Дело №а-44/2020
Решение
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года <адрес>
Судья Карабулакского районного суда РИ Аушев Т. М.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения-Национального Банка по <адрес> главного управления Центрального банка РФ к административному ответчику Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ШЕРОЙЛ» (далее- СКПК «ШЕРОЙЛ»), Производственно-Строительному кооперативу «УСКОРЕНИЕ», ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 о ликвидации СКПК «ШЕРОЙЛ» и возложении на учредителей обязанностей произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование административного иска, что в соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Центральном банке) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с информацией, содержащейся ЕГРЮЛ СКПК «ШЕРОЙЛ» является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Руководителями СКПК «С-Кредит» являются Производственно-Строительный кооператив «УСКОРЕНИЕ, ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2, они же является учредителями кооператива.
Частью 3 статьи 40.2 Закона № 193-ФЗ установлена обязанность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по предоставлению в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности, бухгалтерскую (финасовую) отчетность и отчет о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки предоставления указанных документов установлены Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива».
В связи с непредставлением СКПК «ШЕРОЙЛ» в Банк России предусмотренной законодательством отчетности за 2018г. и первое полугодие 2019г., в его адрес неоднократно направлялись предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о неоднократных в течение двух лет нарушениях, допущенных СКПК «ШЕРОЙЛ» требований Закона о сельскохозяйственной кооперации и Указания №-У, и о пренебрежительном отношении СКПК «ШЕРОЙЛ» к исполнению возложенных на него обязанностей. Названные нарушения до настоящего времени не устранены.
Предпринятые контролирующим органом меры, направленные на приведение деятельности СКПК «ШЕРОЙЛ» в соответствие с действующим законодательством, в частности, направление предписаний, оказались безрезультатными, в связи с чем полагал, что сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ШЕРОЙЛ» подлежит ликвидации на основании п.3 ч. 3 ст.61 ГК РФ, п. 11 ч. 1 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации как юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении в полном объеме. Просил ликвидировать СКПК «ШЕРОЙЛ» и возложить на учредителей обязанности произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией.
В судебном заседании ФИО2 и ФИО1 не возражали против заявленных требований.
Извещенные о времени и месте рассмотрения дела, административные ответчики - учредители СКПК «ШЕРОЙЛ» ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает требования административного истца подлежащими в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Центральном банке) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц СКПК «ШЕРОЙЛ» (ИНН-0603281464, ОГРН-1060603007464, место нахождения: 386230, <адрес>) был зарегистрирован Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> 14.12.2006г.) является некредитной финансовой организацией, учредителями которого являются Производственно-Строительный кооператив «УСКОРЕНИЕ, а также следующие физические лица - ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2
В соответствии с информацией, содержащейся ЕГРЮЛ, СКПК «ШЕРОЙЛ» является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Руководителями СКПК «ШЕРОЙЛ» являются Производственно-Строительный кооператив «УСКОРЕНИЕ, ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2, они же является учредителями Кооператива.
Частью 3 статьи 40.2 Закона № 193-ФЗ установлена обязанность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по предоставлению в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчет о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки предоставления указанных документов установлены Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива».
В соответствии с Указанием №-У сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы обязаны направлять в Банк России отчётность в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно - телекоммуникационную сеть «Интернет».
В соответствии с Указанием №-У СКПК «ШЕРОЙЛ» был обязан предоставить в Банк России следующую отчетность:
- отчет о деятельности кооператива за 9 месяцев 2018 года;
- отчет о персональном составе руководящих органов кооператива за 2018 год;
- отчет о деятельности кооператива за 2018 год (представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года);
- отчет о деятельности кооператива за 2018 год (представляемый не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года);
- отчет о деятельности кооператива за первый квартал 2019 года;
- отчет о деятельности кооператива за полугодие 2019 года;
К отчету о деятельности также прилагается электронный документ, содержащий бухгалтерскую (финансовую) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива прилагается к отчету о деятельности за календарный год, представляемому не позднее 115 календарных дней по окончании отчетного периода.
Отчет о деятельности и отчет о персональном составе представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от ДД.ММ.ГГГГ N 10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам.
В нарушение требований пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ, СКПК «ШЕРОЙЛ» вышеуказанную отчетность в банк России не предоставил.
Нарушение СКПК «ШЕРОЙЛ» требований пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ, пунктов 3 и 4 Указания Банка России №-У также подтверждается скриншотом страницы «Подробная статистика по пакетам - Федеральная Служба по Финансовым Рынкам» веб-приложения «Мониторинг приема отчетности» (http://10.18ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на 21.10.2019г.
В целях устранения выявленных нарушений, Банк России неоднократно направлял в адрес «ШЕРОЙЛ» предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации: от 31.10.2018г. № Т128-99-2/45206; 29.01.2019г. № Т128-99-2/243; 31.01.2019г. № Т128-99-2/351; 26.04.2019г. № Т128-99-2/20070; 15.05.2019г. № Т128-99-2/21325; 31.07.2019г. № Т128-99-2/32264.
Предпринятые контролирующим органом меры, направленные на приведение деятельности СКПК «ШЕРОЙЛ» в соответствие с действующим законодательством, в частности, направление предписаний, оказались безрезультатными.
Неоднократное нарушение СКПК «ШЕРОЙЛ» требований Федерального закона №-Ф3 (пункт 3 статьи 40.2), Указания Банка России №-У (пункты 3 и 4), что подтверждается скриншотом страницы «Подробная статистика по пакетам - Федеральная Служба по Финансовым Рынкам» веб-приложения «Мониторинг приема отчетности» (http://10.18ДД.ММ.ГГГГ), является достаточным основанием для обращения Банка России в суд с исковым заявлением о ликвидации СКПК «ШЕРОЙЛ» (статья 6 Федерального закона № 86-ФЗ; подпункт 11 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона №-Ф3) в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Ликвидация сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива осуществляется в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 51-ФЗ (далее - часть первая ГК РФ), регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 61 части первой ГК РФ, иск о ликвидации юридического лица может быть предъявлен в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 5 статьи 61 части первой ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
Из содержания пункта 1 части 3 статьи 1 и статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела о ликвидации некоммерческих организаций, одним из видов которых являются кредитные кооперативы, рассматриваются судами обшей юрисдикции, в соответствии с нормами главы 27 КАС РФ.
Указанные факты нашли подтверждение при рассмотрении дела, административными ответчиками опровергнуты не были, каких-либо данных, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат, допущенные нарушения в силу указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной организации.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации» Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Сельский - Кредит» неоднократно не исполнил в течение двух лет предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократно в течение двух лет нарушал требования Закона № 193-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, то в силу 61 ГК РФ требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд также пришел к выводу, что исковые требования административного истца в части возложения обязанности по осуществлению процедуры ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Сельский - Кредит», предусмотренные ст.ст. 62-64 ГК РФ, на ее учредителей, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения-Национального Банка по <адрес> главного управления Центрального банка РФ к административному ответчику Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ШЕРОЙЛ», Производственно-Строительному кооперативу «УСКОРЕНИЕ», ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 о ликвидации СКПК «ШЕРОЙЛ» и возложении на учредителей обязанностей произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, удовлетворить.
Ликвидировать Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ШЕРОЙЛ» (ИНН-0603281464, ОГРН-1060603007464, место нахождения: 386230, <адрес>).
Возложить на учредителей Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ШЕРОЙЛ»: Производственно-Строительный кооператив «УСКОРЕНИЕ» (ИНН: 0603001156); ФИО3 (ИНН: 060304104850); ФИО4 (ИНН: 060500015797); ФИО1 (ИНН: 060390698940) и ФИО2 (ИНН: 060500714241) обязанность по ликвидации Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ШЕРОЙЛ».
Обязать учредителей Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ШЕРОЙЛ»: Производственно-Строительный кооператив «УСКОРЕНИЕ» (ИНН: 0603001156); ФИО3 (ИНН: 060304104850); ФИО4 (ИНН: 060500015797); ФИО1 (ИНН: 060390698940) и ФИО2 (ИНН: 060500714241) после вступления решения суда в законную силу, совершить действия, связанные с ликвидацией Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ШЕРОЙЛ», установив шестимесячный срок в который процедура ликвидации должна быть завершена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Судья Т.М. Аушев
Копия верна:
судья Карабулакского
районного суда РИ Т.М. Аушев
Решение суда вступило в законную силу ___________________2020г.
судья Карабулакского
районного суда РИ Т.М. Аушев