Дело №а-42/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
** 12 августа 2019 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
при секретаре ФИО3
с участием административного истца ФИО1-С., прокурора Прокуратуры Республики Тыва ФИО4
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1-Сюрюновича к Территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва, Избирательной комиссии Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ПВХ-2 выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва (далее – ТИК Бай-Тайгинского кожууна) – полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу №.
Административный истец ФИО1-С. выдвинут Тувинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу № (постановление Избирательной комиссии Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№).
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом представлены документы для выдвижения.
ДД.ММ.ГГГГФИО1-С. представлены документы для регистрации.
Решением ТИК Бай-Тайгинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1-С., выдвинутому избирательным объединением – Тувинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва на основании подпункта «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 4 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1, а именно из-за наличия на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
ДД.ММ.ГГГГФИО1-С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ТИК Бай-Тайгинского кожууна о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе ФИО1-Сюрюновичу в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу №, выдвинутому избирательным объединением – Тувинским республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу №ФИО1-С.
В обоснование своих требований указал на то, что из пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что недостоверность представленных кандидатом сведений не может служить основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, поскольку такого основания в пункте 24 статьи 38 не имеется. В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, избирательная комиссия направляет в средства массовой информации, а не выносит на их основании решение об отказе в регистрации кандидата. Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено право кандидата в течение срока, определенного в названных нормах, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и в иные документы, а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. Согласно пункту 4.12.1 постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 235/1486-6 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", кандидат в случае самостоятельного выявления несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата вправе исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с иным законом для уведомления избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана предоставить кандидату возможность осуществления действий.
Полагает, что по смыслу закона, обязанность избирательной комиссии извещать кандидата об отсутствии документа, необходимого для его регистрации, должно корреспондироваться с правом кандидата иметь возможность после получения соответствующего извещения своевременно представить в избирательную комиссию отсутствующий документ, необходимый для регистрации. Следовательно, извещение кандидата о выявлении отсутствия документов, необходимых для его регистрации должно производиться избирательной комиссией с таким расчетом, чтобы кандидат имел фактическую возможность реализовать вышеуказанное право на представление отсутствующего документа.
Считает, что был лишен возможности реализовать свое право на участие в выборах в отведенный законом срок, так как извещения о выявленных недостатках в документах кандидат не получал, а получил только отказ от регистрации. Административным истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.
В судебном заседании административный истец ФИО1-С. административный иск по изложенным в нем основаниям поддержал.
Прокурор ФИО4 в заключении просила удовлетворить административное исковое заявление.
Представители административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна, заинтересованных лиц - Избирательной комиссии Республики Тыва, Тувинского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в ** в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения административного истца, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 названного выше закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидат вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие его права, свободы и законные интересы.
В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Согласно подпункту «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 4 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, кандидат представляет в избирательную комиссию вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В силу части 5 статьи 32 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1, вместе с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в соответствующую территориальную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Формы справок, в которых должны быть отражены сведения, перечисленные в пункте 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, представляются по форме согласно приложению № к Федеральному закону № 67-ФЗ.
Согласно подтверждению получения документов для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №, включенного в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва избирательным объединением Тувинское республиканское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Территориальная избирательная комиссия Бай-Тайгинского кожууна в 09 часов 12 минут приняла от ФИО1-С. следующие документы:
- уведомление о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России на 1 л. в 1 экз.;
- выписку из лицевого счета на 1 л. в 1 экз.;
- первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на 2 л. в 1 экз.;
- опись документов и материалов к первому финансовому отчету на 1 л. в 1 экз.
Согласно подтверждению получения документов для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №, включенного в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва избирательным объединением Тувинское республиканское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Территориальная избирательная комиссия Бай-Тайгинского кожууна в 10 час. 54 мин. приняла от ФИО1-С. следующие документы:
- сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1, 4 и 12 статьи 35 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№-ВХ на 1 л. в 1 экз.;
- уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации на 1 л. в 1 экз.;
- справка о расходах кандидата, супруги и несовершеннолетних детей по сделке с имуществом на 2 л. в 2 экз.
В соответствии с запросом Территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ с Управления Федеральной налоговой службы России по ** поступили сведения о доходах ФИО1-С. за 2018 год, где указана общая сумма дохода за 2018 год в размере 851695, 77 рублей (согласно справке формы 2-ндфл по данным кандидата – 851593, 91 рублей).
ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Бай-Тайгинского кожууна кандидату направлено извещение о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание комиссии, в котором будет рассматриваться вопрос о регистрации (отказе в регистрации) кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, с одновременным указанием о том, что не позднее чем за один день до дня заседания комиссии кандидат вправе внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, без уведомления о том, что имеются расхождения в суммах дохода за 2018 год по данным кандидата и налогового органа.
Судом установлено, что кандидат ФИО1-С. представил в избирательную комиссию справки, составленные по указанной форме и содержащие сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах (подтверждение от ДД.ММ.ГГГГ).
Законодатель в части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установил исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидатов, в том числе: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в1», аналогичная норма содержится в пункте 4 части 8 статьи 42 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1031 ВХ-1).).
В связи с этим, представление кандидатом указанных сведений по форме, указанной в приложении 1 Федерального закона № 67-ФЗ, свидетельствует о соблюдении требований закона, поскольку основанием отказа в регистрации кандидата может служить лишь несоблюдение формы заполнения сведений о доходах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Расхождение сведений о размере и источниках доходов за 2018 год с данными информационных ресурсов, содержащихся в налоговых органах на текущую дату, не могло повлечь отказ в регистрации.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва ФИО1-С. не имелось.
Соответственно, решение ТИК Бай-Тайгинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным, а требования истца к ТИК Бай-Тайгинского кожууна об отмене решения об отказе в регистрации, возложении обязанности принять решение о регистрации в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламент) Республики Тыва подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ, суд удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не являются законными.
Разрешая ходатайство административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, суд принимает во внимание, что КАС РФ установлены предельные сроки, когда может быть принято соответствующее решение о защите избирательных прав.
Согласно части 6 статьи 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса; к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
В силу части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, которое удовлетворено судом, то настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск ФИО1-Сюрюновича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1-Сюрюновичу в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу №, выдвинутому избирательным объединением Коммунистическая партия Российской Федерации Тувинское республиканское отделение (КПРФ).
Обязать Территориальную избирательную комиссию Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва зарегистрировать ФИО1-Сюрюновича кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу №, выдвинутому избирательным объединением Коммунистическая партия Российской Федерации Тувинское республиканское отделение (КПРФ).
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения суда в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу административному истцу и в Верховный Суд Республики Тыва.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Кунгаа