ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-445/2022ДД.ММ от 20.07.2022 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Мотивированное решение суда составлено 20.07.2022 года

Дело а-445/2022 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Зубанова К.В.,

при секретаре Комлевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Роденко Алексея Юрьевича к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Роденко А.Ю. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с настоящим административным иском, в котором он просит признать незаконным решение Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении звания «Ветерана труда», обязать присвоить указанное звание, взыскать судебные расходы.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ему необоснованно отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тому основанию, что имеющаяся у него медаль «Адмирал Горшков» не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

По мнению административного истца, то обстоятельство что его общий трудовой стаж составляет более 25 лет и он имеет вышеуказанную медаль «Адмирал Горшков», которая, как полагает административный истец, относится к ведомственной награде, является достаточным основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда».

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика с согласия административного истца привлечен Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (л.д. 90)

Административный истец Роденко А.Ю. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Матвеева Е.Б. в судебное заседание явилась, возражала в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным возражениях (л.д. 95-99).

Представитель административного ответчика администрации Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 92), об отложении не просил.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Одновременно ч. 9 указанной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Оспариваемое решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ (, то есть срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.

Судом установлено, что административный истец через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» обратился в Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В подтверждение наличия оснований для присвоения указанного звания, им представлена, в том числе копия удостоверения о награждении административного истца памятной медалью «Адмирал Горшков».

ДД.ММ.ГГГГ ответом администрации Санкт-Петербурга принято решение об отказе в присвоении административному истцу звания «Ветеран труда», поскольку вышеуказанная медаль, которой он награжден не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (л.д. 53-54).

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился с заявлением о его пересмотре в Комиссию по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга.

Решением Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом , повторно отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку награждение памятной медалью «Адмирал Горшков» не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, а также награждение произведено не руководителем федерального органа исполнительной власти (л.д. 50-52), о чем в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщено административному истцу (л.д. 16-17).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Пунктом 1 ст. 7 указанного Закона установлено, что ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда» и награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).

Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда (подп. 24).

Согласно п. 3.1 ст. 26.3 названного Федерального закона, по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. (абз. 5, 6 ст. 26.3.1 указанного Федерального закона).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.

В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Закон Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 447-70) звание «Ветеран труда» присваивается в том числе гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.

Так, ч. 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что к ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президиума Верховного Совета бывшего СССР, Президиумов Верховных Советов республик бывшего СССР, Совета Министров бывшего СССР, Советов Министров республик бывшего СССР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР, а также министерств и ведомств республик бывшего СССР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Таким образом, Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки ветеранов труда за счет средств бюджета города, в том числе порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил в Законе Санкт-Петербурга перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно Приказу Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действующим на момент награждения Роденко А.Ю., а также в соответствии с Положением о медали Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Горшков», награждение указанной медалью производится приказом главнокомандующего ВМФ, а кроме того она не относится к ведомственным знакам отличия в труде (л.д. 86).

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Роденко Алексея Юрьевича – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.В. Зубанов