24RS0№-76
Административное дело №а-44/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2021 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Т.П.
при секретаре Слабинской Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Казачинского района Красноярского края к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Казачинского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю, с учетом его уточнения, об освобождении от исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства. Требования мотивированы тем, что в МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО1 находится исполнительное производство №-ИП от 17.06.2019г., возбужденное на основании исполнительного листа № № от 23.07.2019 г., выданного Казачинским районным судом Красноярского края о возложении обязанности на администрацию Казачинского района Красноярского края предоставить Розе Е.А. на территории с. Казачинское Казачинского района Красноярского края благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». В ходе исполнения требований выше указанного исполнительного листа 06.02.2020 г. судебным приставом-исполнителем ФИО1 установлен исполнительский сбор в размере 50000 руб. Административный истец с вынесенным постановлением не согласен, поскольку администрацией Казачинского района в адрес Министерства образования Красноярского края была направлена заявка на выделение денежных средств для исполнения указанного решения. В соответствии с Законом «О краевом бюджете за 2019 г.» Казачинскому району в 2019 г. предусмотрено выделение денежных средств в сумме 2400 тыс. руб. на реализацию закона от 24.12.2009 г. №. 10.12.2019 г. администрацией района заключен муниципальный контракт № на приобретение жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 01.01.2020 г. с Розе Е.А. заключен договор найма указанного жилого помещения. С учетом изложенного, администрация Казачинского района полагает, что решение суда исполнено в полном объеме и в установленный срок, в то время как постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 06.02.2020 г.
Представитель административного истца администрации Казачинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, направил заявление об уточнении исковых требований и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим.
Административный соответчик УФССП России, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, Розе Е.А., Министерство образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В силу ст. 150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что решением Казачинского районного суда Красноярского края от 17.06.2019 г., вступившего в законную силу 18.07.2019 г., на администрацию Казачинского района возложена обязанность передать в Министерство образования Красноярского края сведения о нуждаемости Розе Е. А. - ДД.ММ.ГГГГ. рождения в жилье для включения ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить Розе Е. А. - ДД.ММ.ГГГГ. рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Казачинского района Красноярского края, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв. м, с допусками установленными пунктом 14 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".
На принудительное исполнение решения суда был выдан исполнительный лист ФС №.
25.10.2019 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю ФИО1 на основании решения суда от 17.06.2019 г. возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику – администрации Казачинского района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. – для должника организации.
09.08.2019 г. главой Казачинского района ФИО5 направлено письмо Министру образования Красноярского края № с просьбой рассмотреть вопрос о возможности предоставления администрации Казачинского района денежных средств на приобретение жилого помещения для гражданки Розе Е.А.
Согласно уведомления об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) Казачинскому району № от 01.11.2019 г. предусмотрено выделение денежных средств в сумме 2 400 000 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 06.02.2020 г. в отношении должника – администрации Казачинского района, в рамках исполнительного производства №-ИП от 25.10.2019 г., о взыскании с администрации Казачинского района исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.
10.12.2019 г. администрацией Казачинского района заключен муниципальный контракт № на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящееся на территории муниципального образования Казачинский район: квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы администрации Казачинского района №-п от 27.12.2019 г. постановлено предоставить Розе Е.А. служебное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Казачинского района, расположенное по адресу : <адрес>., общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Право собственности муниципального образования на указанное жилое помещение было зарегистрировано в ЕГРН 20.12.2019 г.
Согласно справке контрактного управляющего администрации Казачинского района, в целях приобретения жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Казачинского района проводились конкурентные процедуры, по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, в результате заключен муниципальный контракт № от 10.12.2020 г.
01.01.2020 г. между МО Казачинский район в лице администрации Казачинского района и Розе Е.А. заключен договор найма специализированного служебного помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, по условиям которого МО Казачинский район в лице администрации Казачинского района (наймодатель) передает Розе Е.А. (нанимателю) за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности МО <адрес>: <адрес>.
В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичные по своему содержанию нормы предусмотрены статьей 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Как установлено в судебном заседании постановление от 06.02.2020г. о взыскании с администрации Казачинского района исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. получено административным истцом 06.03.2020г., что подтверждается входящим штампом от 06.03.2020г. №. Следовательно, именно с 06.03.2020г. административный истец узнал о нарушении своего права.
В части 8 статьи 219 КАС РФ закреплено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм закона, а также обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований, поскольку административным истцом пропущен срок для обращения в суд, при этом уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления, судом не установлено.
Восстановление срока на обращение в суд, пропущенного в отсутствие каких-либо уважительных причин, спустя длительный период времени (около года), влечет нарушение принципа правовой определенности публичных правоотношений.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности подать в суд заявление до истечения процессуального срока, судом не установлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска процессуального срока заявитель суду не представил.
Пропуск без уважительных причин срока на обращение с административным исковым заявлением в суд является необходимым и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать администрации Казачинского района Красноярского края в удовлетворении заявленных требований к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, возложении обязанности, в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, в апелляционном порядке, через Казачинский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2021г.