ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4234/2017 от 08.08.2017 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело а-4234/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2017г. <адрес>

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре ФИО2

с участием истца, представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании недействующим в части административного регламента

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском о признании недействующим в части административного регламента исполнения муниципальной функции «Заключение соглашений о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «<адрес>», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города по результатам проверки прокуратуры области проведена дополнительная проверка муниципальных нормативных правовых актов, изданных органами местного самоуправления муниципального образования «<адрес>». Проверка показала, что не все муниципальные нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Просит суд признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу:

пункты 3.10.3.-3.10.7 административного регламента исполнения муниципальной функции «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и или земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденного постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 2944, в части неустановления возможности и порядок направления результата рассмотрения заявления (оказания муниципальной услуги) в зависимости от волеизъявления гражданина, либо организации (в том числе в электронной форме);

раздел 5 Административного регламента в части несоответствия стандартам оказания муниципальных услуг и неустановления требований к порядку подачи рассмотрения жалоб заявителей на действия (бездействия) и решения, осуществляемых и принимаемых при предоставлении муниципальной услуги.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.8,9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Отношения, связанные с организацией предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ).

В статье 2 поименованного закона, содержащей основные понятия, используемые в целях применения данного закона, отражено, что: муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления этой услуги (п. 4); жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги (далее - жалоба) - требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром, должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, или многофункционального центра либо государственным или муниципальным служащим при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги. (п. 11).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; 4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; 5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В ст. 11.2 названного акта определены общие требования к порядку рассмотрения жалобы. В частности, определён срок рассмотрения жалобы - в течение пятнадцати рабочих дней со дня её регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, или должностных лиц этих органов в приёме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня её регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращён. По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок, отказывает в удовлетворении жалобы. Не позднее дня, следующего за днём принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (чч. 6, 7, 8 ст. 11.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ).

Исходя из положений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, предоставление услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать в том числе раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. (ст. 13 названного закона).

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 2944 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной функции «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (опубликовано на сайте администрации муниципального образования «<адрес>» http://saratovmer.ru/, ДД.ММ.ГГГГ) утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее - Административный регламент).

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 247 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 2944 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (опубликовано на сайте администрации муниципального образования «<адрес>» http://saratovmer.ru/, ДД.ММ.ГГГГ, и в печатном издании «Саратовская панорама», Спецвыпуск, N 6, ДД.ММ.ГГГГ) в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 2944 внесены изменения.

В соответствии с пунктом 2.3. Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Согласно п. 3.2.1 Административного регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является обращение заявителя с заявлением. Заявление подается или направляется в комитет заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Пунктами 3.10.3.-3.10.7 Административного регламента установлено, что специалист отдела организационной работы комитета в день поступления- соглашения о перераспределении земельных участков либо постановления администрации уведомляет заявителя посредством телефонной, факсимильной, электронной связи о необходимости в получении соглашения о перераспределении земельных участков либо постановления администрации в течение трех дней.

Для получения соглашения о перераспределении земельных участков либо постановления администрации заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность; представитель заявителя предъявляет оригинал доверенности на представление интересов заявителя и документ, удостоверяющий личность представителя.

Специалист отдела организационной работы комитета проставляет регистрационный номер соглашения о перераспределении земельных участков либо постановления администрации в журнале выдачи соглашений о перераспределении земельных участков либо постановлений администрации, дату выдачи заявителю либо представителю заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, либо реквизиты доверенности на представление интересов заявителя. Заявитель (представитель заявителя) расписывается в журнале выдачи соглашений о перераспределении земельных участков либо постановлений администрации и получает соглашение о перераспределении земельных участков либо постановление администрации.

В случае неявки заявителя (представителя заявителя) в течение трех дней специалист отдела организационной работы комитета направляет указанные документы заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении.

Срок исполнения административной процедуры составляет четыре дня со дня поступления специалисту отдела организационной работы комитета^ соглашения о перераспределении земельных участков либо постановления администрации.

При этом п. 3.10.3.-3.10.7 Административного регламента не предусматривают возможность и не устанавливает порядок направления результата рассмотрения заявления в зависимости от волеизъявления гражданина, либо организации (в том числе в электронной форме).

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» противоречит ст. 39.19 Земельного кодекса, приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 в части не устанавливающей возможность направления результата рассмотрения заявления (оказания муниципальной услуги) в зависимости от волеизъявления гражданина, либо организации (в том числе в электронной форме).

Указанное противоречие Федеральному законодательству, не позволяет в полной мере обеспечить права заявителей, в первую очередь маломобильных групп населения, а также противоречит принципам оказания государственных и муниципальных услуг.

Вопреки указанным нормативным правовым актам Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" не соответствуют требованиям, предъявляемым к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.

Разделом 5 Административного регламента установлено, что заявители имеют право на обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых. и принимаемых при предоставлении муниципальной услуги.

Жалоба заявителей подается и рассматривается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации&apos; предоставления государственных и муниципальных услуг".

Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают, в частности основания оставления жалобы без ответа и другие варианты ее рассмотрения.

Поскольку в разделе 5 Административного регламента отсутствуют нормы, определяющие конкретный порядок досудебного (внесудебный) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, или муниципальных служащих, он противоречит действующему законодательству в указанной части.

Таким образом, указание в регламенте на то, что жалоба заявителя подается и рассматривается в порядке, предусмотренном только Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ не соответствует закону.

Выявленные нарушения закона прокуратурой города отражены в обобщенном представлении в адрес главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования «<адрес>» сообщено, что в связи с отсутствием технической возможности оснований для внесения соответствующих изменений не имеется.

Таким образом, до настоящего времени изменения в постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 2944 не внесены.

Сравнительный анализ оспариваемых положений с актами большей юридической силы подтверждает, что рассматриваемые нормы противоречат федеральному законодательству, поскольку допускают иное толкование нормативных предписаний.

В силу ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;

При таких обстоятельствах суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

пункты 3.10.3.-3.10.7 административного регламента предоставления муниципальной функции «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и или земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденного постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 2944, в части не установления возможности и порядка направления результата рассмотрения заявления (оказания муниципальной услуги) в зависимости от волеизъявления гражданина, либо организации (в том числе в электронной форме);

раздел 5 административного регламента предоставления муниципальной функции «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земель и или земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденного постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 2944, в части несоответствия стандартам оказания муниципальных услуг и не установления требований к порядку подачи рассмотрения жалоб заявителей на действия (бездействия) и решения, осуществляемых и принимаемых при предоставлении муниципальной услуги.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Даниленко