ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-44/2021 от 21.01.2021 Казачинского районного суда (Красноярский край)

24RS0-76

Административное дело а-44/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2021 года с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Поляковой Т.П.

при секретаре Слабинской Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Казачинского района Красноярского края к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Казачинского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю, с учетом его уточнения, об освобождении от исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства. Требования мотивированы тем, что в МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО1 находится исполнительное производство -ИП от 17.06.2019г., возбужденное на основании исполнительного листа № от 23.07.2019 г., выданного Казачинским районным судом Красноярского края о возложении обязанности на администрацию Казачинского района Красноярского края предоставить Розе Е.А. на территории с. Казачинское Казачинского района Красноярского края благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». В ходе исполнения требований выше указанного исполнительного листа 06.02.2020 г. судебным приставом-исполнителем ФИО1 установлен исполнительский сбор в размере 50000 руб. Административный истец с вынесенным постановлением не согласен, поскольку администрацией Казачинского района в адрес Министерства образования Красноярского края была направлена заявка на выделение денежных средств для исполнения указанного решения. В соответствии с Законом «О краевом бюджете за 2019 г.» Казачинскому району в 2019 г. предусмотрено выделение денежных средств в сумме 2400 тыс. руб. на реализацию закона от 24.12.2009 г. . 10.12.2019 г. администрацией района заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 01.01.2020 г. с Розе Е.А. заключен договор найма указанного жилого помещения. С учетом изложенного, администрация Казачинского района полагает, что решение суда исполнено в полном объеме и в установленный срок, в то время как постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 06.02.2020 г.

Представитель административного истца администрации Казачинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, направил заявление об уточнении исковых требований и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим.

Административный соответчик УФССП России, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, Розе Е.А., Министерство образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В силу ст. 150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В судебном заседании установлено, что решением Казачинского районного суда Красноярского края от 17.06.2019 г., вступившего в законную силу 18.07.2019 г., на администрацию Казачинского района возложена обязанность передать в Министерство образования Красноярского края сведения о нуждаемости Розе Е. А. - ДД.ММ.ГГГГ. рождения в жилье для включения ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить Розе Е. А. - ДД.ММ.ГГГГ. рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Казачинского района Красноярского края, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв. м, с допусками установленными пунктом 14 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".

На принудительное исполнение решения суда был выдан исполнительный лист ФС .

25.10.2019 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю ФИО1 на основании решения суда от 17.06.2019 г. возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику – администрации Казачинского района установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. – для должника организации.

09.08.2019 г. главой Казачинского района ФИО5 направлено письмо Министру образования Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о возможности предоставления администрации Казачинского района денежных средств на приобретение жилого помещения для гражданки Розе Е.А.

Согласно уведомления об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) Казачинскому району от 01.11.2019 г. предусмотрено выделение денежных средств в сумме 2 400 000 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 06.02.2020 г. в отношении должника – администрации Казачинского района, в рамках исполнительного производства -ИП от 25.10.2019 г., о взыскании с администрации Казачинского района исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

10.12.2019 г. администрацией Казачинского района заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящееся на территории муниципального образования Казачинский район: квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Постановлением Главы администрации Казачинского района -п от 27.12.2019 г. постановлено предоставить Розе Е.А. служебное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Казачинского района, расположенное по адресу : <адрес>., общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Право собственности муниципального образования на указанное жилое помещение было зарегистрировано в ЕГРН 20.12.2019 г.

Согласно справке контрактного управляющего администрации Казачинского района, в целях приобретения жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией Казачинского района проводились конкурентные процедуры, по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, в результате заключен муниципальный контракт от 10.12.2020 г.

01.01.2020 г. между МО Казачинский район в лице администрации Казачинского района и Розе Е.А. заключен договор найма специализированного служебного помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , по условиям которого МО Казачинский район в лице администрации Казачинского района (наймодатель) передает Розе Е.А. (нанимателю) за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности МО <адрес>: <адрес>.

В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Аналогичные по своему содержанию нормы предусмотрены статьей 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Как установлено в судебном заседании постановление от 06.02.2020г. о взыскании с администрации Казачинского района исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. получено административным истцом 06.03.2020г., что подтверждается входящим штампом от 06.03.2020г. . Следовательно, именно с 06.03.2020г. административный истец узнал о нарушении своего права.

В части 8 статьи 219 КАС РФ закреплено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм закона, а также обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований, поскольку административным истцом пропущен срок для обращения в суд, при этом уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления, судом не установлено.

Восстановление срока на обращение в суд, пропущенного в отсутствие каких-либо уважительных причин, спустя длительный период времени (около года), влечет нарушение принципа правовой определенности публичных правоотношений.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности подать в суд заявление до истечения процессуального срока, судом не установлено, доказательств наличия уважительных причин пропуска процессуального срока заявитель суду не представил.

Пропуск без уважительных причин срока на обращение с административным исковым заявлением в суд является необходимым и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать администрации Казачинского района Красноярского края в удовлетворении заявленных требований к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, возложении обязанности, в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, в апелляционном порядке, через Казачинский районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: Т.П. Полякова

Копия верна. Судья.

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2021г.