Дело №а-4419/2020
86RS0№-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2020 г. <адрес>
Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкий И.В., при секретаре ФИО3, с участием помощника прокурора ФИО7, представителей административного истца ФИО4, ФИО6, представителя административного ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к Администрации <адрес> о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
АО «Югра-Экология» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим с даты принятия постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, общежитий – 1,9 куб. м/год за 1 проживающего, и для индивидуальных жилых домов – 3,285 куб. м/год за 1 проживающего.
В обоснование требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поскольку оспариваемый норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен без проведения расчетов. Установленный норматив является необоснованно заниженным, что нарушает права административного истца как регионального оператора.
Представитель административного истца АО «Югра-Экология» ФИО4 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ заявила об уточнении исковых требований, попросив признать недействующим постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов; признать недействующим постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов; взыскать с Администрации <адрес> судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб. (т.3 л.д.7)
Представитель административного ответчика Администрации <адрес>ФИО5 в судебном заседании выразила полное несогласие с административным иском п доводам письменных возражений. При этом указала, что административным истцом пропущен срок на обращение с административным иском в суд, поскольку оспариваемые постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы в сети Интернет для общего доступа, и АО «Югра-Экология» было известно о них. Кроме того, пояснила, что Администрации <адрес> были переданы государственные полномочия на установку нормативов накопления твердых коммунальных отходов, однако не были выделены субвенции на проведение замеров и расчетов для их изменения. В то же время ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации города поступил приказ Департамента промышленности ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п-131, которым для <адрес> были изменены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов. В письме Департамент указал, что им проводятся замеры нормативов, и на период проведения замеров необходимо внести изменения в муниципальные правовые акты, установив нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов в размере 3,285 м3/год на одного проживающего.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Департамент промышленности <адрес>-Югры, руководитель которого представил отзыв на административное исковое заявление, оставив разрешение административного иска на усмотрение суда, указал, что суду доверяет, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента. При этом указал также, что информация, изложенная в приказе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.№-п-162, носит рекомендательный характер и не отменяет обязанности органов местного самоуправления по проведению замеров образования ТКО на территории соответствующего муниципального образования.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Югра-Экология» ФИО6 еще раз уточнила исковые требования, попросив признать недействующим постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов; взыскать с Администрации <адрес> судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Помощник прокурора <адрес>ФИО7 в судебном заседании считал административный иск подлежащим частичному удовлетворению, а постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим признанию недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно п.4 ст.24.10 названного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО-Югры, что следует из соглашения №, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-27).
В соответствии с пп. «а» п.5, п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО производится региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.
Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в соответствии с Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз, приказом Департамента промышленности <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п-162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» принято постановление № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>», которым были установлены нормативы накопления ТКО, в том числе для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 5,256 куб.м./год (л.д.11-14).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято постановление № «О внесении изменений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>», которым административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в сторону их уменьшения по индивидуальным жилым домам и стали составлять 3,285 куб. м/год (283,919 кг/год) на 1 проживающего (л.д.7-10).
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с пунктом 4 названных правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с пунктом 4 названных правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно пункту 9 которых рекомендуемые сроки проведения замеров:
а) зима - декабрь, январь;
б) весна - апрель;
в) лето - июнь, июль;
г) осень - сентябрь, октябрь.
В соответствии с п.3 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования разрабатываются и утверждаются территориальные схемы - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Согласно п.4 указанных Правил, при разработке территориальных схем используются, в том числе, нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> – Югре. В территориальной схеме учтены, в том числе нормативы накопления ТКО в городском округе <адрес>.
Стороной административного ответчика фактически не оспаривалось, что при определении нормативов накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на территории <адрес> соответствующие замеры Администрацией <адрес> не осуществлялись, в связи с чем суд считает установленным факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из объяснений, данных в судебном заседании представителем администрации <адрес>, основанием для изменения нормативов накопления ТКО явился приказ Департамента промышленности ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п-131, которым для <адрес> были изменены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов.
Между тем согласно позиции самого Департамента, его приказы не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмены правовых норм, не являются нормативными правовыми актами.
Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз и Положением о Департаменте промышленности <адрес> – Югры, утвержденным Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, Департаменту не предоставлены полномочия на издание нормативных правовых актов в сфере определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (абз.4 п.6.2 Положения о Департаменте).
Довод административного ответчика об отсутствии предоставленных Администрации <адрес> из бюджета автономного округа субвенций на реализацию отдельного государственного полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов суд признает несостоятельным, поскольку само по себе отсутствие достаточного финансирования не освобождало Администрацию города от обязанности соблюдения федеральных законов и нормативных актов Правительства РФ, регулирующих порядок установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Между тем в результате издания сначала постановления Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, затем постановления Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ был изменен норматив накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, в то время как суду ответчиком не представлено доказательств того, что были внесены соответствующие изменения в территориальную схему обращения с отходами в ХМАО-Югре.
Ссылка ответчика на отчет «Определение норм накопления отходов потребления для населения и объектов общественного назначения <адрес>», выполненный в НОУ ИПК «Прикладная экология» в 2008 году, является несостоятельной, поскольку данный отчет был составлен до установления первоначальных нормативов накопления твердых коммунальных отходов в 2018 году и в любом случае не содержит сведений о проведении замеров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Оспариваемым постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права АО «Югра-Экология» как регионального оператора, поскольку его исполнение влечет возникновение убытков для указанной организации, расчет которых приведен в приложении к административному иску (т.1 л.д.15).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению административное исковое требование о признании оспариваемого нормативного правового акта незаконным в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.
Поскольку постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ к моменту обращения с административным иском в суд уже применялось, порождая правовые последствия, указанное обстоятельство, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.
Довод представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока, установленного ст.219 КАС РФ для обращения с административным иском в суд, является ошибочным, поскольку данная норма к рассматриваемым отношениям по оспариванию нормативного правового акта не применяется. Кроме того, оспариваемое постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения с административным иском в суд и на момент рассмотрения дела не отменено и продолжает порождать для административного истца правовые последствия.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ с Администрации <адрес> в пользу АО «Югра-Экология» подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб. (т.1 л.д.47-48)
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 215, 217 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» к Администрации <адрес> о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.
Опубликовать в газете «Сургутские ведомости» информацию о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд <адрес>-Югры.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Бурлуцкий
Копия верна
Судья И.В.Бурлуцкий