ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-415/18 от 24.08.2018 Ремонтненского районного суда (Ростовская область)

Дело а-415/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«24» августа 2018 года с. Заветное

Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Демченко В.Ф.,

при секретаре Черненко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Бондаренко В.Н. о взыскании транспортного налога за 2016 год и пени по указанному налогу в общей сумме 29 003.71 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России № 16 по Ростовской области обратились в суд с административным иском к Бондаренко В.Н., в котором указала, что по сведениям, поступившим в налоговый органа из Отделения № 2 МОГТОР ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Ростовской области, на административного ответчика в 2015-2016 годах были зарегистрированы следующие транспортные средства: легковой автомобиль ВАЗ 211440, гос.номер В 494 МУ 161, и грузовой автомобиль МАН 18.413 TG-A, гос.номер Е 682 МЕ 161, на которые транспортный налог составил 52 519.23 рублей, в т.ч. за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 – 26 259.23 рублей, за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 – 26 260 рублей. В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены следующие налоговые уведомления об уплате имущественных налогов: за 2015 год от 25.08.2016, за 2016 год от 17.08.2017. В связи с неуплатой налогоплательщиком данного налога, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом последнему начислены пени в размере 2 743.71 рублей., а также направлены требования об уплате вышеназванных сумм налогов и пени от 24.11.2017 и от 05.12.2017. В связи с неуплатой налогоплательщиком вышеназванных сумм имущественных налогов и пени, налоговый орган обратился в мировой суд судебного участка Ремонтненского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Бондаренко В.Н. транспортного налога за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 в сумме 26 260 и пени в сумме 2 743.71 рублей. Определением от 06.06.2018 мировой судья судебного участка № 2 Ремонтненского района Ростовской области отменила судебный приказ а-178/2018 от 2505.2018 в связи с поступлением возражений должника. До настоящего времени налогоплательщик указанный налог и пени не уплатил, в связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2016 год в сумме 26 260 рублей и пени по нему в сумме 2 743.71 рублей.

В своих возражениях Бондаренко В.Н. просил в удовлетворении заявленных требований МИФНС России № 16 по Ростовской области отказать, так как не является собственником автомобиля с 22.01.2015.

Представители МИФНС России № 16 по Ростовской области в судебное заседание не прибыли, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, Бондаренко В.Н. в судебное заседание не прибыл и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В отношении представителей административного истца, а также административного ответчика, дело рассмотрено в соответствии с ч. 2 ст. 150 и ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В ч. 1 ст. 286 КАС РФ указано, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

На основании абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 75 Налогового кодекса РФ «Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.»

Из материалов дела следует, что налоговый орган 26.08.2017 направил Бондаренко В.Н. налоговое уведомление от 17.08.2017 об уплате транспортного налога за 2016 не позднее 01.12.2017 в сумме 26 260 рублей, из которых: за легковой автомобиль ВАЗ 211440, гос.номер В 494 МУ 161, в размере 960 рублей и за грузовой автомобиль МАН 18.413 TG-A, гос.номер Е 682МЕ 161, в размере 25 300 рублей (л.д. 7-8).

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 9 по Ростовской области 01.12.2017 последнему было направлено требование № 5400 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 24.11.2017 в общей сумме 27 144.33 рублей, из которых транспортный налог 26 260 рублей и пеня 2 722.05 рубля (л.д. 11-12).

12.12.2017 последними направлено административному ответчику требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся предпринимателями) по состоянию на 05.12.2017 в общей сумме 53 499.62 рублей, из которых транспортный налог на 01.12.2017 26 260 рублей и пени 21.66 рубль, (л.д. 13-14).

Судебный приказ № 2а-178/2018 от 25.05.2018, вынесенный мировым судьей судебного участка № 2 Ремонтненского судебного района Ростовской области на основании заявления налогового органа, отменен определением мирового судьи от 06.06.2018 года, в связи с поступившими от должника возражениями.

Вместе с тем, Бондаренко В.Н. представлен в суд Акт приема – передачи транспортного средства от 28.01.2015, согласно которому транспортное средство МАН 18.413 TG-A, , год выпуска – 2003, VIN: , цвет красный, было передано залогодержателю, Филиалу ПАО «МТС-БАНК» в г. Ростове – на – Дону.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанный автомобиль выбыл из владения административного истца 28.01.2015.

Часть 1 ст. 235 ГК РФ предусматривает основания прекращения права собственности: отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Из ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ следует, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 60 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России № 605 от 07.08.2013, регистрация транспортного средства прекращается по следующим основаниям: заявление о прекращении регистрации в связи с утратой транспортного средства; заявление о прекращении регистрации в связи с хищением транспортного средства; окончание срока регистрации транспортного средства на ограниченный срок; заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем; заявление лизингодателя в случае расторжения договора лизинга, в отношении транспортных средств, зарегистрированных за лизингополучателем на ограниченный срок; заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией; заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с вывозом за пределы РФ; установление оснований для прекращения (аннулирования) регистрации, перечисленных в п. 3 Правил регистрации, за исключением случаев наложения запретов и ограничений на совершение регистрационных действий; наличие сведений о смерти физического лица, либо сведений о прекращении деятельности юридического лица (физического лица, осуществляющего деятельность индивидуального предпринимателя), являющихся собственниками транспортных средств; заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с отказом от своих прав на застрахованное имущество в связи с повреждением, гибелью застрахованного имущества в целях получения страховой выплаты, либо в случае замены товара ненадлежащего качества.

Пунктом 65 указанного выше Административного регламента МВД РФ предусмотрено лишь два основания снятия транспортного средства с учета, которое осуществляется в связи с вывозом его за пределы РФ на постоянное пребывание или утилизацией.

Из п. 44 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России № 1001 от 24.11.2008, следует, что изменение регистрационных данных транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством РФ.

Таким образом, у Бондаренко В.Н. отсутствовала объективная возможность получить государственную услугу по прекращению регистрации автомашины МАН 18.413 TG-A, гос.номер Е 682 МЕ 161, или по снятию ее с регистрационного учета, после передачи её залогодержателю, поскольку Акт приема – передачи автомобиля не является основанием, предусмотренным Административным регламентом для прекращения регистрации транспортного средства или снятия его с регистрационного учета.

В силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.

Таким образом, у МИФНС № 16 по Ростовской области отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания транспортного налога за 2016 с выбывшего из владения Бондаренко В.Н. автомобиля МАН 18.413 TG-A, гос.номер Е 682МЕ 161, а также пени, поскольку сам по себе факт регистрации за физическим лицом выбывшего из владения транспортного средства при отсутствии у него обязанности и возможности снять переданный залогодержателю автомобиль с учета в органах ГИБДД не свидетельствует о наличии у этого лица объекта обложения транспортным налогом.

Кроме того, согласно представленных квитанций, транспортный налог за автомобиль ВАЗ 211440, гос.номер В 494 МУ 161, в сумме 960 рублей административным ответчиком был уплачен 21.11.2017, то есть до даты, указанной в налоговом уведомлении от 17.08.2017.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 16 по Ростовской области к Бондаренко В.Н. о взыскании транспортного налога за 2016 год и пени по указанному налогу в общей сумме 29 003.71 рублей, - удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к Бондаренко В.Н. о взыскании транспортного налога за 2016 год и пени по указанному налогу в общей сумме 29 003.71 рублей, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24.08.2018.

Судья: В.Ф. Демченко