ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-40/17 от 21.09.2017 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Дело а-40/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 21 сентября 2017 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хаировой Д.Р.

при секретаре Мязиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-40/2017 по административному исковому заявлению первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора к службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о признании недействующими отдельных положений лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового, Правобережного лесничеств, утвержденных постановлением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 1 апреля 2014 года № 9-п,

УСТАНОВИЛ:

постановлением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 1 апреля 2014 года, опубликованным в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 10 апреля 2014 года № 16, утверждены лесохозяйственные регламенты Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового, Правобережного лесничеств.

В абзацах 18, 19 пункта 2.5 лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств, абзацах 18, 19 пункта 2.5.1 лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества установлен перечень объектов охотничьей инфраструктуры.

Абзац 5 пункта 2.5 регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств, абзац 5 пункта 2.5.1 лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества содержат порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Первый заместитель Волжского межрегионального прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев 5, 18, 19 пункта 2.5 лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств, абзацев 5, 18, 19 пункта 2.5.1 лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества, указав в обоснование требований, что приведенные правовые нормы противоречат статьям 25, 53 Федерального закона от 24 июля 2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие иной перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, а также иной порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В судебном заседании старший помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Шамшутдинов З.З. административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Щекин А.А. против удовлетворения административного иска не возражал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).

Специальным федеральным законом, регулирующим лесные отношения, является Лесной кодекс Российской Федерации.

Часть 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (часть 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1.1 Положения о службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 13 июня 2006 № 190-П, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим контроль и надзор в области природопользования и охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к полномочиям службы, на территории Астраханской области.

Согласно пункту 2.11 указанного Положения служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в области лесных отношений осуществляет полномочия по разработке лесохозяйственных регламентов.

Постановлением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 1 апреля 2014 года утверждены лесохозяйственные регламенты Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового, Правобережного лесничеств, установлен срок действия лесохозяйственных регламентов до 31 декабря 2018 года.

Постановление опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 10 апреля 2014 года № 16.

Таким образом, оспариваемые в части лесохозяйственные регламенты являются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятым в пределах компетенции, официально опубликованы.

Проверяя законность положений оспариваемых нормативных правовых актов в части, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений (часть 4 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласностатье 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Обохотеи о сохраненииохотничьихресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кохотничьейинфраструктуреотносятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфереохотничьегохозяйстваобъекты, в том числеохотничьибазы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения,объектыблагоустройства,переченькоторых утверждается Правительством Российской Федерации.

Такойпереченьутвержденраспоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 №1469-р, согласно которому кобъектамохотничьейинфраструктурыотносятся: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон и охотничья база.

В абзацах 18, 19 пункта 2.5 лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств и абзацах 18, 19 пункта 2.5.1 лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества установлен иной перечень объектов охотничьей инфраструктуры, который включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Обохотеи о сохраненииохотничьихресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Абзац 5 пункта 2.5 лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств и абзац 5 пункта 2.5.1 Лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества предусматривают иной порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Так, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности (лесной фонд), предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением.

Проанализировав лесохозяйственные регламенты в оспариваемой части на предмет соответствия приведенным нормам федерального законодательства, суд приходит к выводу, что абзацы 5, 18, 19 пункта 2.5 лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств, абзацы 5, 18, 19 пункта 2.5.1 лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированную Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов не действующими.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать абзацы 5, 18, 19 пункта 2.5 лесохозяйственных регламентов Левобережного, Восточнодельтового, Западнодельтового лесничеств, абзацы 5, 18, 19 пункта 2.5.1 лесохозяйственного регламента Правобережного лесничества, утвержденных постановлением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 1 апреля 2014 года № 9-п, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2017 года.

Судья Астраханского

областного суда Д.Р. Хаирова