Дело №а-4073/20 08 декабря 2020 года
47RS0№-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района ЛО о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованиями к администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района ЛО о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В обоснование требований указал, что оспариваемым постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги местного значения были изъяты, принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:000000090816, 47:07:0000000:89906, 47:07:1039001:3702. Истец полагает, что указанное постановление вынесено с нарушениями Градостроительного законодательства, а именно: отсутствует технико-экономическое обоснование и государственная экспертиза. В программе развития автомобильных дорог, отсутствует финансирование строительства дорог, отсутствует статья расходов на выкуп земельных участков. Административный ответчик не обосновал необходимость прохождения дороги по принадлежащим истцу земельным участкам, таким образом, нарушаются права административного истца, в связи с чем он вынужден обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, также указал, что решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинградского областного суда, аналогичные требования ФИО4 были удовлетворены.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать, по основаниям изложенным в письменных отзывах на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО Всеволожский муниципальный район в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что решение суда по иску ФИО4, не имеют для настоящего дела преюдициального значения, на том основании, что земельные участки ФИО4 расположены в иной зоне территориального планирования и имеют иное разрешенное использование.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» земельных участков в целях строительства автомобильной дороги местного значения. Согласно данному постановлению изъятия подлежат земельные участки, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автостоянки/гаражи для постоянного хранения индивидуального транспорта с кадастровым номером 47:07:0000000:90816, площадью 2389 кв.м., кадастровым номером 47:07:000000089966, площадью 749 кв.м., площадью земельный участок 7297 кв.м. подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 47:07:1039001:3702, площадью 10 500 кв.м., расположенные по адресу: ЛО, <адрес>, принадлежащие на праве собственности ФИО1
Решение вопроса об изъятии земель для муниципальных нужд, является вопросом местного значения и отнесено к полномочиям городского поселения согласно п. 19 ч. 1 ст. 3 устава МО «Заневское городское поселение» (в редакции решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в устав МО «Заневское городское поселение»).
Полномочия по изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд отнесены к полномочиям администрации согласно п. 23 ч. 1 ст. 30 устава МО «Заневское городское поселение» (в редакции решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в устав МО «Заневское городское поселение»).
Таким образом, деятельность по проектированию, строительству автомобильных дорог местного значения внутри населенного пункта поселения, изъятию земельных участков для муниципальных нужд в границах поселения относится к полномочиям администрации МО «Заневское городское поселение».
Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Поскольку изъятия земельного участка для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги местного значения внутри населенного пункта поселения г.<адрес> – 1 отнесено к вопросам местного значения городского поселения, главой администрации принято решения об изъятии земельного участка в виде постановления администрации.
Требования по форме и содержанию обжалуемого постановления соответствуют ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
- постановление принято в рамках полномочий администрации;
- в преамбуле указаны ссылки на Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, генеральный план, проект планировки территории, устав МО «Заневское городское поселение»;
- по тексту постановления изложена суть решения об изъятии: земельный участок с кадастровым номером, площадь, категория земель, разрешенное использование, местоположение (адрес) участков, действия администрации после подписания данного постановления;
- утверждена схема расположения земельного участка подлежащего образованию из большего земельного участка согласно ч. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ.
Постановление об изъятии является муниципальным правовым актом не нормативного характера. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Следовательно, постановление об изъятии является муниципальным правовым актом не нормативного характера, так как не устанавливает обязательные для исполнения на территории муниципального образования обязательные правила и имеет индивидуальный характер.
В соответствии со ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение указанного вопроса местного значения отнесено к полномочиям городского поселения согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 устава МО «Заневское городское поселение».
Полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктах поселения отнесены к полномочиям администрации согласно п. 6 ч. 1 ст. 30 устава МО «Заневское городское поселение».
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу п. 20 ст. 1 названного закона объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Таким образом, для МО «Заневское городское поселение» документом территориального планирования является генеральный план МО «Заневское городское поселение».
Решением совета депутатов МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден генеральный план муниципального образования «Заневское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Генеральным планом предусмотрено в плане территории д. Янино – 1 расположение автомобильной дороги местного значения, в том числе с расположением автомобильной дороги на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:0000000:90816, 47:07:0000000:89906, 47:07:0000000:3702 что показано выкопировкой из генерального плана.
Согласно ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена документация по планировки части территории, расположенной в <адрес> – 1 Всеволожского муниципального района <адрес>, в которой предусмотрено следующее:
чертеж планировки автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 47:07:10-39:001:0107 в красных линиях (приложение № к постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№);
чертеж планировки автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 47:07:10-39:001:0107 в красных линиях с линиями связи, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры (приложение № к постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№);
чертеж планировки автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 47:07:10-39:001:0107 в красных линиях с улицами, проездами, границами зон планируемого размещения социально – культурного и коммунально бытового назначения (приложение № к постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№);
чертеж планировки автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 47:07:10-39:001:0107 с границами сформированных земельных участков (приложение № к постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№).
В документации по планировке части территории д. Янино – 1, утвержденной постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№, планируемая к строительству автомобильная дорога показана (обозначена) в красных линиях.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» земельных участков в целях строительства автомобильной дороги местного значения» принято решение об изъятии следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:90816, площадью 2 389 кв.м.;
- земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:89906, площадью 749 кв.м.;
- земельный участок площадью 7 297 кв.м., подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 47:07:1039001:3702 площадью 10 500 кв.м.
Для строительства улиц и дорог, в том числе местного значения используются расчетные параметры, определенные СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, утвержденные Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 11.4 СП 42.13330.2011: улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать согласно соответствующей классификацией.
Пунктом 11.5 СП 42.13330.2011 указаны расчетные параметры улиц и дорог городов.
Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны.
в документации по проекту планировки территории утвержденной постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ определена ширина автомобильной дороги к границах красных линий 20 м.
Согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, являющейся приложением к постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» земельного участка в целях строительства автомобильной дороги местного значения», площадь изымаемого земельного участка составляет 3689 кв.м.
Ширина изымаемого земельного участка составляет 20 метров, и соответствуют нормам, установленным СП 42.13330.2011.
На основании подготовленной и утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ документации по планировки территории, администрацией принято решение об изъятии смежного земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:89886 на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Границы указанного изымаемого земельного участочка также определены красными линиями документацией по планировки территории, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Для расчета площади изымаемого земельного участка использовалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№. В материалы дела представлена соответствующая схема. Согласно расчету площади земельного участка и характеристик поворотных точек общая площадь изымаемого земельного участка равна 7297 кв.м.
Согласно ч. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Согласно Генеральному плану территории МО «Заневское сельское поселение» изымаемые земельные участки, относятся в функциональной зоне Ж4 «Зона планируемой застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами».
Пунктом 5 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В функциональной зоне Ж4 предусматривается размещение улиц и проездов. Размещение улиц и проездов в данной зоне предусматривается федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами, а именно СП 42.13330.2016 и Правилами землепользования и застройки, утверждёнными решением совета депутатов МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№: СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*", который определяет функциональное назначение жилой зоны, к которой относится функциональная зона Ж4 «Зона планируемой застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами», определенная генеральным планом поселения, в которой находится земельный участок истца.
В соответствие с положениями п.5.1 СП 42.13330.2016, жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящего свода правил, не допускается размещать в жилых зонах.
В примечании к данному пункту указано: развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.
Пунктом 5.2 СП 42.13330.2016 предусмотрено, что планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, УДС (улично – дорожной сети), озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для МГН.
В пункте 5.4 СП 42.13330.2016 определено, что территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований:
- квартал и микрорайон - основные элементы планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размеры территорий которых составляют до 5 га и до 60 га соответственно. В микрорайоне, квартале выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
В примечании к указанному ранее пункту указано, что:
1. Район, микрорайон или квартал являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории.
2. При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала или микрорайона в целом.
Застройка объектов осуществляется в красных линиях, предусмотренных проектами планировки территории.
В материалы дела представлена выкопировка из Правил землепользования и застройки, определяющей границы территориальной зоны, согласно которой земельные участки истца, относятся к зоне Ж-4.3 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами». Земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:90816 относится к зоне Р-2 «Зона размещения объектов физической культуры и спорта». В текстовой части ПЗЗ в отношении зоны Ж-4.3 определены правовые условия строительства объектов капитального строительства и устанавливаются следующие требования:
- в пункте 2 указано: расстояние от красной линии улиц до блокированной жилого дома – 5 метров, от красной линии проездов – 3 метра. В существующей застройке отступ может быть сокращен с учетом линии застройки;
- в пункте 3 указано: расстояние от красной линии улиц до индивидуального жилого дома - 5 метров, от красной линии проездов – 3 метра. Расстояние от хозяйственных построек о красных линий улиц и проездов – 5 метров. В существующей застройке отступ может быть сокращен с учетом линии застройки.
Генеральный план поселения является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселения содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения; 4) карту функциональных зон поселения.
Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
В материалах дела представлено решение представительного органа муниципального образования, которым утвержден генеральный план муниципального образования. Генеральный план включает в себя «Схему планируемых функциональных зон. Схему границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке».
Согласно постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Заневское городское поселение» утверждена схема изымаемого земельного участка, который находится в функциональной зоне Ж-4 «Зона планируемой застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами», согласно генерального плана поселения и ПЗЗ, а также в зоне красных линий улицы (улично – дорожной сети), согласно представленному проекту планировки территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с частью 5 указанной статьи органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), правил землепользования и застройки.
Разработка документации по планировке территории произведена в соответствии с Генеральным планом поселения, данная территория земельного участка административного истца в соответствии с проектом планировки территории предусмотрена как автомобильная дорога местного значения. Утвержденными красными линиями ограничены в зоне Ж-4 – «Зона планируемой застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами» территории общего пользования, предусмотренные Генеральным планом: улицы и проезды. Красные линии, утвержденные в составе документации по планировке территории, выполнены в соответствии с ранее принятым градостроительным решением и соответствуют документу территориального планирования (генеральному плану поселения).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
Решение указанного вопроса местного значения отнесено к полномочиям городского поселения согласно п. 19 ч. 1 ст. 3 устава МО «Заневское городское поселение». Полномочия по изъятию земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд отнесены к полномочиям администрации согласно п. 23 ч. 1 ст. 30 Устава МО «Заневское городское поселение».
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса).
С учетом изложенных норм Градостроительного кодекса отнесение части земельного участка истца к планируемым границам функциональной зоны Ж4, в которой планируются к размещению следующие объекты местного значения: жилые дома, общественные здания и сооружения, УДС (улично – дорожная сеть), озелененные территории общего пользования, а также другие объекты, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для МГН, свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка.
Отраженная в генеральном плане зона Ж4 предусматривает нахождение в ее параметрах (границах) следующих объектов: размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично - дорожной сети (улиц и проездов), озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для маломобильных групп населения.
В генеральном плане должна быть определена зона с размещением определенных объектов местного значения, в том числе улично – дорожной сети, и не требуется конкретное нанесение расположения улиц и проездов (чертеж) подтверждается судебной практикой, а именно апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-АПА19-39.
Отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КА19-76).
В Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КА19-76 указывается: такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 242-О.
Как следует из Свода ранее указанных правил СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89" предусматривается: планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, УДС (улично – дорожной сети), озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для МГН.
Согласно п. 3.37 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89": улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Таким образом, согласно действующему федеральному законодательству улично-дорожная сеть это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий.
Далее, в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ указаны:
- изымаемые земельные участки, в том числе земельный участок, подлежащий образованию;
- цель изъятия земельных участков: для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги местного значения;
- реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие: генеральный план муниципального образования, утвержденный решением совета депутатов МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№, проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№;
- расположенные на изымаемых земельных участках объекты недвижимости отсутствуют.
Также в соответствии с ч. 5 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№,утверждена схема расположения земельного участка площадью 7 297 кв.м., подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 47:07:1039001:3702 площадью 10 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автостоянки/гаражи для постоянного хранения индивидуального транспорта (надземные и подземные), адрес: <адрес>, Всеволожский муниципальный район.
Решение об изъятии опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом размещения на официальном сайте муниципального образования постановлений администрации №, №.
В газете «Заневский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ№ (454) опубликованы постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ№. 699.
Копия решения об изъятии направлено ДД.ММ.ГГГГ правообладателю изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам. Копия решения об изъятии направлена в орган регистрации прав ДД.ММ.ГГГГ. Управление Росреестра по <адрес> уведомлением о внесении изменений в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, 47/112/201/2020-968, 47/112/201/2020-969 уведомило администрацию и административного истца о внесении изменений в ЕГРН «учет решения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд».
Следовательно, исполнены требования предусмотренные положениями ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ
Кроме прочего, суд полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
На момент принятия документации по планировке части территории д. Янино – 1, утвержденной постановлением администрации МО «Заневское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок в границах красных линий, относился к землям общего пользования, однако, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:89886 не был образован и, соответственно, право собственности административного истца не было зарегистрировано.
Из представленных в материалы дела свидетельства государственной регистрации права и выписок ЕГРН следует, что дата образования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:90816 - ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права собственности на него административным истцом ДД.ММ.ГГГГ; дата образования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:89906 - ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права собственности на него административным истцом ДД.ММ.ГГГГ; дата образования земельного участка с кадастровым номером 47:07:1039001:3702 - ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права собственности на него административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта местного значения – автомобильной дороги местного значения, утверждена в 2013 году. Генеральный план, проект планировки территории проходили публичные слушания.
Согласно обязательной процедуре, после утверждения генерального плана, указанные документы были опубликованы, и находились в открытом доступе в сети «Интернет» на официальном сайте МО «Заневское городское поселение».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административному истцу было известно о том, что по проекту планировки территории на земельном участке, приобретаемом административным истцом, планируется размещение автомобильной дороги местного значения.
Рассматривая вопрос о расположении местной дороги, суд усматривает следующее.
Согласно представленной выкопировки из плана земель (ситуационного плана местности), подъезда, прохода к объекту социального назначения: детский сад по адресу: <адрес>, гп. Янино – 1, <адрес> через земли общего пользования не имеется. Проход, подъезд к детскому саду возможен только через земельные участки ФИО4 и ФИО1
В настоящее время, как следует из объяснений представителя административного ответчика, подъезд к детскому саду осуществляется по внутриквартальным проездам многоквартирных жилых домов. Ширина внутриквартального проезда МКД составляет 5 метров и осуществляется в одну полосу движения транспорта, тем самым создает опасную дорожную ситуацию. Следовательно, отсутствует безопасное функционирование подъезда к детскому дошкольному учреждению и многоквартирным жилым домам.
<адрес> не соответствует требованиям для дороги местного значения и не обеспечит постройку автомобильной дороги в соответствии с действующим законодательством.
К социально значимому объекту необходима дорога, шириной не менее 20 м., в соответствие с требованиями СНиП.
При этом суд полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства. Планируемая к размещению генеральным планом и проектом планировки территории, а также как следует из схемы улично-дорожной сети, автомобильная дорога не является исключительным подъездом к дошкольному образовательному учреждению и многоквартирным жилым домам, с учетом развития гп. Янино – 1, постройка дороги местного значения является вынужденной мерой.
Автомобильная дорога местного значения, должна проходить вдоль дошкольного образовательного учреждения с непосредственным доступом к многоквартирным жилым домам расположенных на смежных земельных участках.
Испрашиваемые земельные участки расположены в границах красных линий, отображаемых в Проекте планировки территории, утвержденном постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
При этом положениями части 3 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что проект планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пп. 1 п. 3 ст. 42 ГК РФ).
На чертеже красных линий Проекта планировки территории отображается в красных линиях планируемая к размещению улично-дорожная сеть.
На чертеже красных линий и линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры Проекта планировки территории отображается в красных линиях планируемая к размещению улично-дорожная сеть: серым цветом выделена дороги, улицы, проезды, белым цветом- пешеходная улица.
На схеме использования территории в период подготовки Проекта планировки территории отображается в красных линиях планируемая к размещению улично-дорожная сеть.
На схеме улично-дорожной сети, размещения парковок и движения транспорта Проекта планировки территории, являющейся материалом по обоснованию к Проекту планировки территории, отображается в красных линиях планируемая к размещению улично-дорожная сеть: испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях планируемой к размещению улично-дорожной сети с условными обозначениями: проезжая часть выделено серым цветом с направлением движения, щебеночно-набивное покрытие (желтый цвет)и тротуар ( коричневый цвет) с основными путями пешеходного движения.
В связи с чем, на чертеже красных линий и линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры Проекта планировки территории отображается в красных линиях планируемая к размещению улично-дорожная сеть: серым цветом выделена дороги, улицы, проезды, белым цветом- пешеходная улица.
Правовое значение для планируемого размещения улично-дорожной сети на испрашиваемом земельном участке имеет не только чертеж красных линий и линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры Проекта планировки территории, но и иные материалы по красным линиям.
Таким образом, на чертежах и схемах Проекта планировки территории выделены дороги и улица в соответствии с их категорией, установленным СП 42.13330.2016: улица и дороги местного значения как транспортная и пешеходная улица и пешеходная улица, предназначенная для движения пешеходов, на которой обеспечивается возможность проезда специального транспорта.
Кроме того, согласно «СП 252.1325800.2016 Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» на участке вновь строящегося отдельно стоящего здания детского образовательного учреждения следует предусматривать не менее двух въездов, один из которых обеспечивает связь с хозяйственной площадкой и загрузочной пищеблока и кольцевым объездом здания.
Проект планировки территории разработан с учетом данных норм, данные требования законодательства к детскому учреждению возможно обеспечить только с учетом изъятия земельных участков административного истца. В настоящее время детское учреждение обеспечено только один въездом со стороны жилой застройки, кольцевого объезда здания не имеется.
Далее, рассматривая доводы административного истца о технико–экономическом обосновании проекта строительства, суд усматривает следующее.
Согласно п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ: проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из смысла указанной нормы следует, что бы подготовить проект строительства необходимо выйти на объект для составления графический схемы и определения архитектурного, функционально-технологического, конструктивного и инженерно-технического решения для обеспечения строительства объекта. Необходимо выполнить инженерно - геологические изыскания земельного участка, на котором проектируется строительство объекта.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0000000:90816, 47:07:0000000:89906, 47:07:0000000:3702, находятся в частной собственности административного истца, доступ к ним ограничен. Соответственно, суд приходит к выводу, что администрация не имеет возможности использовать земельные участки для подготовки проекта строительства и выполнения инженерно–геологических изысканий земельного участка.
Также ФИО1 указывает, что экономическое обоснование подлежит государственной экспертизе. Однако, в силу п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не экономическое обоснование полежит государственной экспертизе, государственной экспертизе подлежит проектно - сметная документация и инженерно – геологические изыскания.
Таким образом, отвергает доводы административного истца, как несостоятельные.
Оценивая доводы административного истца в части отсутствия в бюджете денежных средств на финансирование стролительства автодорог, суд приходит к следующему.
Для того, что бы предусмотреть средства в бюджете на строительство автомобильной дороги, необходимы следующие условия:
земельный участок, на котором будет осуществляться строительство автомобильной дороги, должен находиться в муниципальной собственности;
необходимо наличие проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу.
После соблюдения указанных условий, вопрос о внесении изменений в бюджет МО «Заневское городское поселение» и выделении средств из бюджета на строительство автомобильной дороги выносится на очередное заседание совета депутатов МО «Заневское городское поселение».
После подписания соглашения об изъятии земельного участка в муниципальную собственность или изъятия земельного участка в судебном порядке у администрации появятся правовые основания для вынесения вопроса о подготовки проектно – сметной документации на строительство автомобильной дороги и, соответственно, решения вопроса о выделении денежных средств на строительство автомобильной дороги в бюджете МО «Заневское городское поселение».
Таким образом, оценив представленные доказательства, правовые позиции сторон, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика не противоречат Генеральному плану развития территории и соответствует содержанию документации по планировке территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти, с учетом утвержденных планов красных линий и положений Правил землепользования и застройки муниципального образования «Заневское городское послание», содержание постановления № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, суд не находит оснований к удовлетворению требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации МО «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района ЛО о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2021