ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-441/2022 от 22.08.2022 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

а-441/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года г. Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи Астаховой Т.В.,

при помощнике судьи Агееве В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-441/2022 по административному исковому заявлению Грошенко Александра Александровича к командиру войсковой части , Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Росвоенипотека» об оспаривании действий должностных лиц, связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих и с формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования накоплений

УСТАНОВИЛ:

Военнослужащий войсковой части , Грошенко А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением, оспаривая действия воинских должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части и ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих (далее – НИС) и с формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования накоплений.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что первый контракт о прохождении военной службы он заключил ДД.ММ.ГГГГ, второй – в ДД.ММ.ГГГГ.

Как заключивший второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года подлежал включению в реестр участников НИС на основании его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, поданного на имя командира войсковой части .

Вместе с тем, ввиду нераспорядительности ответственных воинских должностных лиц войсковой части в вопросе реализации данного рапорта он был включен в реестр участников НИС только ДД.ММ.ГГГГ после проведенного командиром воинской части разбирательства с датой возникновения основания для включения - ДД.ММ.ГГГГ.

Несвоевременное включение в реестр участников НИС, указал административный истец, привело к формированию накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ при реализации права на получение целевого жилищного займа.

Грошенко А.А., полагая, что несвоевременное включение его в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения не в полном размере, то есть, без учета доходов от инвестирования накоплений за период с даты возникновения основания для включения его в реестр по дату открытия ИНС, существенно снижает размер положенных ему накоплений для приобретения жилого помещения и ставит его в неравное положение с другими участниками НИС, своевременно включенными в реестр, что нарушает его права, свободы и законные интересы на жилищное обеспечение, в связи с чем в административном иске просит суд:

- обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ «Росвоенипотека» для учета на его ИНС сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать ФГКУ «Росвоенипотека» учесть на его ИНС сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за указанный период.

Административный истец Грошенко А.А. и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддержал.

Представители административных ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ), ФГКУ «Росвоенипотека», и административный ответчик - командир войсковой части , в судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

От представителя Министерства обороны Российской Федерации в суд поступили письменные возражения на административный иск, со ссылкой на то обстоятельство, что военное ведомство каких-либо прав административного истца на получение инвестиционного дохода не нарушало. Ранее открытия ИНС административного истца инвестиционный доход ему не мог начисляться, поскольку денежные средства в доверительное управление не передавались и не инвестировались.

Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» представил в суд письменные объяснения на административный иск также со ссылкой на отсутствие со стороны Учреждения нарушений каких-либо прав административного истца на жилищное обеспечение.

Вместе с тем, представитель указал, что согласно п.101 Сведений о средствах, учтенных на ИНС участников НИС (по состоянию на 1 января 2022 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования НИС в 2021 году), сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет 756 330 рублей. На указанную дату у административного истца учтенного инвестиционного дохода не имелось. При этом, указал представитель, право административного истца может быть восстановлено за счет средств поступающего и распределяемого Учреждением инвестиционного дохода.

Врио командира войсковой части в представленных в суд письменных пояснениях не возражал в удовлетворении административных исковых требований, указав, что в ходе проведенного разбирательства в ДД.ММ.ГГГГ по факту отказа в выдаче свидетельств участников НИС военнослужащим войсковой части , выяснилось, что документы на включение, в частности, Грошенко А.А. в реестр участников НИС были из регистрирующего органа в ДД.ММ.ГГГГ возвращены в Штаб материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации для доработки. В дальнейшем указанные документы повторно в регистрирующий орган не направлялись по причине нераспорядительности ответственных воинских должностных лиц отвечающих за организацию и проведение работы по реализации НИС военнослужащих воинской части. По результатам разбирательства в ДД.ММ.ГГГГ необходимый комплект документов для включения Грошенко А.А. в реестр участников НИС был направлен в регистрирующий орган. В ДД.ММ.ГГГГ он был включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев административное исковое заявление, огласив доводы в отношении административных исковых требований представителей неявившихся административных соответчиков, изложенные в письменных возражениях и отзывах на иск, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.4 ч.1 и п.4 ч.2 ст.9 Закона (в редакции, действовавшей до 12 августа 2019 года) к участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Основанием для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для сержантов и старшин, солдат и матросов является в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Грошенко А.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части . Второй контракт о прохождении военной службы заключен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Воинское звание Грошенко А.А. -

Из копии рапорта на имя командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и имеющихся на нем резолюций следует, что Грошенко А.А. просил о включении его в реестр участников НИС, и данный рапорт был подан установленным порядком.

Согласно копии материалов разбирательства, проведенного в войсковой части в ДД.ММ.ГГГГ, документы на включение Грошенко А.А. в реестр участников НИС были направлены из войсковой части в регистрирующий орган только в ДД.ММ.ГГГГ и впоследствии возвращены для доработки в Штаб материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. В дальнейшем указанные документы повторно в регистрирующий орган не направлялись по причине нераспорядительности ответственных воинских должностных лиц отвечающих за организацию и проведение работы по реализации НИС военнослужащих воинской части. По результатам разбирательства в ДД.ММ.ГГГГ необходимый комплект документов для включения Грошенко А.А. в реестр участников НИС был направлен в регистрирующий орган.

Согласно копии уведомления о включении Грошенко А.А. в реестр участников НИС, включен он в реестр участников ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен регистрационный номер с признаком категории «04».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Грошенко А.А. как военнослужащий в воинском звании «», заключивший второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявивший желание стать участником НИС по рапорту от ДД.ММ.ГГГГ, подлежал включению в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, это право административного истца реализовано только ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.1 ст.4 Закона, реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на ИНС участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника НИС, учитываются на ИНС участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования НИС.

Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения.

Согласно п.1 ч.1 ст.11 Закона, участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п.1 и 3 ч.1 ст.4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.

В период возникновения спорных правоотношений действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников НИС, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2009 года № 30 (далее – Инструкция).

Согласно п.11, пп.«а» п.12, п.13, 14, 16-21 Инструкции командиры (руководители) воинских частей (организаций Вооруженных Сил) (далее именуются - командиры воинских частей), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр (далее именуется - список) согласно приложению №1 к настоящей Инструкции.

Основанием для включения военнослужащего в реестр, для сержантов и старшин, солдат и матросов - является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.

При этом, командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны.

Органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр согласно приложению №3 к настоящей Инструкции.

Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.

Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца направляются органами военного управления в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях.

Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.

Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных пунктом 8 настоящей Инструкции, в течение 10 рабочих дней со дня представления сводного списка для включения в реестр.

Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением.

Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет:

в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках на бумажных и электронных носителях по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом;

военнослужащим через органы военного управления - уведомление о включении в реестр по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.

При получении уведомления о включении в реестр:

а) орган военного управления обязан в 2-месячный срок представить в регистрирующий орган номер и дату исходящего документа о его отправке в воинскую часть, где проходит службу участник, согласно приложению №4 к настоящей Инструкции;

б) командир воинской части обязан организовать:

проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника;

внесение в личную карточку участника регистрационного номера участника, реквизитов уведомления о включении в реестр и приобщение ее к личному делу в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника;

внесение изменений в реестр в порядке, предусмотренном разделом IV настоящей Инструкции, - в случае несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника;

ознакомление военнослужащего с уведомлением о включении в реестр под расписку в личной карточке участника, после чего уведомление о включении в реестр выдается на руки военнослужащему;

направление уведомления о включении в реестр в воинскую часть, в которую переведен военнослужащий, или командиру, в чье распоряжение он зачислен, если на день получения уведомления о включении в реестр военнослужащий переведен к новому месту службы;

в) отдельные органы военного управления направляют в регистрирующий орган сообщение об отправке уведомлений о включении в реестр в воинские части, в которых участники проходят военную службу по контракту, без указания воинских частей, номеров и дат исходящих документов.

Приведенные нормы, устанавливая четкий порядок и сроки включения военнослужащих в реестр участников НИС, возможности несвоевременного включения в указанный реестр военнослужащего, у которого возникло на это основание, не допускали.

Таким образом, в результате неначисления инвестиционного дохода за период несвоевременного включения военнослужащего в реестр участников НИС на ИНС участника учитываются накопления в меньшем размере, что ущемляет право участника на использование денежных средств, гарантированное п.1 ч.1 ст.11 Закона и создает препятствия для реализации участником НИС своих жилищных прав в полном объеме.

Согласно п.2, 4 и 6 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года №655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника НИС открывает ИНС.

ИНС ведется уполномоченным федеральным органом и является формой аналитического учета, включающей в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника НИС перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

ИНС открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с п.7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года №655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Как следует из представленной суду справки начальника отдела (формирования и ведения ИНС) ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ, ИНС участника НИС Грошенко А.А. открыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений регистрирующего органа о включении в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в реестр участников – ДД.ММ.ГГГГ. Учет накоплений на ИНС административного истца и передача их в доверительное управление производятся с 1 февраля 2022 года, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 1 квартала 2022 года. По состоянию на 1 января 2022 года на ИНС Грошенко А.А. накопления отсутствовали, так как его ИНС открыт ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на ИНС административного истца за период с ДД.ММ.ГГГГ произведен учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе, накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, в полном объеме, а доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического включения административного истца в реестр участников НИС на его ИНС не начислялся, поскольку фактически его накопления установленным порядком не инвестировались ввиду отсутствия в указанный период времени его ИНС, как включенного в реестр участников НИС с признаком категории «04». При этом, сумма инвестиционного дохода иных участников НИС, включенных в реестр с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ, превышает размер такого дохода, учтенного на ИНС административного истца.

Несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное п.1 ч.1 ст.11 Закона, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включенными в реестр, которым инвестиционный доход стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для инвестирования накоплений, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.101 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2022 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2021 году) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ, составляет 756 330 рублей.

В этой связи сумма инвестиционного дохода, которая была бы начислена административному истцу по состоянию на 1 января 2022 года в случае своевременного включения его в реестр участников НИС, составляет 756 330 рублей.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административный истец по причине нераспорядительности действий ответственных должностных лиц войсковой части несвоевременно включен в реестр участников НИС. Несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета дохода от их инвестирования.

Поскольку судом установлено, что административный истец включен в реестр участников НИС несвоевременно по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью ответственных воинских должностных лиц войсковой части , то в силу вышеуказанных положений и п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд признает незаконным бездействие командира этой воинской части по своевременному включению истца в реестр участников НИС, как отвечающего лично за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

Разрешая вопрос о способе и порядке восстановления нарушенного права истца, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Предметом спора по настоящему административному делу является нарушение права Грошенко А.А. на получение накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в полном объеме, то есть с учетом доходов от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом.

В силу п.5 ст.3 Закона, обеспечение функционирования НИС осуществляет уполномоченный федеральный орган.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года №666 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС.

Министерство обороны Российской Федерации как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС: осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – заинтересованные федеральные органы); получает от заинтересованных федеральных органов информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также иную информацию с учетом требований федеральных законов; рассматривает отчеты о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, об использовании этими участниками накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, переданных в доверительное управление управляющим компаниям; обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении убытков, причиненных субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в результате нарушения законодательства Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании ФГКУ «Росвоенипотека», в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано названное учреждение.

В силу п.6 ст.3 и п.13 ч.2 ст.7 Закона накопления для жилищного обеспечения, включающие, в том числе доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом, выплачивает участникам НИС или членам их семей после возникновения права на их использование уполномоченный федеральный орган.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено выделение военнослужащим являющимся участниками НИС денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и такое обеспечение является одной из форм обеспечения военнослужащих жильем.

При этом, поскольку подп.1 и 2 ч.1 ст.5 Закона предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений, то необходимость учета доходов от инвестирования накоплений на ИНС участников прямо предусмотрена законом, соответственно, при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению права военнослужащих, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.

По этим основаниям суд признает несостоятельными доводы представителей Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Росвоенипотека» о том, что действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно.

Приходя к такому выводу, суд также учитывает анализ материалов судебной практики по данному вопросу Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 года, согласно которой при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению права военнослужащих, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в целях устранения нарушенного права административного истца, поскольку Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав всех военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, суд полагает необходимым обязать указанный орган военного управления перечислить в ФГКУ «Росвоенипотека» для зачисления на ИНС административного истца сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 756330 рублей, а на ФГКУ «Росвоенипотека», соответственно, возложить обязанность учесть на ИНС административного истца указанную сумму недополученного инвестиционного дохода, удовлетворив его административные исковые требования.

Вместе с тем, суд полагает необоснованным указанный в письменных объяснениях на иск довод представителя ФГКУ «Росвоенипотека» о возможности доначисления административному истцу недополученного инвестиционного дохода за счет поступающего и распределяемого Учреждением инвестиционного дохода участников НИС, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, кроме случаев оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями, расходования доходов от инвестирования участников НИС на какие-либо цели, так как это может затрагивать права иных участников НИС.

Рассматривая требования административного истца по существу, суд учитывает, что предусмотренный ст.219 КАС РФ срок на обращение в суд им не пропущен, поскольку сведения об отсутствии доходов от инвестирования за рассматриваемый период до ДД.ММ.ГГГГ ему не доводились, что свидетельствует о его неосведомленности о нарушении права на получение инвестиционного дохода в полном объеме до указанного времени.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Грошенко Александра Александровича – удовлетворить.

Признать действия командира войсковой части , связанные с несвоевременным включением Грошенко Александра Александровича в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, незаконными.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить в ФГКУ «Росвоенипотека» для учета на именном накопительном счете Грошенко Александра Александровича сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 756 330 (семьсот пятьдесят шесть тысяч триста тридцать) рублей.

Обязать ФГКУ «Росвоенипотека» учесть на именном накопительном счете Грошенко Александра Александровича поступившую от Министерства обороны Российской Федерации сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 756 330 (семьсот пятьдесят шесть тысяч триста тридцать) рублей.

Указать Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Росвоенипотека» на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Грошенко Александру Александровичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Астахова

Мотивированное решение суда составлено 31 августа 2022 года.