ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4435/2023 от 18.12.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО1 СТАВРОПОЛЯ

<адрес>, 355000,

тел./ факс 8(8652) 71-58-98,

подача документов в электронном виде: e-mail:oktyabrsky.stv@sudrf.ru,

официальный сайт: http://oktyabrsky.stv@sudrf.ru

________________________________________________________________

Дело а-4435/2023

УИД: 26RS0-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края

в составе: председательствующего по делу судьи Набокова Т.Э.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием: административного истца Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4,

представителя административного ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело а-4435/2023 по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», администрации Андроповского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», администрации Андроповского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, в котором просит:

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Лиман».

Возложить на министерство ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее 14 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Лиман» путем расчета предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма.

В обоснование иска указано, что Государственный природный заказник краевого значения «Лиман» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории <адрес>.

Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Лиман» (далее Положение о Заказнике). Согласно п.п. 5 п. 10 Положения о Заказнике, к основным задачам создания Заказника отнесено содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения. При этом, в соответствии с п.п. 14 п. 11 Положения о Заказнике, на территории заказника запрещено осуществление рекреационной деятельности (в числе устройство привалов, туристических стоянок, бивуаков, лагерей и разведение костров) за пределами специально предусмотренных для этого мест.

B соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО7 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.

Согласно п. 3.3. ФИО7 56642-2021, туристско-рекреационная тропа, (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо маршрута. поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного

В соответствии с п. 3.4 ФИО7 56642-2021 экологическая инфраструктура - это имущественный комплекс, состоящий из транспортных и инженерно-технических коммуникаций, строений, оборудования и снаряжения, целевым предназначением которого является мониторинг и компенсация антропогенного давления на естественные биотопы (природную среду) (например, туалеты центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.). "Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.).

Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».

В нарушение требований ч. 2 ст. 5.1 Закона -Ф3, п.п. 2, 5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «Лиман» министерством не определен. В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника является неконтролируемой, стихийной (как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1039, которым утверждены Правила определения платы для физических лиц за посещение ООПТ) выявлено в результате проведения анализа исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО4 исковые требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить в полном объёме.

Представителя административного ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в материалы дела не поступало.

Представитель администрации Андроповского муниципального округа будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в материалы дела не поступало.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав их явку в судебное заявление необязательной.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Судом установлено, что Государственный природный заказник краевого значения «Лиман» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории <адрес>.

Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Лиман».

Согласно п.п. 5 п. 10 Положения о Заказнике, к основным задачам создания Заказника отнесено содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения. При этом, в соответствии с п.п. 14 п. 11 Положения о Заказнике, на территории заказника запрещено осуществление рекреационной деятельности (в числе устройство привалов, туристических стоянок, бивуаков, лагерей и разведение костров) за пределами специально предусмотренных для этого мест.

B соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО7 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.

Согласно п. 3.3. ФИО7 56642-2021, туристско-рекреационная тропа, (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо маршрута. поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного

В соответствии с п. 3.4 ФИО7 56642-2021 экологическая инфраструктура - это имущественный комплекс, состоящий из транспортных и инженерно-технических коммуникаций, строений, оборудования и снаряжения, целевым предназначением которого является мониторинг и компенсация антропогенного давления на естественные биотопы (природную среду) (например, туалеты центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.). "Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.).

Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок проведения массовых мероприятий), экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК».

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «06 охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования) установлено, что Материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности.

В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 3 Требований, Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов. При подготовке материалов оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок, обязательное рассмотрение альтернативных вариантов реализации планируемой (намечаемой) также участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Требований в орган местного самоуправления направляется уведомление о проведении общественных обсуждений по предварительным материалам ОВОС, и, соответственно, органом местного самоуправления проводятся общественные обсуждения по объект общественных обсуждений.

В нарушение требований ст. 5.1 Закона - Ф3, п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п. 12, 22 Положения о Заказнике, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «Лиман» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена.

Соответственно, в нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об охране окружающей среды» и п.п. 4.6 и 4.7 Требований, органов местного самоуправления - администрацией Андроповского муниципального округа общественные обсуждения по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории Заказника не проведены.

Экологические тропы на территории Заказника в ведение Дирекции не переданы. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона - Ф3, физические лица не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах ООПТ, могу посещать такие территории бесплатно или за плату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных Правила определения платы). территорий и установления случаев освобождения от взимания платы.

Согласно п. 2 Правил определения платы, размер платы устанавливается для каждой особо охраняемой природной территории. За посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий регионального значения размер субъекта Российской Федерации платы устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В нарушение требований ч. 2 ст. 5.1 Закона -Ф3, п.п. 2, 5 Правил определения платы, размер платы за посещение Заказника «Лиман» министерством не определен. В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника является неконтролируемой, стихийной (как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника.

Непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1039, которым утверждены Правила определения платы для физических лиц за посещение ООПТ) выявлено в результате проведения анализа исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях ДД.ММ.ГГГГ.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральных законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особе охраняемой природной территории краевого значения, сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды обитания, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.

С учетом вышеизложенного, административные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», администрации Андроповского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Лиман».

Возложить на министерство ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее 14 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Лиман» путем расчета предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления судом решения в мотивированной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков