ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4146/2023 от 29.06.2023 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-4146/2023

50RS0-54

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

29 июня 2023 года <адрес>

Балашихинский городской суд ФИО3<адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО4

при секретаре ФИО5,

с участием

представителя административного ответчика ГБУ МО ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Начальнику управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития МО ФИО2, Министерству социального развития ФИО3<адрес>, Начальнику управления социальной защиты по г/о Балашиха ФИО7, Первому заместителю министра социального развития МО ФИО8, Единому контакту-центру ГБУ МО "ЦИСС" <адрес> о признании незаконным действия Единого контакт-центр ГБУ МО "ЦИСС" о признании незаконным действий, компенсации морального вреда,

установил:

Административный истец просит суд признать незаконным действия начальника Окружного управления социального развития Министерства социального развития ФИО3<адрес>ФИО7, начальника управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития ФИО3<адрес>ФИО2, первого заместителя министра социального развития ФИО3<адрес>ФИО8, выразившиеся в отказе дать ответ по существу поставленного вопроса в части указания каким образом заявитель горячей линии при обращении в Единый контакт-центр ГБУ МО «ЦИСС» должен предоставить данные о своей личности с целью получения полной информации по его выплатам, дать ссылки на действующее законодательство, положение и административный регламент, дать ответ на поставленный вопрос, взыскание компенсации морального вреда.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен.

Представитель административного ответчика ГБУ МО ЦИСС с истребованием не согласен, представил письменные возражения.

Административные ответчики Начальник управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития МО ФИО2, Министерство социального развития ФИО3<адрес>, Начальник управления социальной защиты по г/о Балашиха ФИО7, Первый заместитель министра социального развития МО ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены, от Министерства социального развития МО поступил письменный отзыв.

Заинтересованное лицо ФИО13 не явилась, извещена.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Реализация гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона).

Согласно ст. 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье И Закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 Закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Частью 1 ст. 9, п. 4 ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлениями по вопросу касающегося, проведенного консультирования оператором Единого контакт-центра.

Данные обращения были зарегистрированы в порядке Федерального закона № 59-ФЗ за номерами:

Из обращения следует, что ФИО1 требует устранить нарушения закона, предоставить сведения о дате перечисления государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи, признать незаконным отказ в предоставлении сведений о размере назначенной экстренной социальной помощи ДД.ММ.ГГГГ, привлечь оператора ФИО13 к дисциплинарной ответственности путем увольнения.

Также из обращения видно, что в его тексте не содержится иных вопросов и просьб к Министерству, а излагается суть обращения и личное мнение истца по факту совершившихся обстоятельств.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством на обращение был дан ответ за подписью начальника управления информационных ресурсов Министерства социального развития ФИО3<адрес>ФИО9 (исполнитель ФИО10)

В ответе приводится ссылка на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», действия по идентификации и (или) аутентификации физического лица с использованием единой биометрической системы и единой системы идентификации и аутентификации», о невозможности идентификации личности без соответствующей программы, регулирующего порядок аутентификации личности, указаны сведения о перечислении государственной и экстренной социальной помощи, а также о доведении до сведения оператора необходимости соблюдения этических норм поведения.

Из обращения следует, что ФИО1 требует устранить нарушения закона предоставить сведения о дате перечисления государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи, направить копии приказов о назначении экстренной социальной помощи, привлечь оператора ФИО13 к дисциплинарной ответственности путем увольнения, устранить препятствия в доступе к официальному сайту ГБУ МО «ЦИСС», предоставить сведения об ознакомлении с положениями и административными регламентами ГБУ МО «ЦИСС» для обжалования действий в судебном порядке, указать каким образом заявитель горячей линии при обращении в Единый контакт-центр ГБУ МО «ЦИСС» должен предоставить данные о своей личности с целью получения полной информации по его выплатам, дать ссылку на действующее законодательство, положение и административный регламент, направить начальника Гордеева и его специалиста ФИО10 на повышение квалификации в зону СВО, поскольку их деятельность будет более эффективной.

ДД.ММ.ГГГГ. Министерством на обращение был дан ответ за подписью первого заместителя министра социального развития ФИО3<адрес>ФИО8

Из ответа следует, что по вопросам, касающимся проведенного телефонного консультирования оператором Единого контакт-центра, в части непредставления запрашиваемой информации об оказании государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи, а также способа возможной идентификации физического лицо в целях получения сведений об оказании ему мер социальной поддержки истец был проинформирован письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. В ответах был разъяснен вопрос, касающийся перечисления денежных средств, государственной социальной помощи за октябрь, ноябрь ДД.ММ.ГГГГ г. и экстренной помощи и деятельности ГБУ МО «ЦИСС».

Кроме того ответа за подписью ФИО2 в материалах гражданского дела не содержится. В материалах дела имеется ответ за подписью начальника управления информационных ресурсов Министерства социального развития ФИО3<адрес>ФИО9, а исполнителем письма указана ФИО10, то есть совершенно другое лицо, являющееся исполнителем, подготовившем письмо, а не должностным лицом, являющимся подписантом.

Также со стороны административного ответчика предоставлена информация о факте расторжения трудового договора, ранее заключенного между Министерством и начальником управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития ФИО3<адрес>ФИО2.

При этом из ответов на обращения, данных заявителю, не усматривается отказа в предоставлении тех или иных сведений, а также отказа в даче ответа по существу поставленных в нем вопросов.

Несогласие административного истца с содержанием оспариваемых ответов не свидетельствует о непредставлении ответов по существу поставленных вопросов.

В порядке, установленном Законом, обращения ФИО1 рассмотрены в установленные законом сроки, по существу поставленных вопросов заявителю были даны ответы, обращения подписаны уполномоченными лицами.

Согласно Уставу, утвержденного Министерством социального развития ФИО3<адрес> Государственное бюджетное учреждение ФИО3<адрес> «Центр инноваций социальной сферы», сокращенное название — ГБУ МО «ЦИСС» (далее - ГБУ МО «ЦИСС») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере социальной защиты населения ФИО3<адрес>.

Учредителем учреждения является ФИО3<адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени ФИО3<адрес> в соответствии с Федеральным законодательством и законодательством ФИО3<адрес> осуществляет Министерство социального развития ФИО3<адрес>.

Руководствуясь ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании и изменении предмета и целей деятельности государственных учреждений социального обслуживания ФИО3<адрес>, подведомственных Министерству социального развития ФИО3<адрес>» введены изменения в деятельность Центра инноваций, а именно:

- осуществление деятельности по координации и консультации граждан, обратившихся по телефону единого контакт-центра Губернатора ФИО3<адрес> и по телефону "горячей линии" (122), по вопросам предоставления социальных услуг и содействия занятости населения ФИО3<адрес>;

- проведение опросов получателей социальных услуг и услуг в сфере занятости населения ФИО3<адрес> с целью улучшения качества предоставления этих услуг для населения в ФИО3<адрес>.

В связи с этим, Отделение информационно - консультационного обслуживания граждан по вопросам социальной поддержки ГБУ МС «ЦИСС» осуществляет услуги информационно-консультационного обслуживания граждан по вопросам социальной поддержки, опеки, попечительства, занятости и трудоустройства граждан по телефону горячей линии «122», добавочный «6» (далее - Горячая линия) с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок работы отделения информационно-консультационного обслуживания граждан по вопросам социальной поддержки Министерства социального развития ФИО3<адрес> «Контакт-центр» регламентирован Уставом ГБУ МО «ЦИСС», Положением об отделении информационно-консультационного обслуживания граждан по вопросам социальной поддержки Министерства социального развития ФИО3<адрес> и Регламентом работы Контакт-центра в сфере обслуживания граждан по вопросам социальной поддержки Министерства социального развития ФИО3<адрес>.

В соответствии с п.27, ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», действия по идентификации и (или) аутентификации физического лица с использование единой биометрической системы и единой системы идентификации и аутентификации с соблюдением требований, предусмотренных указанной статьей, приравнивается к действиям по проверке документов, удостоверяющих личность такого физического лица, в том числе в случаях, если указанная проверка требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

При этом идентификация личности заявителя без признаков его авторизации посредством ФГИС «Единая система идентификации аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», не представляется возможной.

Телефонные звонки, поступающие на Горячую линию не могут быть зарегистрированы в качестве устных обращений граждан с соответствии с Федеральным законом от 02.05.02006 № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации».

Контакт-центр обеспечивает обработку сообщений граждан посредством приема телефонных звонков Горячей линии. Сведения о звонках фиксируются в электронном журнале позволяющем осуществлять их систематизацию и категорирование.

Регистрация звонка ФИО11 на Горячую линию осуществлена в электронном журнале регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ (по московскому времени).

Согласно электронному журналу, ответ на поступивший звонок ФИО1 был дан специалистом в форме устной консультации.

ФИО1 обратилась по вопросу состояния статуса ее заявлений на оказание государственной социальной помощи (далее - ГСП) и экстренной социальной помощи. На момент обращения заявления были утверждены, по ним принято положительное решение, но начисление выплат произведено не было.

Оператор проинформировал ФИО1 о размерах ГСП, которые полагаются к выплате в течение года. На требование сообщить о размере назначенной экстренной помощи отказала в предоставлении информации, так как появились сомнения, что обращается именно получатель меры социальной поддержки. ФИО1 так же была проинформирована, что выплаты производятся по графику выплат единого выплатного центра и выплата будет произведена в ноябре ДД.ММ.ГГГГ г. (решения по заявлениям приняты ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом того, что суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании действий (бездействий) административных ответчиков незаконными, оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда и частного определения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Начальнику управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития МО ФИО2, Министерству социального развития ФИО3<адрес>, Начальнику управления социальной защиты по г/о Балашиха ФИО7, Первому заместителю министра социального развития МО ФИО8, Единому контакту-центру ГБУ МО "ЦИСС" <адрес> о признании незаконным действия Единого контакт-центр ГБУ МО "ЦИСС" о признании незаконным действий (отказ в предоставлении информации в размере назначенной экстренной помощи, отказ дать ответ), компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Кобзарева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья О.А.Кобзарева