Дело №а-442/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2016 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Колесникова А.В.,
при секретаре судебного заседания Тибановой А.В.,
с участием административного истца помощника прокурора Попковой Е.А.
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Совету депутатов <адрес> о признании незаконным бездействия в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата и досрочном прекращении полномочия депутата Совета депутатов <адрес> Голянц ФИО8
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к Совету депутатов <адрес> с вышеназванным иском.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, депутатами Совета депутатов <адрес>. В силу ч. 4 ст. 12.1 Закона, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено проверкой, депутат Совета депутатов <адрес> ФИО2 в установленный срок указанные выше сведения не предоставил. При этом обоснованные и исключающие возможность надлежащего исполнения возложенных обязанностей причины ФИО2 не представил. Препятствий для надлежащего исполнения обязанности по своевременному предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе посредством направления их в представительный орган почтовой связью, не имелось.
В связи с неисполнением предусмотренных обязанностей антикоррупционного характера полномочия депутата Совета депутатов <адрес> ФИО2 подлежат прекращению досрочно.
<адрес> в Совет депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», где указано на необходимость рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, не исполнившего установленные законом обязанности.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Во исполнение требования прокурора в повестку 13 сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с участием прокурора, включено представление прокурора на рассмотрение. Представление рассмотрено.
Депутат ФИО2 на сессии присутствовал, пояснил, что не намерен представлять сведения, предусмотренные антикоррупционным законодательством, поскольку обнародование его доходов и перечня имущества может стать угрозой безопасности его лично и его семьи.
При голосовании по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 решение не принято, принято решение об оставлении представления прокурора без удовлетворения.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Совета депутатов <адрес> в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов <адрес> и прекратить досрочно полномочия депутата Совета депутатов <адрес> ФИО2 в связи с несоблюдением им ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
В судебном заседании административный истец, помощник прокурора Попкова Е.А. поддержала свои требования, пояснив, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, депутатами Совета депутатов <адрес>. Депутатом ФИО2 не соблюдены обязанности, которые установлены указанным Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции"
Представитель административного ответчика – Совета депутатов <адрес> административные исковые требования признала, пояснила, что депутаты проголосовали против удовлетворения представления прокурора в связи с тем, что указанная поправка в виде предоставления сведений о доходах за себя и членов своей семьи была введена в действия после избрания депутатов, а закон не имеет обратной силы. Поэтому депутаты посчитали, что эти требования закона подлежат распространению на новый созыв депутатов. Также представитель административного ответчика пояснила, что правовых оснований не удовлетворять требования прокурора, нет. На день рассмотрения административного иска в суде депутатом ФИО3, справки о доходах, как и заявление о досрочном прекращении полномочий в Совет депутатов <адрес> не поступили.
Третье лицо - ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым документом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение участников процесса, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительных органов местного самоуправления относятся к категории лиц, замещающих муниципальные должности.
В силу ч. 4 ст. 12.1 Закона, лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.2,3 Федерального закона от 03.12.2012 №230-Ф3"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее по тексту - ФЗ №230-Ф3) лица, замещающие муниципальные должности обязаны ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Согласно п.3 Порядка, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о расходах по сделкам предоставляются ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, вместе со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Президентом РФ,.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ №131-Ф3) к лицу, замещающее муниципальную должность, относится депутат, член выборного органа местного самоуправления и др.
По ч. 7.1 ст. 40 ФЗ №131-ф3, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12. 2012 №-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из материалов дела следует, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ№ признан избранным кандидат в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № Голянц ФИО9.
Согласно информации администрации <адрес> депутатом ФИО2 не представлены сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за себя, супругу и несовершеннолетних детей за 2015г.
Согласно поступившему ДД.ММ.ГГГГ ответу из Совета Депутатов <адрес> поставленный на голосование вопрос о досрочном сложении полномочий депутата ФИО2 по результатам представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№в-2015 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» оставлено без удовлетворения, требования прокурора не исполнены, нарушение не устранено.
Таким образом, неисполнение требований части 11 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№Э1-ФЗ повлекло нарушение пункта 4 статьи 3 закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3, устанавливающего принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> о признании бездействия Совета депутатов <адрес> незаконным и досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 19, 227, 180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета депутатов <адрес> от 24.06.2016г. № «О представлении прокуратура <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№в-2016 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».
Прекратить досрочно полномочия депутата Совета депутатов <адрес> ФИО2 в связи с несоблюдением им ограничений, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня постановления настоящего решения.
Судья А.В. Колесников
Копия верна
Судья А.В. Колесников