ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-451/2022 от 23.05.2022 Рославльского городского суда (Смоленская область)

УИД 67RS0-64

Дело а-451/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Рославльский городской суд в составе:

Председательствующего (судьи) Шаровой С.Е.,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по , старшему инспектору ДПС 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по ФИО3 о признании незаконным досмотра транспортного средства и личных вещей,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ на автомобильной дороге – «Обход , 4 километр» инспектором ДПС 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по ФИО3 была остановлена машина истца, и в период времени с 8 часов до 9 часов произведен незаконный досмотр транспортного средства и личных вещей, принадлежащих истцу. При этом истец не совершал никакого правонарушения, орудий и предметов правонарушения у него в машине быть не могло.

Протокольным определением Рославльского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен инспектор ДПС 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по ФИО3

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, указав, что никаких законных оснований для проведения досмотра его транспортного средства и личных вещей не было. Также добавил, что является адвокатом и предупреждал об этом сотрудника, но тот в нарушение адвокатской открыл портфель истца и посмотрел содержимое документов. При этом он и его пассажиры опоздали по назначенным им делам.

Представитель административного ответчика ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по и инспектор ДПС 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, заслушав административного истца, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу пунктов 8, 16, 20, 25 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется право оставлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов); обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) личный осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Сроки и последовательность осуществления административных процедур (действий) Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами и уполномоченными должностными лицами при осуществлении государственной функции устанавливает Административный регламент, утвержденный приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Положениями п. 202 Административного регламента установлено, что основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности являются: проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ; проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве; задержание лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции», передвигающихся на транспортных средствах.

Основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследования вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности, являются: наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества; осуществление административного задержания (задержания) (п. 189 Административного регламента).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в 08:10 часов на 4 км. автодороги Обход сотрудником ДПС ФИО3 водитель ФИО1, управлявший транспортным средством «БМВ 324», государственный регистрационный знак А478ЕВ67, привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ за невыполнение требований п.2.1.1.ПДД РФ, предусматривающего предоставление по требованию сотрудников полиции полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

После привлечения к административной ответственности в отношении ФИО1 проведен досмотр транспортного средства и находящих в нем вещей, по результатам которого запрещенных к обороту предметов, веществ не обнаружено, о чем инспектором ОСБ ДПС ГИБДД взвода роты ФИО3 составлен протокол о досмотре транспортного средства.

Согласно рапорту старшего инспектора ОСБ ДПС ГИБДД взвода роты ФИО3ДД.ММ.ГГГГ он нес службу по маршруту патрулирования ПА-9 в с инспектором ФИО4 Около 8:10 часов был остановлен водитель «БМВ», в ходе беседы с которым выяснилось отсутствие у него полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Также пассажиры, которых перевозил водитель автомобиля, не были пристегнуты ремнями безопасности. С целью убедиться, имеются ли в транспортном средстве ремни безопасности, пассажиров попросили выйти из автомобиля. Водитель машины отказался от осмотра транспортного средства, что привело к необходимости проведения досмотра транспортного средства с привлечением понятых.

Доказательств досмотра личных вещей ФИО1 в материалы дела не представлено.

КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице относит к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст.27.1 КоАП РФ) и устанавливает основания и порядок личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7), досмотра транспортного средства (ст. 29.9) и изъятия вещей и документов (статья 27.10), имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении носят безотлагательный и кратковременный характер и не предполагают получение согласия лица, в отношении которого они применяются.

Учитывая, что действия должностного лица по досмотру транспортного средства и находящихся в нем вещей обусловлены целями пресечения возможного правонарушения, судья находит ошибочным довод административного истца об отсутствии оснований для досмотра.

При этом досмотр транспортного средств осуществлялся в присутствии понятых.

Сотрудник ДПС находился при исполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, ранее гражданина не знал, между ними не было неприязненных отношений.

При этом для признания действий лиц, наделенных публичными полномочиями, незаконными в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие указанных действий нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этими действиями прав и законных интересов административного истца.

Частью 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым бездействием.

ФИО1 таких доказательств не представлено, нарушения его прав оспариваемыми действиями по досмотру транспортного средства и находящихся в нем вещей судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

С учетом изложенного, заявленные требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-188 КАС РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по , старшему инспектору ДПС 2 взвода 2 роты ОСБ ДПС ГИБДД УМВД России по ФИО3 о признании незаконным досмотра транспортного средства и личных вещей оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение изготавливается в день вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий (судья) С.Е.Шарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.