленного бесхозяйного объекта коммунального водоснабжения, отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению ремонтных работ, устранению возникших аварий в процессе их эксплуатации, что не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права неопределенного круга лиц пользоваться коммунальными услугами по холодному водоснабжению, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Прокурор просит признать незаконным бездействия и обязать администрацию <адрес> организовать бесперебойное и круглосуточное водоснабжение на <адрес> НСО в соответствии с требованием закона, обеспечивающее поступление воды, отвечающей санитарным требованиям о безопасности и достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых нужд граждан. Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> в качестве бесхозяйного имущества – водопровода, в том числе двух водоразборных колонок, находящегося на <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. Возложить на администрацию <адрес> обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества и передать водоснабжающей организации по передаточному акту, для эксплуатации и обслуживания бесхозяйного имущества – водопровод, в том числе две водонапорные колонки, находящийся на <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Симухина Н.А. поддержала требования иска, пояснив, что прокуратурой района была проведена проверка организации водоснабжения жителей <адрес> НСО. В ходе проверки установлено, что вода при проверке отсутствовала в водоколонках. В результате бездействия должностных лиц администрации жители лишены возможности пользоваться водой. Объекты водоснабжения не содержаться в установленном порядке, не берутся пробы воды.

Представитель администрации <адрес> Щегловский М.С. исковые требования истца не признал, пояснив, что водопровод обслуживается ОАО «Горводоканал», который ведет мониторинг качества воды. Техническая документация на данный водопровод отсутствует. В реестре собственности муниципального образования <адрес> водопровод и водоразборные колонки не значатся.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение участников процесса, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения в том числе относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения на соответствующих территориях, в том числе относится утверждение схем водоснабжения поселений. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Частью 1, 3 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п.2ч.1ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке предусмотренном ч.4 ст.15 указанного Федерального закона.

Согласно ч.5 ст.8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч.1ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен ч.3ст.225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из анализа приведенных норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества, как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.

Как следует из раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2019г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п.7). Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а так же мест массового пребывания людей (пп. «д» п.11). Противодействие терроризму в РФ осуществляется, в том числе и в виде его предупреждения (профилактики) (пп. «а»п.12). Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма (пп. «б», п.13)

В ходе проведения проверки установлено, что объект жизнеобеспечения – система центрального водоснабжения жилых домов, находящихся на <адрес>, в том числе водоразборные колонки, находящиеся у домов , указанной улицы, на балансе муниципального образования не состоят, что подтверждается справкой администрации <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ., техническая документация отсутствует, работы по предотвращению аварий не осуществляется, регулярные обследования не производятся, контроль за техническим состоянием его сохранности не обеспечивается, водопровод не защищен от террористических посягательств, может быть опасен для использования гражданами.

Система центрального водоснабжения по указанному адресу, без оформления документов обслуживается ОАО «Горводоканал». Администрация <адрес> не поставила указанный объект водоснабжения по <адрес> на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, как бесхозяйное имущество, соответственно и не может его передать гарантирующей организации, которой является ОАО «Горводоканал». В связи с чем указанный объект не имеет статуса бесхозяйного имущества.

Факт бездействия должностных лиц администрации <адрес> подтверждается заявлением жителей <адрес> НСО на имя прокурора <адрес>, их объяснениями, а также актом выездной совместной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> Симухиной Н.А., совместно с представителем ОАО «Горводоканал», фотографиями, имеющимися в материалах дела, пояснениями директора ОАО «Горводоканал» <адрес>, что объект водоснабжения на <адрес> в ОАО «Горводоканал» для обслуживания администрацией г. болотное не передавался.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> о признании бездействия должностных лиц администрации <адрес> следует признать незаконными, исковые требования о понуждении являются законными и обоснованными, иск подлежащим удовлетворению.

Доводы административного ответчика о непризнании административного иска, не основан на норме закона, опровергается приведенными доказательствами.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 227, 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения, отвечающего требованиям законодательства РФ на <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> организовать бесперебойное и круглосуточное водоснабжение на <адрес> НСО в соответствии с требованием закона, обеспечивающее поступление воды, отвечающей санитарным требованиям о безопасности и достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых нужд граждан, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> в качестве бесхозяйного имущества – водопровода, в том числе двух водоразборных колонок, находящегося на <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества и передать водоснабжающей организации по передаточному акту, для эксплуатации и обслуживания бесхозяйного имущества – водопровод, в том числе две водонапорные колонки, находящийся на <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня постановления настоящего решения.

Судья А.В. Колесников