ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4151/18 от 13.11.2018 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-4151/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2018 года город Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего Тхазаплижевой Б.М., при секретаре судебного заседания Браевой З.Ю.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО15, действующего по доверенности от <данные изъяты>., заверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа КБР ФИО3 ФИО16 и зарегистрированной в реестре за ,

представителя заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР - ФИО4 ФИО17 действующего на основании доверенности от <данные изъяты>.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО18 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР и государственному регистратору ФИО5 ФИО19 о признании незаконным бездействия в проведении регистрации права собственности, признании незаконным уведомления о возврате без рассмотрения заявления, о возложении обязанности осуществить регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано административное исковое заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании незаконным бездействия по регистрации регистрация права собственности на 2/3 доли в <адрес> в <адрес> КБР.

В обоснование своих требований ФИО1 ФИО20 указала, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГг. постановлено признать за ней право собственности на 2/3 долю в <адрес> в <адрес> КБР, о чем внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с не исполнением апелляционного определения в добровольном порядке административным ответчиком, участвовавшим в вышеуказанном гражданском деле в качестве третьего лица она обратилась ДД.ММ.ГГГГг. с заявлением о регистрации, но по день обращения в суд право не зарегистрировано.

В последующем административный истец дважды дополнял свои исковые требования и окончательно просил суд: признать бездействие административного ответчика в проведении регистрации права собственности на 2/3 доли в квартире расположенной по адресу: КБР, <адрес>, незаконным, признать незаконным уведомление Управления Росреестра по КБР от ДД.ММ.ГГГГг. о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и(или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, обязать рассмотреть заявление в установленные законом срок и обязать Управление Росреестра по КБР осуществить государственную регистрацию 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: КБР, <адрес>, за ФИО1 ФИО21.

В судебное заседание административный истец ФИО1 ФИО22., будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, с участием представителя.

В соответствии с требованиями части 6 статьи 226 и статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца - ФИО1 ФИО23 заявленные требования, с учетом дополнений поддержал, просил их все удовлетворить по основаниям, указанным административном иске.

Представитель ответчика Управления Росреестра по КБР - ФИО4 ФИО24. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, так как поступившее ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по КБР заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1 ФИО25 на <адрес> в <адрес> было оставлено без рассмотрения на основании п.1 ст.25 Закона о регистрации № 218-ФЗ, в связи с тем, что заявление и документы поданы в несоответствующем формате (отсутствует ЭЦП). В подтверждение передачи уведомления в МФЦ представил реестр отправленной корреспонденции.

Административный ответчик - государственный регистратор ФИО5 ФИО26 будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явилась. В соответствии с требованиями части 6 статьи 226 и статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) дело рассмотрено в отсутствие.

В суд представлены возражения ФИО2 на административный иск, в которых он просит в удовлетворении требований ФИО1 ФИО27. отказать, так как Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Государственный регистратор указал, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации. Апелляционное определение не содержит формулировок о возложении на Управление Росреестра по КБР обязанностей по проведению государственной регистрации без представления заявления и иных документов, необходимых для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости. Поступившее заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1 ФИО28 было оставлено без рассмотрения на основании п.1 ст.25 Закона о регистрации № 218-ФЗ, в связи с тем, что заявление и документы поданы в несоответствующем формате (отсутствует ЭЦП).

Кроме того, препятствием для проведения регистрационных действий является наличие в ЕГРН записи о запрете от ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ (судья ФИО12) и записи о запрете от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава-исполнителя УФССП по КБР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, возражения ответчика, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что за административным истцом апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. признано право собственности на 2/3 долю в <адрес> в <адрес> КБР (далее Квартира).

По названному гражданскому делу Управление Росреестра по КБР было привлечено в качестве третьего лица и в резолютивной части определения указано на аннулирование (погашение) записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права долевой собственности на квартиру в праве за ФИО7 ФИО29, ФИО7 ФИО30 и ФИО7 ФИО31, а также постановлено аннулировать (погасить) запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ФИО7 ФИО32 на 1/3 долю в квартире и признать за ФИО1 ФИО33 право собственности на 2/3 долю в Квартире, о чем внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оставив зарегистрированное право собственности на оставшуюся 1/3 долю за ФИО7 ФИО34.

Ответчик не отрицает, что до момента рассмотрения настоящего административного дела право собственности ФИО1 ФИО35 на 2/3 долю в Квартире не зарегистрировано, ответчиком не внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок.

Согласно отметки на заявлении ФИО1 ФИО36. о регистрации оно подано через МФЦ ДД.ММ.ГГГГ.

До ДД.ММ.ГГГГ право административного истца не зарегистрировано.

Оспариваемое бездействие нарушает право истца на оформление своих прав на недвижимое имущество и распоряжение им; трехмесячный срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, со дня, когда им стало известно о нарушении их прав и свобод, не пропущен.

При этом решение в виде уведомления о возврате без рассмотрения заявления административного истца принято с нарушением установленного порядка рассмотрения обращений, а также противоречит требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, указание в нем на несоответствие формата обращения не подтверждается.

Судом установлено, что при обращении ФИО1 ФИО37. с заявлением она представила все документы в подлинниках, о чем свидетельствует соответствующая расписка.

В электронном виде документы ФИО1 ФИО38. не подавались, в связи с чем указание в уведомлении об отсутствии электронной подписи необоснованно. Также не имеется доказательств направления уведомления административному истцу.

В силу статьи 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с названным Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 58 Закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости.

В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

ФИО1 ФИО39 надлежащим образом было подано заявление о регистрации на основании решения суда, которым установлена обязанность ответчика зарегистрировать право истца.

Согласно ст. 25 Закона орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:

1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;

4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом к заявлению были приложены все необходимые документы в подлинниках. Довод ответчиков о том, что заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования в ходе судебного заседания был опровергнут.

Уведомление, которое ответчиком не было направлено истцу в срок, не содержит сведений о рассмотрении заявления административного истца, а также в нем не указаны сведения о наличии арестов спорного имущества.

Уведомление является незаконным, так как оставление без рассмотрения заявления административного истца было вынесено безосновательно.

Поскольку доказательств того, что обращение административного истца было предметом надлежащего рассмотрения государственного регистратора, суду не представлено, в связи с чем, довод административного иска о бездействии органа регистрации прав находит подтверждение, соответственно требование о его признании неправомерным подлежит удовлетворению.

Поскольку в уведомлении ничего не указывалось об обременении на квартиру, доводы административного ответчика ФИО5 ФИО40. в этой части также являются необоснованными.

Кроме того, ввиду того, что до административного истца не была доведена информация о наличии ареста, он в течение длительного времени был лишен возможности обратиться в суд с заявлением о снятии обременения.

Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Часть 1 статьи 227 КАС Российской Федерации устанавливает, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 названного Кодекса.

Согласно части 2 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст.16 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

С учетом изложенного, принимая во внимание принцип разделения исполнительной и судебной власти, учитывая, что обращение административного истца не рассмотрено в установленном законодательством порядке, суд полагает невозможным предрешать результат такого решения и считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований о возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать право, при этом возложив на административного ответчика обязанность рассмотреть его обращение в установленном порядке полномочным лицом в срок, предусмотренный ст. 16 Закона в течение 7 рабочих дней.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО41 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР и государственному регистратору ФИО5 ФИО42 о признании незаконным бездействия в проведении регистрации права собственности, признании незаконным уведомление о возврате без рассмотрения заявления, о возложении обязанности осуществить регистрации права удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР и государственного регистратора ФИО5 ФИО43 в проведении регистрации права собственности на 2/3 доли в квартире расположенной по адресу: <адрес> незаконным.

Признать незаконным уведомление о возврате без рассмотрения заявления ФИО1 от <данные изъяты><данные изъяты>

Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР рассмотреть заявление ФИО1 ФИО44 в срок 7 рабочих дней.

Отказать в удовлетворении требований об обращении к немедленному исполнению решения суда.

В удовлетворении требований ФИО1 ФИО45 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР и государственному регистратору ФИО5 ФИО46 о о возложении обязанности осуществить регистрации права на 2/3 доли в квартире расположенной по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Б.М.Тхазаплижева