ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-437/2022 от 13.01.2022 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД RS0-04

дело А-437/2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Дзержинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Агаркова А.В. (Историческая ул., <адрес>Б, <адрес>, 400075, этаж , кабинет ),

при секретаре судебного заседания ФИО5, помощнике судьи ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее по тексту – ИФНС России по <адрес>) к ФИО2 и его законным представителям ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,

установил:

ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 и его законным представителям ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, указав, что административный ответчик ФИО2 состоит на налоговом учёте в ИФНС России по <адрес>, является плательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен налог в размере 44278 рублей. Поскольку указанная задолженность оплачена в установленные законом сроки не была, административный истец просит взыскать с ФИО2 и его законных представителей ФИО3, ФИО4 задолженность по налогу физических лиц в размере 44278 рублей, пени в размере 483 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по <адрес> (ШПИ 40097166520389), административные ответчики ФИО2 (ШПИ 40097166520396), ФИО3 (ШПИ 40097166520419), ФИО4 (ШПИ 40097166520426) будучи извещёнными о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, не явились, причины своей неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Согласно правилам, установленным ст. 150 и 152 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив иск и письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны самостоятельно уплачивать законно установленные налоги. При этом обязанность по уплате должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учётом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок уплаты налога за 2019 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога подлежат начислению пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в размере одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

По делу установлено.

ФИО2ДД.ММ.ГГГГ представил в инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, в связи с получением дохода от продажи 1/5 доли квартиры на сумму в размере 230000 рублей, расположенную по адресу 400081, <адрес>. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная налогоплательщиком составила 3900 рублей.

Согласно сведениям, представленным в налоговый орган в порядке статьи 85 НК РФ от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ получено в дар имущество, расположенное по адресу: <адрес>, Волгоград г, <адрес>, кадастровая стоимость которого на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1703011,81 рубль.

В связи с этим ФИО2 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о направлении уточнённой налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год (по форме 3-НДФЛ) с номером корректировки «1», в связи с получением дохода, по договору дарения. В разделе 1 «Доходы от источников РФ» необходимо было указать доход в соответствии с долей в полученном в дар имуществе, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1703011,81 рубль. С учётом того, что доля в праве собственности на указанное имущество составляет 1/5, в доходах с кодом вида дохода «06» необходимо отразить сумму полученного дохода в размере 340602,36 рубля. Уточнённая налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год (по форме 3-НДФЛ) с номером корректировки «1» не представлена.

На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

В силу п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в том числе доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паёв, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновлёнными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами).

При получении от физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Кодекса).

Таким образом, передача в дар указанного в пункте 18.1 статьи 217 НК РФ имущества, в данном случае на квартиру, расположенные по адресу: <адрес>, гражданину другим физическим лицом, не являющимся членом семьи и (или) родственником налогоплательщика, образует объект налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 НК РФ физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учёта полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам. Налоговая база исчисляется на основе получаемых сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтённом в Российской Федерации недвижимом имуществе (согласно ч. 7 ст. 1 и п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В случае если налогоплательщик не располагает данными о кадастровой стоимости объекта недвижимости, он вправе для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением для получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Указанные выводы согласуются с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ № БС-4-11/9751 @ «О налогообложении доходов физических лиц».

По результатам налоговой проверки проверяющим установлено занижение НДФЛ, заявленного к уплате в бюджет за 2019 г. в размере 48178 рублей.

По результатам проверки был начислен налог на доходы физического лица в размере 44278,30 рублей, за 2019 отчётный год.

Однако, согласно п. 2 ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста, в связи с этим штраф не начисляется.

Поскольку в установленный действующим законодательством срок обязанность по уплате соответствующих сумм задолженности налогоплательщиком выполнена не была, руководствуясь п. 1 ст. 69 и ст. 70 НК РФ ФИО2 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании вышеуказанной суммы в размере задолженности по налогу, пени и штрафу.

Мировым судьёй ДД.ММ.ГГГГ постановлено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа А-80-87/2021 в отношении ФИО2 о взыскании с должника задолженности по уплате налога и пени по причине наличия спора о праве.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По общему правилу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Поскольку защита прав и интересов несовершеннолетнего осуществляется законными представителями (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации), постольку участие последних в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей предполагает обязанность совершения от имени несовершеннолетнего налогоплательщика необходимых юридических действий, в том числе по уплате налогов.

Предписание статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих детей означает, что данные права и обязанности являются одинаковыми (равными), и, вопреки утверждению автора кассационной жалобы, не предполагает, что обязанности в отношении своих детей родители несут в долях (в равных долях).

В этой связи частичное исполнение налоговой обязанности несовершеннолетней дочери не освобождает З.Е. как законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика от обязанности осуществлять дальнейшую защиту имущественных интересов последнего путём совершения от его имени необходимых юридических действий по уплате налогов.

Суд полагает необходимым отметить, что только при полной оплате суммы налогов прекращается исполнением публичная обязанность несовершеннолетнего налогоплательщика, и, следовательно, производная от неё обязанность законных представителей совершить необходимые юридические действия по уплате налога.

До настоящего времени требования об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ не исполнены.

Процессуальный срок на обращение в суд с иском в порядке гл. 32 КАС РФ начал исчисление ДД.ММ.ГГГГ, истекал ДД.ММ.ГГГГ

Настоящий административный иск ИФНС России по <адрес> направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ.

Статья 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В настоящем административном иске ИФНС России по <адрес> заявлено о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ и пени.

Поскольку материалами дела подтверждён факт неисполнения ФИО2 обязательств по уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьёй 228 НК РФ и пени, требования налогового органа подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Учитывая, что ИФНС России по <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, она подлежит взысканию с административного ответчиков в бюджет муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, исходя из расчёта, установленного ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, то есть в размере 1542,83 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 290, 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ИФНС России по <адрес> – удовлетворить.

Взыскать солидарно с ФИО3, зарегистрированного по адресу: <адрес>, и ФИО4, зарегистрированной по адресу: <адрес>, как законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО2, в бюджет в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по требованию от ДД.ММ.ГГГГ по уплате налога в размере 44278 рублей, пени в размере 483 рублей.

Взыскать с солидарно с ФИО3, зарегистрированного по адресу: <адрес>, и ФИО4, зарегистрированной по адресу: <адрес>, как законных представителей несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО2 в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 1542,83 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.В. Агарков